Кристина Рыбик, «Дело»,

    Комментарии 8 Мар 2013 0:00

    «Мини-революция» на гостиничном рынке

    В прошлом году студентка третьего курса Ксения Курусь презентовала проект создания сети недорогих хостелов. Сегодня она совладелица уже двух таких заведений.

    То, что гостиничный бизнес в Беларуси развит слабо, было понятно и без ажиотажа, вызванного приближающимся Чемпионатом мира по хоккею. Как сообщил мэр Минска Николай Ладутько, к  концу 2013 году в столице будет сдано в эксплуатацию 10 новых объектов, что значительно меньше, чем планировалось программой развития гостиничного бизнеса, принятой несколько лет назад. Еще одна проблема белорусских гостиниц – цена, которая по соотношению комфорт/стоимость значительно проигрывает соседним странам. Вдобавок в Беларуси катастрофически не хватает недорогих 3-звездочных гостиниц.

    Поэтому появление в Минске сети хостелов стало настоящим событием – глотком свежего воздуха для туристов, предпочитающих бюджетный вариант проживания. В конце прошлого года их было уже 8 на 409 мест. Конечно, в сравнении с европейскими столицами это совсем немного (например, в Вильнюсе с населением втрое меньшим, чем Минск, работает около 20 хостелов), но первый шаг, тем не менее, сделан. Причем, сделан он не государством, а молодыми и креативными бизнесменами.

    Идея – на поверхности

    Стартап студентки Ксении Курусь – сеть хостелов «Traveler» – уже стал хрестоматийным примером успешной реализации бизнес-идеи. В начале 2011-го третьекурсница, будущий юрист, получила $50 тыс. от белорусского инвестора на воплощение своей идеи. И сегодня этот проект уже не только внес свою лепту в решение проблемы дефицита недорогих гостиничных мест, но и придал этому рынку толику «европейских стандартов».

    «Многие мою историю в бизнесе, которая, я надеюсь, только началась, описывают слишком просто: мол, отлично презентовала свой бизнес-план и получила деньги, – рассказывает Ксения Курусь, сидя за обеденным столом своего уже третьего по счету хостела. – На самом деле идея что-то создать появилась у меня еще в 18 лет… Правда, первоначально это был не хостел, а кафе, которых в Минске сейчас и так слишком много! К тому же я много путешествовала, останавливалась в европейских хостелах, смотрела, сравнивала. Очевидно, что в Беларуси на тот момент ничего подобного не было».

    В отличие от многих сверстников, Ксения была решительно настроена что-то создать в Беларуси, а не пополнить растущие списки трудовых мигрантов. Успешной презентации ее стартапа предшествовала долгая работа по изучению рынка (на то время  в Минске функционировало только 3 хостела), экономические курсы и тренинги, попытки найти инвесторов. Кстати, ее проектом заинтересовались даже в Москве. В начале 2012-го Ксения презентовала свою идею, а уже в мае первый хостел сети «Traveler» официально заработал.

    По всем правилам

    Изначально проект «Traveler» рассчитан на три года. За это время планировалось открыть три хостела, а инвестиции в стартап должны были составить $50 тыс. и окупиться за три года (при пессимистическом прогнозе!). Идеей заинтересовался Александр Кнырович, бизнес-ангел «Бавин», инвестор ряда компаний в сфере энергетики, девелопмента, масс-медиа, ивент-менеджмента, совладелец строительного холдинга «Сармат». В портфолио Александра на портале сообщества бизнес-ангелов написано, что приемлемая для него доходность на вложенный капитал – не менее 40% в год. Доля инвестора в проекте составляет от 20 до 49%, выход из проекта – через 3 года.

    «Мне пришлось не один месяц убеждать Александра, что наша идея рентабельна, – вспоминает Ксения, – мы провели не одну бизнес-встречу»!

    Ксения была убеждена: начинать бизнес есть смысл только тогда, когда продумано все до мелочей. В самом деле, все хостелы сети «Traveler» соответствуют европейским нормам: один санузел на 10 человек, набор полотенец, включенный в стоимость проживания завтрак (джем/мюсли/тосты/чай/кофе), бесплатный Wi-Fi, настольные игры. За день в таком номере туристу придется заплатить от $15 до $45. Дороже всего обойдется «люкс» – $45 – однако это уже отдельная комната с двухместной кроватью, а хостел находится в историческом центре Минска.

    Как создать сеть за 1 год

    Первый хостел «Traveler», который был открыт в мае прошлого года, находится недалеко от Чижовка-арены. Небольшой двухэтажный коттедж согласно первоначальному бизнес-плану был рассчитан на 36 человек, а инвестиции должны были составить около $38 тыс. В итоге сумма выросла до $50 тыс., а количество постояльцев – до 40. «Я согласна с теми,  кто не верит в стартапы. Наш пример, скорее,  исключение, – говорит Ксения Курусь. – Идея не стоит практически ничего, намного важнее и сложнее – вложить в нее душу. С мая прошлого года у меня не было ни одного выходного, я работала за прораба, поднималась в 5 утра, чтобы сварить кофе и приготовить блинчики для постояльцев, водила их на экскурсии до позднего вечера… Мне это нравится, причем, этим живу не только я, но и вся наша команда. В этом и есть разгадка успеха. Я не могу назвать точных данных относительно рентабельности проекта, но скажу, что результаты уже превосходят наши ожидания».

