Повсеместное распространение смартфонов и планшетов приводит к все более широкому использованию мобильных приложений в бизнесе. Причем эти программы все шире применяются не только в сегменте B2C, но и в корпоративной среде.
Игорь Клоков,
специально для «Дела»
Ежегодное исследование рынка State of Mobility, проводимое известной компанией Symantec, подтверждает тренд мобилизации бизнеса. Причем даже самые смелые прогнозы экспертов не успевают сейчас за действительностью.
По данным глобального исследования, затронувшего свыше 3 тыс. предприятий в 29 странах, число работников, оптимистично настроенных в отношении мобильных приложений, постоянно растет и уже значительно превышает количество пессимистов. При этом наблюдается разделение компаний по их отношению к мобилизации на «новаторов» и «консерваторов».
«Новаторы» открыты для любых, даже рискованных изменений, которые могут привести к повышению эффективности бизнеса. «Консерваторы» отдают предпочтение устоявшимся приемам работы и стараются избежать новых рисков. 66% «новаторов» уверены, что преимущества мобилизации перевешивают возросшие риски, из «консерваторов» в этом убеждены только 26%. Зато и бонусов от использования мобильных устройств «новаторы» получают гораздо больше. По их мнению, прибыль вырастает на 34%, оборот – на 44%, а общий эффект для компании и для управления кадрами за счет мобилизации увеличивается более чем в 7 раз! «Консерваторы» признают эти же эффекты, но ценность их применения оценивают вдвое ниже.
Клиенты рулят
«Мобилизацию» объявили вовсе не топ-менеджеры, а клиенты компаний, которые двумя руками голосуют за мобильные технологии. Именно в борьбе за клиента компании вынуждены развивать свою инфраструктуру в русле стратегии мобильности. Руководители отдают себе отчет в том, что мобильные приложения остро востребованы, когда бизнес связан с предоставлением услуг клиентам.
Хуже обстоят дела в сегменте B2B. Если в мире внутрикорпоративные приложения используются не меньше, чем клиентские, то в белорусских компаниях их пока совсем мало. Для сравнения: в США внутрикорпоративные мобильные приложения используют 75% сотрудников компаний, в Восточной Европе − 44%. На соседнем российском рынке ситуация примерно такая же, как и у нас, но все же имеются вдохновляющие примеры отдельных внедрений. Российские компании, использующие мобильные приложения, отмечают не столько рост оборота или прибыли, сколько экономию бюджетов.
Безопасность в контейнере
Эксперты предлагают разделять использование мобильных приложений и мобильных сервисов, которые не всегда связаны с приложениями.
Мобильные сервисы также влияют на производительность труда в компаниях, но в существенно меньшей степени по сравнению с приложениями, которые обеспечивают полноценную работу в информационной системе. Возможно, их использование тормозится дополнительными рисками, которые несут с собой мобильные устройства.
Это не только риск утечки критически важной информации, но и вероятность внесения в корпоративную информационную систему «зловредного кода» − вирусов и троянов. По объявленным данным, число угроз такого рода в отношении мобильных устройств за прошлый год почти удвоилось (прирост 95% по сравнению с годом ранее).
В исследовании Symantec State of Mobility отмечено, что около 70% компаний принимают специально утвержденные политики безопасного использования мобильных устройств. Причем, как в отношении личных гаджетов, так и в случае, если используются устройства, предоставленные работникам компанией. Кстати, использование специально подготовленных корпоративных устройств – это один из двух «рыночных» подходов к мобилизации. Компания закупает подготовленные для этого мобильные устройства со специализированными прошивками.
Но наиболее продуктивным в настоящее время специалисты считают использование технологии MDM – (Mobile device management – «Управление мобильным устройством»). MDM–система устанавливается одновременно и на корпоративном сервере, и на мобильном устройстве, и обеспечивает повышенную защиту для ограниченного набора приложений. В операционной системе мобильного устройства создается так называемый «контейнер», в котором и работают корпоративные приложения.
Контейнер MDM не позволяет другим приложениям взаимодействовать с теми приложениями, которые размещены в нем, тем самым исключается возможность внедрения зловредного кода и других угроз. Шифрование данных и защита канала связи тоже осуществляются на уровне контейнера.
Кроме того, одним из основных плюсов использования MDM-систем является возможность удаленного управления (установки, удаления, изменения настроек) мобильных приложений. В случае потери мобильного устройства приложения удаляются автоматически. Популярность этой технологии подтверждается тем, что такие системы уже предлагаются несколькими вендорами. Конечно, MDM-решение дешевым не назовешь − лицензия на одного пользователя стоит порядка $100. Но появляются и менее затратные варианты – «облачные» решения по MDM. Эта система только начала внедряться на мировом рынке, и в Беларуси ее пока нет.
Вместо резюме: накануне «большого взрыва»
По данным некоторых белорусских разработчиков, проекты, связанные с созданием мобильных приложений с MDM-защитой уже находятся в стадии рассмотрения, первые заказчики – банки. Разработчики возлагают на них большие надежды, поскольку успешная реализация открывает путь к созданию мобильных приложений для госструктур. Обеспечение безопасности – единственное препятствие, которое сдерживает их использование. Решение этой проблемы, по мнению экспертов, вызовет взрывной рост предложения государственных услуг населению посредством мобильных приложений.
Мнение эксперта
Дмитрий Иванейчик,
начальник отдела мобильных систем и технологий IBA IT Park:
Ошибочно полагать, что мобильное приложение – это уменьшенная компьютерная программа, что-то неполноценное и простое. Сегодня мобильные устройства по своим функциональным возможностям максимально приближены к традиционным компьютерным системам, работающим под управлением Windowsили Linux. И в большинстве случаев разработка мобильных приложений сопоставима с разработками под большие операционные системы. Срок разработки зависит от сложности. Если приложение простое, то минимальный срок – 2-3 месяца: 2 недели уходит на уточнение требований и аналитику и столько же − на внедрение. Порядка 2-х месяцев занимает непосредственно разработка. Более сложные приложения создаются дольше. Срок разработки некоторых наших проектов превышает полтора − два года. В качестве такого примера можно привести разработку мобильного оффлайн−клиента для системы документооборота.
Кроме того, операционные системы (ОС) мобильных устройств – еще один фактор, который не всегда принимают в расчет. Эволюция обычных ОС наглядна и понятна, они давно вышли на уровень, когда ядро использует устоявшуюся архитектуру. Поэтому изменения, которые происходят с появлением новых версий ОС, не критические. В то же время мобильные ОС считаются молодыми, их разработчики все еще находятся в поиске идеальной архитектуры. Поэтому каждое обновление приносит большое количество существенных изменений. Приложения для предыдущих версий могут не запускаться или работать некорректно в новой версии. С выходом каждого обновления мобильной ОС необходимо, как минимум, проверять корректность работы мобильного приложения, а иногда и дорабатывать его. Поэтому большое значение имеет сопровождение мобильного приложения со стороны разработчика.
Полный вариант статьи читайте в печатной версии свежего номера журнала "Дело", главная тема которого - "Телекоммуникации. Связь. IT-технологии"
Статьи по теме: