Delo.by,

    Комментарии 5 Ноя 2014 13:44

    Мотивация без затрат. Финансовых

    Продолжаем публикацию статей, на тему нематериальной мотивации сотрудников. На этот раз – еще 2 секрета из 10, открывающие тайны вовлеченности сотрудников*

    Сергей Колесников, топ-менеджер,
    консультант 
    в области организационного развития и управления персоналом.
    Специально для «Дела»

    СЕКРЕТ 4. Внешний враг – вот что сплачивает людей лучше всего

    Те, кто занимается политологией, наверняка знают, что в мировой истории одним из самых излюбленных способов сплочения народа является формирование в сознании людей образа внешнего врага. Прием работает практически безотказно, решая при этом три важные задачи:

    • Переключает внимание с реальных насущных проблем на борьбу с внешним злом;
    • Тем временем руководство может внедрять самые непопулярные изменения (ситуация позволяет);
    • Народ мобилизуется против внешней силы, многократно увеличивая продуктивность своей деятельности.

    Но этот же способ дает неплохой результат и в практиках командообразования. Попробуйте красочно и правдоподобно нарисовать образ врага, против которого компания должна объединить свои усилия. Вот увидите: кроме сплочения людей и значительного улучшения общего уровня мотивации, вы получите возможность относительно безболезненно провести непопулярные изменения. Сотрудники вас поймут и согласятся на самые злостные ущемления их интересов – «времена ведь тяжелые и кругом враги».

    Самые дальновидные руководители в период кризиса свои «мобилизующие» обращения к сотрудникам сводят к простому постулату: если фирма не победит конкурентов, то кризисные времена она не переживет, и мы все вместе окажемся на улице. Единственное спасение – работать в 2 раза больше, в 2 раза более эффективно и за гораздо меньшие деньги. И люди на это соглашались. Ведь перед глазами выстраивался реальный образ врага, угрожающего благополучию каждого работника.

    Успех «мобилизации» зависит от точности и даже образности формулировок.

    Конечно, чтобы устойчиво сплотить персонал против внешней угрозы, компания должна методично поддерживать идеологию «борьбы со злом»:

    • Регулярные общие встречи, на которых персоналу доводится актуальная позиция на рынке, рассказывается о предпринимаемых конкурентами действиях и о том, что должна сделать компания для нейтрализации противника.
    • Постоянные сводки «с полей» на корпоративном портале, в социальных сетях.
    • Заседания «генерального штаба» по выработке мер противодействия внешнему злу. Важно понимать, на каких условиях и кто войдет в состав этого штаба. Сама возможность поучаствовать в таких совещаниях для сотрудников должна быть гипер-мотивацией. А кто запрещал использовать тщеславие людей для усиления их мотивации?
    • Награждение тех, кто в борьбе с внешним врагом показал себя наиболее отважно и результативно. Причем награды должны быть именно нематериальными – грамоты, кубки, медали и, конечно же, признание руководства. Скажем, в награждении отличившихся обязательно участвует высшее руководство.

    Для формирования нематериальной мотивации с использованием технологии создания внешнего врага значение имеет не только инструментарий, используемый компанией, но и личность руководителя, отвечающего за доведение правильной идеологии.

    Важно отметить, что групповая мотивация против внешней угрозы, кроме очевидных достоинств, имеет и свой недостаток. Как только внешний враг пропадает, группа распадается. Почему? Потому что связи между сотрудниками выстроены только в одном направлении – против внешней угрозы. Используя данный инструмент нематериальной мотивации, следует это учитывать и быть готовым к тому, что либо вам придется все время искать внешних врагов, либо периодически менять тех, кто «перегорел на фронте».

    СЕКРЕТ 5. Люди обожают делать добрые дела, причем совершенно бескорыстно

    Людям нравится делать добрые дела. В каждом из нас живет альтруист, который при определенных условиях подталкивает творить добро «за наш счет». Но как только включается материальная составляющая, интерес к этому резко снижается.

