Михаил Денисюк, начальник отдела по надзору за исполнением налогового и таможенного законодательства Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, советник юстиции,

    Комментарии 1 Май 2013 0:00

    «Марочный» товар: дороже, но безопаснее

    Чем чревато нарушение порядка обязательной маркировки товара?

    С марта 2005 года в Республике Беларусь применяется такой инструмент государственного регулирования экономики, как маркировка отдельных групп товаров контрольными (идентификационными) знаками (далее – КИЗ).

    До этого маркировке в установленном порядке (акцизными марками либо контрольными знаками) подлежали лишь несколько наименований продукции. А именно: стеклянная тара для пищевых продуктов, алкоголь, табачные изделия и сопроводительные документы, оформленные в соответствии с законодательством на автомобильный бензин и дизельное топливо, ввозимые в Республику Беларусь с территории государств, с которыми отменены таможенный контроль и таможенное оформление.

    Основными актами законодательства, регулировавшими сферу маркировки КИЗ, первоначально являлись: Указ Президента Республики Беларусь от 14.09.2004 №444 «О введении маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками» и Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14.10.2004 №1280, которым утвержден перечень товаров, подлежащих маркировке (в настоящее время такой перечень утвержден постановлением Совета Министров от 29.07.2011 №1030). Однако после подписания Главой государства Директивы №4 порядок регулирования в этой сфере несколько изменился в сторону упрощения процедур и определенной либерализации механизма маркировки.

     

    Защита рынка

    В чем суть применения государством такого инструмента, как КИЗ? Она заключается в том, что оборот определенных групп товаров – их приобретение, хранение, использование в производстве, транспортировка и реализация (с некоторыми исключениями) – в Республике Беларусь запрещен без нанесения на них КИЗ либо если такая маркировка нанесена с нарушениями установленного законодательством порядка. Этот порядок включает в себя, например, требование соответствия КИЗ виду товара, в некоторых случаях – необходимость обеспечения разрушения КИЗ при вскрытии индивидуальной упаковки, обязанность их нанесения таким образом, чтобы они не препятствовали доведению до сведения потребителей информации о свойствах товаров и др.

    Введение маркировки КИЗ изначально было связано с необходимостью обеспечения экономической безопасности государства и защиты интересов граждан. Этот механизм направлен на предотвращение вовлечения в теневой оборот товарно-материальных ценностей, а также на развитие добросовестной конкуренции, поскольку нанесение контрольного знака на товар в некоторой степени защищает его как от подделки, так и от демпинга со стороны участников нелегального оборота. Маркировка КИЗ призвана также способствовать увеличению налоговых поступлений в бюджет (собственно, в этом и заключается основная задача), облегчить со стороны государственных органов контроль за производством и ввозом маркируемых товаров, а также сбор, систематизацию и получение полной и достоверной информации о состоянии рынка маркируемых товаров, защитить потребительский рынок от фальсифицированной продукции.

    Действительно, даже наличие надлежаще оформленных товарно-транспортных документов стопроцентно не гарантирует легальность оборота товара, так как под их прикрытием в отношении одной партии товаров не исключается незаконный оборот других. Отсутствие же КИЗ на конкретном обнаруженном товаре образует состав административного правонарушения и дает основания, кроме наложения штрафа на виновное лицо, для конфискации такого товара.

    Так, на основании ст. 12.35 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, постановлением хозяйственного суда Витебской области от 22 января 2013 было конфисковано 1705 пар обуви общей стоимостью Br347 млн., предлагавшейся к реализации в магазине ЧТУП «N» в г. Витебске. А 20 марта хозяйственным судом Гродненской области были конфискованы хранившиеся у индивидуального предпринимателя в г. Гродно 6882 DVD?диска и видеокассеты на общую сумму Br165 млн.

