Несмотря на кризис, в Беларусь продолжают приходить новые франшизы. В частности, в последнее время много говорят о новых франчайзинговых объектах, представляющих сферу фаст-фуда. О перспективах франчайзинга в Беларуси «Делу» рассказала председатель ассоциации «Белфранчайзинг» Ольга Леонтьева.
«Прежде всего, нужно отметить, что с 2005 года (когда законодательно появилась возможность заключать договоры франчайзинга в нашей стране) до сегодняшнего дня применение данного инструмента значительно активизировалось. Так, 2014 год показал рост числа запросов и сделок на 30% по отношению к предыдущему периоду. Если конкретизировать, то с 2010 по 2014 годы франшизы иностранных сетей в основном появлялись в сфере ритейла. Это связано, в первую очередь, с появлением торговых площадей надлежащего уровня для размещения на них международных брэндов.
Текущий год показывает рост числа франшиз в сфере общепита. Что можно объяснить двумя причинами.
Во-первых, сети фаст-фуд с небольшим средним чеком по сравнению с другими вариантами объектов общепита меньше подвержены негативным кризисным проявлениям. Если смотреть статистику соседних стран, то в период кризиса такие заведения пострадали менее всего – у них почти не наблюдалось падения клиентского спроса, а сами сети не только не уменьшились, но и продолжили расти.
Во-вторых, наш рынок совершенно не насыщен подобными предложениями, а действующие заведения данного сегмента показывают высокий клиентский спрос. Также появление иностранных брэндов в стране облегчает процесс переговоров с другими сетями, еще не представленными на белорусском рынке.
Если говорить о перспективах данного сегмента, то амбициозные планы по развитию заявляют сети, которые уже открылись или готовятся к открытию своих точек – такие как Papa John's, Burger King, KFC, Cinnabon, Hesburger. Кроме того, еще как минимум с тремя известными брэндами ведутся переговоры на предмет открытия их заведений в нашей стране. Таким образом, в ближайшие 2-3 года мы ожидаем появления большого количества новых известных закусочных и ресторанов фаст-фуда.
Интересно, что и белорусский фаст-фуд не остается в стороне от этих тенденций. Например, белорусская сеть GooDburger, заведения которой пока представлены только в Минске, также предлагает свою франшизу на белорусском рынке. Думаю, что такое предложение может быть интересно для регионов, где нет конкуренции в данной сфере, а также тем, кто не готов инвестировать в открытие своего бизнеса значительные средства (покупка права работы под известным международным брэндом требует инвестиций в сотни тысяч долларов).
Кроме традиционных отраслей сохраняется спрос на франшизы в сфере оказания услуг. В частности, активизировался спрос на франшизы в сфере интернет-технологий, создания и продвижения сайтов и др.».