    Второй объект – больная тема для молодого директора. Оригинальную идею о создании арт-хостела, где могли бы проводиться семинары и тренинги, пришлось отложить. В небольшом пентхаусе по улице Максима Танка размещалось до 24 человек, но проработал он только четыре месяца. «За это время я стала частым гостем опорного пункта милиции, – улыбается Ксения. – У нас был сосед, который постоянно жаловался на шум – с этими жалобами он дошел даже до налоговой инспекции! Все наши постояльцы были с ним знакомы, хотя у других жильцов претензий в наш адрес никогда не было, потому что не было причин. Оказалось, что семья, которая занимала квартиру до нас, ему тоже мешала. Я поняла, что в нашем законодательстве нет защиты от таких людей, а работники опорного пункта милиции расставались с нами, шутя: «Где вы там новый хостел открываете, надеюсь, не в Центральном районе? Все вы такие смелые, пока на свободе»..

    Уткнуться лбом в железобетонную стену государственного аппарата Ксении довелось уже не раз. Когда девушка подыскивала место для третьего хостела, как раз пустовали отличные площади по улице Карла Маркса, только претендовало на них еще два арендатора. Помещение находилось в госсобственности, поэтому Ксения подала заявку, готовилась к аукциону, но… его так и не провели. Место почему-то досталось тому, кто «попросил» первым.

    Тем не менее, третий хостел под названием «Trininty» в феврале 2013-го все-таки открылся в Троицком предместье. Его 5 номеров рассчитаны на 55 человек (два шестиместных, четырех- и пятиместных, один двухместный «люкс» стоят соответственно $15, $16, $17 и $45). После этого суммарные инвестиции в проект достигли $80тыс.

    Есть для кого стараться!

    «Уже в конце прошлого года у нас была очень большая загрузка, – рассказывает Ксения. – К нам приходят разные люди, в основном в возрасте от 20 до 29 лет».

    Оказывается, в Минск приезжает молодежь из Мексики, Аргентины, Австралии, США, Голландии, Германии, Великобритании, и конечно, из России, Польши, Словакии, Армении. Некоторые останавливаются на 2-3 дня, другие – на неделю. Удивительно, но в хостеле жили даже… бизнесмены из России и Италии. И те, и другие присматривались к Беларуси, чтобы здесь начать здесь бизнес. Гостила и пожилая пара из «Сталинграда», именно так они называли свой город…

    «В наших планах – расширение сети, в первую очередь, в регионах, – говорит Ксения Курусь. – Спустя какое-то время я вижу себя инвестором: мне хочется, чтобы таких интересных и живых проектов становилось больше».

     

    Мнение эксперта

    Александр Кнырович, учредитель ООО «СТИ»

    До знакомства с Ксенией я никогда вплотную не занимался гостиничным бизнесом. Проекты, с которыми я сталкивался, обещали низкую рентабельность на уровне 12-14%, а окупаемость – от 7 лет. Такие вложения оправданы только в том случае, когда у вас есть длинные дешевые деньги, например, Оманского фонда, либо инвесторов, которые готовы работать за 3-4% годовых. На сегодня белорусские деньги стоят недешево, поэтому при крупных вложениях овчинка не стоит выделки.

    Я готов был взяться за рисковый и доходный проект с уровнем отдачи в 30-40%. Но когда мне презентовали идею хостелов, я подумал, что это очередное бессмысленное вложение денег и ничего из этого не выйдет. Однако Ксения была достаточно активной, говорила грамотно, и мы встретились еще раз. Оказалось, если рассматривать гостиничный бизнес в разрезе вложений только в аренду помещений и их благоустройство, то проект оказывается потенциально доходным. К тому же он не требовал затрат выше $50 тыс. и был мне понятен как потребителю.

    Что мы имеем спустя почти год? Хостел, который мы запустили на улице Голодеда,  находится не в самом хорошем месте. Уже в начале этого года стало ясно, что нам необходима еще одна точка. Сейчас мы развиваемся в Троицком предместье и считаем, что это идеальное  место. Хостел был запущен с качеством, к которому мы стремились, но из-за необходимости переезда мы не уложились в ранее оговоренную сумму инвестиций. Впрочем, хотя мы и не получили ту прибыль, на которую я рассчитывал, проект работает прибыльно. По 10-бальной шкале его смело можно оценить на 6-7 баллов. Но, когда ты вкладываешься в стартап, нужно понимать, что согласно мировой статистике из десяти проектов «выстреливает» только один, а выживают – 4-5.

    Мне бы хотелось,  чтобы через некоторое время проект разросся до сети хостелов в нескольких областных центрах. Насколько Ксения справится с такой задачей как менеджер – еще непонятно, хотя она очень трудолюбивая девушка.

    Глядя на наш пример, огромное количество людей решили, что начать такой проект просто. Во-первых, рынок пустой. Во-вторых, между отелями высокого класса и гостиницами советского типа – огромная пропасть, которую пока не заняли мировые сети эконом-класса. Но открытие хостела – это бизнес, который очень требователен к месту и ко многим другим деталям. Я уверен, что в долгосрочной перспективе в Минске будет не один десяток хостелов, при этом из шести, которые открылись в прошлом году, выживет только один.  

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by