    Проверить подлинность нанесенных на товар КИЗ не представляет большой сложности. Информацию о покупателе КИЗ, дате их реализации или признании недействительными можно получить в инспекциях Министерства по налогам и сборам (МНС), в издательстве «Белбланкавыд» а также на сайте www.bisc.by/uslugi/asbdb.html.

     

    Удар по «серому» импорту

    Введение КИЗ стало достаточно эффективным средством профилактики нарушений в хозяйственной сфере. Например, если в 2005 году в Республику Беларусь легально было ввезено всего 65 тыс. мобильных телефонов (согласно данным Государственного таможенного комитета) из 1 млн. подключенных (!) в том же году, то в 2009-м «белый» импорт превысил 500 тыс. единиц, а в 2011-м – 1 млн.

    После введения с конца 2007 г. маркировки КИЗ телевизоров, а с начала 2008-го – часов объемы их легального ввоза также увеличились: за год по телевизорам – в 3,5 раза, по часам – в 4. Объемы реализации возросли в 2,5 и в 3,5 раза соответственно. В течение анализируемого периода платежи в бюджет от реализации данных групп товаров возросли в 2,4 и 2,3 раза соответственно! По данным МНС, в первом полугодии 2009 г. темп роста налоговых платежей, уплаченных производителями и импортерами товаров, подлежащих маркировке КИЗ, в сопоставимых ценах к соответствующему периоду 2008-го составил 106,1%, в том числе по производителям – 101,8%, по импортерам – 110,2%.

    Первоначально в перечень товаров, подлежащих маркировке, по инициативе МНС были включены всего две товарные позиции: моторные масла и пиво. В дальнейшем этот список расширялся, причем, часто – в связи с обращениями самих отечественных производителей и импортеров маркируемых товаров! Регулярно вносятся предложения по его дальнейшему расширению, например, запчастями для легковых и грузовых автомобилей.

    В настоящее время он содержит 21 продовольственную и непродовольственную товарную группу: масло растительное; икра осетровых (ее заменители) и рыбные консервы; овощные и фруктовые соки; воды сладкие и прочие безалкогольные напитки; пиво солодовое; слабоалкогольные напитки; масло моторное; моющие средства для стирки изделий из различных видов тканей, моющие и чистящие средства для стекол; кофе; чай; мате, или парагвайский чай; антифризы; обувь; мобильные телефоны; часы; ноутбуки; принтеры и мониторы для вычислительных машин; телевизоры; материальные носители, содержащие фонограммы и (или) аудиовизуальные произведения.

    Необходимость реализации положений Директивы №4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» и либерализации экономики обусловили ряд изменений и в порядок маркировки КИЗ.

    Во-первых,проведенный сравнительный анализ позволил правительству сделать вполне обоснованный вывод о возможности сокращения перечня обязательно маркируемых товаров. В частности, по таким товарным группам, как питьевая и минеральная вода без добавления сахара или других подслащивающих или вкусо-ароматических веществ, уксус и биологические активные добавки к пище. Эти товарные группы исключены из перечня с 1 сентября 2011г.

    Во-вторых,с выходом Указа Президента от 10.06.2011 №243 «О маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками» был упрощен сам порядок маркировки. А именно: с 17 сентября 2011-го у субъектов хозяйствования появилась возможность маркировки ввозимых в нашу страну товаров не только за ее пределами, но и на территории Беларуси (на таможенных складах либо на специальных уполномоченных складах).

    В-третьих,уже не требуется наличие КИЗ при вывозе товаров за пределы Республики Беларусь. А также – при хранении и транспортировке товаров, находящихся под таможенным контролем, транспортировке и хранении проб и образцов товаров, предназначенных для проведения испытаний на соответствие требованиям технических нормативных правовых актов, при транспортировке, хранении и использовании товаров, являющихся иностранной безвозмездной помощью и др.