    Платите ли вы своим сотрудникам за переработки? А задавались ли вы вопросом, почему они перерабатывают? Возможно, кому-то очень интересно работать над проектом, и он даже не задумывается над тем, сколько времени проводит в офисе.

    Если самоотверженность такого сотрудника станет официально отмечаться как «переработка» с соответствующей материальной компенсацией, то велика вероятность, что очень скоро оплаченный энтузиазм иссякнет. Почему? Потому что, работая на благо компании, он делал добро и был в этом искренне убежден. Разве есть смысл в таких поступках, когда за них платят деньги? Они теряют свое предназначение. Ошибка – откупаться за преданность и доброту деньгами.

    Лучшие руководители умеют так работать с подчиненными, что их внутреннее скрытое желание творить добро, выходит наружу. Механизм простой – покажи пример бескорыстности, и люди будут повторять за тобой. Вот перечень инструментов, которые позволяют развивать и поддерживать у сотрудников здоровый альтруизм:

    ·  Корпоративная благотворительность. Важно правильно определить, на что будут расходованы средства. Сотрудники нередко собирают деньги, которые – в зависимости от их пожеланий – идут на помощь больным детям, на ремонты в детских домах, на детские игрушки, на приюты для животных, на помощь инвалидам и т.д. Хорошо, когда компания подключается к этим хорошим делам и, скажем, удваивает сумму, собранную персоналом, из корпоративного бюджета.

    ·  Волонтерство. Все мы любим чистоту и порядок. Почему бы не организовать субботник и не помочь городу с высадкой деревьев, уборкой территорий? Только не следует принуждать людей к участию в таких мероприятиях. Пусть участниками станут только те, кто действительно желает совершить социально-полезное дело. И весь вопрос в том, насколько компания умеет правильно формировать внутренний PR, показать своим примером, что ей не безразлична экология.

    ·  Позитивный имидж. Одна из российских компаний, продающих алкоголь, в преддверии школьных выпускных провела акцию: ее сотрудники работали во всех крупных магазинах города и отслеживали на кассах, чтобы алкоголь не отпускался подросткам.

    ·  Социальная ответственность. Интересный проект организовал строительный холдинг. Определив места, где нет пандусов для инвалидов, инициативная группа в нерабочее время за счет материалов компании строила необходимую инфраструктуру. В группу входили не только обладатели строительных навыков – на стройке любые руки пригодятся. Особенно, если человек к делу подходит с душой.

    Такие проекты стоит сопровождать фото – и видеосъемкой. Это отличный материал для внутреннего использования и для внешнего PR.

    Повторюсь, пробуждать альтруизм лучше всего своим примером. Компании, которые активно используют этот инструмент нематериальной мотивации, практикуют следующее:

    · Корпоративная благотворительность.

    · Участие бизнеса в социально-ответственных проектах (экология, защита животных, поддержка образования и пр.).

    · Поддержка сотрудников (ссуды, подарки на юбилеи, поддержка в критических ситуациях и пр.).

    · Организация комфортных условий работы (удобный офис, современная оргтехника, кондиционеры, оплата обедов, наличие комнаты отдыха, переговорных комнат и т.д.).

    ·      Предоставление времени для решения личных вопросов. Это отлично работает для трудоголиков, которые «живут на работе», накапливая «бытовые проблемы». Например, одна из компаний ввела такую социальную льготу – 4 оплачиваемых часа в месяц для решения личных вопросов в рабочее время для сотрудников, которые работают сверх нормы. Люди это очень ценили.

    Продолжение темы – в следующем номере «Дела».

     

    *Первые три секрета нематериальной мотивации сотрудников читайте в «Деле», № 9/2014.

     


    Сергей Колесников,

    топ-менеджер, консультант

    в области организационного

    развития и управления персоналом

    +375 29 668 00 32

    sesgey@kolesnikov.by

    www.kolesnikov.by

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by