Delo.by,

    Комментарии 2 Июл 2014 11:15

    Интервью недели. Ольга Леонтьева: «Беларуси необходимо стремиться к мировым стандартам»

    Председатель Ассоциации франчайзеров и франчайзи «Белфранчайзинг» рассказала Delo.by о перспективах мировых франшиз в Беларуси, а также о местных брэндах, завоевывающих рынок.

    Delo.by: Ольга, расскажите, когда Вы впервые столкнулись с таким понятием как франчайзинг и почему стали работать в этой сфере?

    Ольга Леонтьева: Эта деятельность начиналась группой компаний «Премия», которая запускала внутренний проект, связанный с франчайзингом. В ходе его реализации мы столкнулись с тем, что в Беларуси нет рынка франчайзинга – малое количество игроков, отсутствие специалистов, которые могли бы нам помочь или проконсультировать. Поэтому решили обратиться за помощью к зарубежным специалистам и стали сотрудничать с английскими экспертами. В работе с ними мы осознали, что для создания развитого рынка франчайзинга необходимы продавцы и покупатели франшиз, специалисты, которые будут помогать в этих областях, а также Ассоциация, которая бы могла защищать интересы участников рынка. Мы подумали некоторое время и решили в эту тему погрузиться - так я стала руководителем направления по развитию франчайзинга. Сегодня нами накоплен серьезный опыт в этой сфере, который помогает белорусскому бизнесу в широком круге вопросов - приобретать франшизы, создавать собственные, налаживать коммуникации между участниками рынка, отстаивать свои интересы.

    Delo.by: В апреле прошел форум «Франчайзинг. Беларусь-2014». По его итогам, какие основные тенденции можно отметить на белорусском рынке?

    О. Л: С помощью форума хотелось предоставить белорусскому бизнесу возможность познакомиться с основными тенденциями в мире в области франчайзинга. Мы собрали вопросы, интересующие предпринимателей, пригласили международных экспертов, которые на эти вопросы постарались ответить.  Главным образом, изучали опыт соседних стран, где реалии сопоставимы с нашими, однако развитие франчайзинга находится на более высоком уровне. Если говорить о тенденциях, то в Беларуси отмечается определенный рост интереса к этому направлению, увеличение активности покупки иностранных брэндов, рост числа белорусских брэндов, которые распространяются с помощью франчайзинга. Тем не менее, сказать, что в Беларуси этот рынок находится в развитом состоянии, еще нельзя. Мы только в начале пути.

    Delo.by: Вы говорите о том, что белорусский рынок франчайзинга растет. А сколько конкретно было заключено договоров франчайзинга, например, в прошлом году?

    О. Л: Сейчас очень четко видна разница между статистикой Национального центра интеллектуальной собственности и нашими собственными данными. С официальной точки зрения в 2013 году было заключено (а значит и зарегистрировано) около 10 договоров франчайзинга. В то же время количество только тех сделок, в которых участвовали мы, в несколько раз больше – около 25. Но кроме этого есть еще договоры, в заключении которых наши эксперты не участвовали! Таким образом, в целом число сделок превышает официальные данные в 4-5 раз.

    Delo.by: То есть, большинство франшиз, которые приходят в Беларусь, предпочитают не заключать официальные договоры?

    О. Л: Нужно понимать, что не всякая сделка, которая определяется как франчайзинг в мировой практике, является таковой по белорусскому законодательству. Передача фактической франшизы может быть оформлена другим договором или комплексом договоров. Кроме того, наверняка, ряд договоров просто не проходит процедуру регистрации в Беларуси. Другими словами, деятельность они ведут легально, используют комплекс, являющийся франшизой, но договорные конструкции используют другие. В то же время, конечно, если между сторонами возникает спор, то именно договор франчайзинга лучше «приспособлен» для его разрешения, так как ориентирован на суть именно этих отношений.Поэтому, на мой взгляд, если сегодня государство хочет участвовать в этом процессе, помогать предпринимателям в защите их прав и интересов, то необходимо пересматривать белорусское законодательство, чтобы оно соответствовало мировым стандартам.

    Delo.by: На Ваш взгляд, какие изменения необходимо внести в белорусское законодательство для активизации развития франчайзинга в стране?

    О. Л: Во-первых,в Беларуси существует такая особенность, когда в состав лицензионного комплекса или франшизы обязательно должно входить фирменное наименование. Понятно, что в ситуации, когда фирменное наименование франчайзера и брэнд, под которым он работает на рынке, не совпадают (а такое бывает довольно часто), франчайзи заинтересован именно в брэнде, известном среди потребителей. Но в таком случае белорусская компания должна получить от иностранной, помимо права использования товарного знака, еще и аналогичные права на фирменное наименование иностранной компании, чтобы зарегистрировать договор франчайзинга. Часто такое требование со стороны белорусской компании становится препятствием для подписания договора.  Во-вторых, встречаются случаи, когда нормы законодательства об ответственности сторон не находят понимания у иностранных контрагентов. В-третьих, у нас в законодательстве предусмотрены определенные льготы для осуществления деятельности, связанной с использованием отдельных объектов интеллектуальной собственности. И если государство понимает, что франчайзинг является эффективным инструментом для развития бизнеса, то было бы правильно использовать аналогичные льготы и для развития сферы франчайзинга.