     

    Дорогое удовольствие

    Можно ли считать перечисленные меры по либерализации института маркировки КИЗ достаточными? Наверное, нет. Маркировка товаров, бесспорно, сопровождается усложнением экономической деятельности хозяйствующего субъекта. Так, ему необходимо заранее и на условиях предварительной оплаты приобрести КИЗ, стоимость которых (кроме КИЗ для маркировки моторного масла) сегодня выросла с Br20 до Br100 за штуку, а потом – с соблюдением таможенной процедуры экспорта переслать их иностранному производителю, согласному наносить КИЗ на товар, предназначенный только для импорта в Республику Беларусь. Между тем, в случае нанесения КИЗ на территории Республики Беларусь импортеру потребуется самому установить и обслуживать специализированное оборудование по маркировке товаров. Поскольку КИЗ являются бланками строгой отчетности, то необходимо ежеквартально предоставлять налоговому органу отчеты об их использовании.

    Кроме того, субъекты хозяйствования обязаны обеспечить соответствующий учет и хранение этих знаков. КИЗ должны храниться в закрытых помещениях, оборудованных сигнализацией и опечатываемых (для юридических лиц), защищенных от проникновения атмосферных осадков и почвенной влаги, при температуре плюс 20 (+/- 2 градуса) по Цельсию и относительной влажности 55-65%. Несоблюдение этих условий, особенно при повышенной температуре, может привести к порче КИЗ, сбоям в работе маркирующего оборудования и, как следствие, простою производства. В случае, если это произойдет в ночное время, ситуация еще более осложнится наличием ограничений в доступе к КИЗ ремонтников и необходимостью прибытия на производство лица, материально ответственного за ведение учета, хранение и выдачу контрольных знаков.

    Механизированное нанесение КИЗ, по мнению специалистов, также замедляет скорость конвейера на 3-5% (по некоторым оценкам – даже до 10%), а в ряде случаев вообще является крайне затруднительным. Все это вкупе со стоимостью самих КИЗ влечет удорожание товара.

    Имеются сложности при выборе конкретного вида КИЗ для тех или иных товаров из числа подлежащих маркировке (например, между КИЗ «ВОДА», «НАПИТКИ» или «СОКИ»), а также при определении, подлежат ли отдельные конкретные виды товаров маркировке.

    Наконец, неумышленное отсутствие КИЗ либо их несоответствие требуемым стандартам, нанесение на не предназначенное для этого место и др. нарушения – чреваты наложением штрафа и даже конфискацией товара. И хотя признаки состава административного правонарушения включают наличие вины, юридическое лицо согласно ст. 3.5 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях признается виновным, если будет установлено, что им не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и не были приняты все меры по их соблюдению. То есть, отрицать вину юридического лица практически всегда невозможно.

    Важно учитывать и целесообразность маркировки отдельных видов товаров в принципе. Например, воды, включая минеральные и газированные, содержащие добавки сахара или других подслащивающих или вкусо-ароматических веществ, и прочие безалкогольные напитки являются низкомаржинальными товарами, имеющими существенный вес и объем при относительно невысокой стоимости и достаточно высоком удельном весе транспортных расходов. Это приводит к практически полному отсутствию экономической выгоды от их нелегального оборота, а также легального импорта (не более 0,5% объема рынка). Этому также способствует специфика рынка в Беларуси: около 85% его объема занимают 4 белорусских производителя напитков. Кроме того, задачи обеспечения безопасности потребителя от подделок и идентификации производителя обеспечиваются индивидуальностью тары (бутылок) у каждого субъекта хозяйствования.

     

    Резюмируя

    Наличие ряда плюсов и минусов института маркировки товаров КИЗ и необходимость соблюдения баланса общественных и частных интересов заставляет регулирующие органы крайне взвешенно подходить к вопросам как дополнения перечня маркируемых товаров, так и исключения из него отдельных позиций. Тем не менее, возможности для сокращения перечня товаров, подлежащих обязательной маркировке, есть. Если отмена маркировки КИЗ, например, мобильных телефонов или обуви – явно преждевременна, то вопрос об исключении вод и других безалкогольных напитков из числа маркируемых давно назрел.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by