Начало года отмечено спадом белорусского экспорта и ростом потребительской активности на внутреннем рынке
Леонид Заико, научный обозреватель «Дела»
Еще в 90-ые годы прошлого века при первых попытках макроэкономического анализа хозяйственного пространства Беларуси стало понятно, что наша данность – малая открытая экономика. А она функционирует не так, как хозяйственная система СССР, Германии или США. Именно это обстоятельство до сих пор и не понимает значительная часть элиты нашей страны.
Более того, принимаются решения, которые становятся крайне опасными для малой экономики открытого типа. Например, замысловато проводится девальвация с одновременным «ручным» замораживанием цен на внутреннем рынке, что мы с вами наблюдали совсем недавно. Этот «фокус» привел к деформации внутренних и внешних цен, разбалансировке агрегатов производительной экономики. И расхлебывать последствия этого нам еще предстоит.
Наше «все»
Исследования показали, что генератором экономической динамики является внешняя торговля. Для Беларуси самый важный агрегатный показатель – экспорт товаров и услуг. За счет внешних продаж мы можем увеличивать объемы покупок ресурсов, более успешно вкладываться в новые инвестиционные проекты. По сути, именно стимулирование экспорта и является центром промышленной политики правительства.
Однако белорусский экспорт товаров и услуг за начало 2015-го составил всего 77,3% от уровня прошлого года, проще говоря – сократился почти на четверть. Это наверняка станет фактором развития следующей стадии экономического кризиса.
Нынешняя ситуация во внешней торговле складывалась при резком снижении экспортных цен: в среднем они «просели» на 28,1%. А товарная масса экспорта выросла на 4,5%. Естественно, что на этом фоне сформировалась проблема возврата денег. Но думать об этом – уже слишком поздно.
Есть в списке «просевших» очень интересные позиции. Скажем, нефтепродукты мы уже продаем по $0,45 за килограмм, нефть – по $326 за тонну, сжиженный газ – по $0,3 за килограмм, калийные удобрения уходят по $495 за тонну, азотные – по $645. И так далее...
Есть, конечно, и «хорошие новости». Увеличился экспорт аммиака, яблок, капусты, компрессоров и рапсового масла. Вот это торговля!
Новые вызовы
Перейдем к внутреннему рынку. Здесь ситуация достаточно интересная. Машина производства не застопорилась в первые месяцы года, только позже снизилась загрузка предприятий и стали вводиться 3-4 дневные рабочие недели.
Пожалуй, только в сельском хозяйстве идет прирост, причем на достаточно высоком уровне – 5%. Коровы хотят доиться, как прежде, ведь биологические процессы сложнее затормозить. Аграрный сектор вообще может и не заметить, что происходит в экономике: там маркетинг находится еще в зачаточной фазе.
На внутреннем рынке потребление пока не упало, покупки домашних хозяйств даже выросли на 2,9%. Это при том, что импорт обвалился на 40%!
Оптовики также остаются оптимистами: у них – прирост на 2,7%, хотя это, скорее, за счет реструктуризации поставок в пользу менее дорогих товаров.
Начался разброс важных параметров. Убытки в стране уже суммарно составляют Br42 трлн. И это на фоне повышения рентабельности продаж с 5,8% в 2014 году до 8,9% в нынешнем. Очень оригинально, особенно с учетом того, что удельный вес убыточных предприятий достиг 28,6%.
И в этих условиях мы продолжаем торговать – с упоением. Адекватно на кризис отреагировала только отрасль общественного питания, которая снизила свои продажи на 10,5%. Люди оценивают ситуацию реалистично, голосуют «ногами». И кошельком, естественно.
Самый мощный вызов, с которым столкнется внутренний рынок Беларуси в 2015 году, –вытеснение белорусских товаров российскими, поскольку они дешевеют быстрее, чем наши. Мы уже наблюдали это в сегменте новых авто, которые потоком пошли в нашу страну из России.
В розничной торговле пока интересных изменений не происходит. Растут сети, множатся гипермаркеты. Еще интенсивнее развивается интернет-торговля. Но важнее то, что мы не стали европейцами по структуре расходов в торговле. У них продукты питания занимают всего 12-17%, у нас –50,5% (включая, правда, табачные изделия), как и 20 лет назад. В общем обороте алкоголь составляет около 10% расходов наших потребителей. Много, и даже слишком много.
Что будет дальше? Какие решения будет принимать потребитель? Скорее всего, будет экономить, сокращать расходы. Станут ли товары дешевле? Вполне возможно – из-за снижения спроса или наплыва более дешевых товаров из России.
Динамика есть – она непростая, противоречивая. Ее надо понять и использовать в своем бизнесе. Время меняться, как никогда.
Полный вариант статьи читайте в свежем номере журнала "Дело", главная тема которого "Ритейл"
Материалы автора:
«Нам необходимо адаптироваться к новым условиям»