    Delo.by: Если проанализировать данныеза прошлый год и начало 2014 года, какие иностранные франшизы в Беларуси продемонстрировали наиболее активный рост?

    О. Л: В связи с открытием современных крупных торговых и развлекательных центров в Беларуси мы наблюдаем появление многих известных брэндов fashion-индустрии. Приходят на эти же площадки и сети общепита. Например, не так давно открылся минский аквапарк и там представленадостаточно известная австралийская сеть закусочных Country Chicken.  Если говорить о появлении крупных интернациональных брэндов, то в начале этого года в Беларусь пришел брэнд RE/MAX – это сеть агентств недвижимости, которая представлена более чем 7000 офисов в 90 странах мира. Сейчас компания, которая выкупила мастер-франшизу на территорию Беларуси, планирует создать развивать сеть и в нашей стране.  Что касается франшиз, которые уже успели поработать на рынке, то здесь можновспомнить сеть обувных магазинов OPINIONS, ресторан T. G. I. Friday's, сеть пироговых Stolle.

    Фото: Ольга Леонтьева в ходе Международного форума «Франчайзинг. Беларусь-2014»

    Delo.by: Какие известные брэнды могут прийти в Беларусь в этом году?

    О. Л: В первую очередь мы ждем пополненияфранчайзинговых магазинов в сфере fashion-индустрии. Их количество будет расти по мере открытия новых крупных торговых центров, также развивается стрит-ритейл. О своем намерении расширять сеть на белорусский рынок заявили такие брэнды, как NEWYORKER, NAPAPIJRI, REPLAY, SOHO (мультибрэндовый проект, представляющий такие брэнды, как MARCO’POLO, NAPAPIJRI, TOMMY HILFIGER), TRUSSARDI, LERROS, ряд других.Также, конечно, нужно расширять сферу общепита,причем, во многих направлениях – и закусочные, и фаст-фуд, и заведения, предлагающие здоровое питание, и оригинальные национальные концепции. В этой связи можно вспомнить Burger King – одна из крупнейших фаст-фуд сетей в мире, конкурент  McDonald`s. Было несколько запросов на представление этого брэнда со стороны белорусского бизнеса, идет обсуждение с американской стороной.

    Delo.by: Можно ли говорить о тенденции, когда белорусский бизнес предпочитает не приобретать иностранные франшизы, а создавать свои?

    О. Л: Однозначно растет число белорусских компаний, которые создают собственные франшизы для расширения сети,их число становится больше с каждым годом. Устойчиво растет число белорусских компаний, которые предлагают свою франшизу для развития сети в регионах нашей страны. Также есть те, кто с помощью франчайзинга планирует расширять свою сеть за рубежом. Например, предлагает свою франшизу кафе PizzaSmile, их сеть представлена отдельными заведениями в Минске и других городах Беларуси, а также точкой на первом в Минске фуд-корте в торговом центре «Арена-сити». Еще один пример -  компания «Кажан»,белорусский производитель сувенирных изделий. Они за прошлый год открыли около 100 франчайзинговы точек в России, Украине, Казахстане. Я считаю, что очень важно для развития рынка, когда на нем представлены не только иностранные, но и национальные франшизы. Это значительно расширяет возможность выбора для наших предпринимателей и компаний. Также благоприятна и тенденция продвижения белорусских франшиз в другие страны – это новые точки роста для нашего бизнеса.

    Delo.by: Ольга, сегодня в Беларуси много говорят о модернизации и привлечении инвестиций. Может ли такой инструмент как франчайзинг помочь решить такие глобальные для экономики проблемы?

    О. Л: Безусловно, может! Более того, если рассматривать модернизацию как внедрение передовых успешных проверенных технологий, то франчайзинг является прямым инструментом для этого. Такие передовые технологии, разработанные крупным предприятием, расположенным в областном центре, или импортированные им из-за рубежа, могут дать высокие результаты, если они широко внедряются мелким и средним бизнесом в регионах, ориентируясь на потребности конечных потребителей. Франчайзинг в этом случае выступает как инструмент быстроготиражирования и эффективного внедрения, вовлекая в успешный бизнес предпринимателей и привлекая инвестиции. Важно, что франчайзинг активно используется не только в традиционных областях розничной торговли и общественного питания, но и в сферах бытового обслуживания, услуг для бизнеса, информационных технологий, медицинской диагностики. Думаю, что если мы и дальше будем ориентироваться на лучший мировой опыт, в том числе и в законодательстве, то белорусский бизнес с помощью франчайзинга не только будет развиваться более активно, но и покажет высокую эффективность.

    Беседовал Павел Петько, Delo.by.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      тел: +375 (17) 203-52-09

      факс: +375 (17) 203-09-67

      email: delo@delo.by