Delo.by,

    Комментарии 3 Ноя 2014 14:00

    Консультация для предпринимателей. Как выбрать франшизу для Беларуси?

    Предложение франшиз для белорусов в последнее время быстро пополняется: с одной стороны, растет заинтересованность мировых систем в партнерах из нашей страны, с другой – появляется все больше местных франчайзинговых сетей. Однако, чем шире выбор, тем сложнее принять единственно верное решение.

    Татьяна Пархоменко, delo.by

    Попробуем разобраться, на какие критерии нужно ориентироваться предпринимателям, выбирая свой будущий бизнес во франчайзинговой системе.

    Алгоритм выбора франшизы

    1. Белорусская франшиза vs иностранная

    Один из первых вопросов, который встает перед потенциальным франчайзи: какую франшизу предпочесть - отечественную  («национальную франшизу») или иностранную? С одной стороны находится бренд, уже представленный на национальном рынке, с другой - многолетний опыт европейской или американской компании.

    Поскольку на стадии открытия своего бизнеса будущим франчайзи неизбежно придется столкнуться с чередой согласований и решением массы юридических вопросов, тут возникает риск наткнуться на первый «подводный камень» – разницу в законодательствах  страны происхождения франшизы и Беларусью.

    Даже в нормативных актах на постсоветском пространстве, не говоря уже о Европе, могут быть принципиальные различия, которые подпортят немало крови, а может быть, и поставят под угрозу открытие бизнеса.

    Если франшиза национальная, то таких проблем у франчайзи обычно не возникает. Местные компании-франчайзеры уже прошли сложный путь открытия бизнеса в Беларуси, и охотно делятся своими наработками с партнерами-франчайзи. Это существенное преимущество национальных франшиз.

    Однако это не значит, что открыть предприятие под известным европейским брендом в Беларуси невозможно или очень сложно. Это означает лишь то, что перед тем, как покупать франшизу, необходимо адаптировать франчайзинговую модель к условиям нашей страны. У иностранных франшиз могут быть свои весомые «плюсы», которые в долгосрочной перспективе с лихвой оправдают вложенное время и средства.

    2. «А стоит ли франшиза этих денег?»

    Хорошо раскрученный в Европе бренд может стоить очень дорого. Но тут важно ответить один  существенный вопрос - знают ли его у нас в стране?

    Конечно же, если речь идет о  Burger King  или  H&M – то сложно найти белоруса, который не знал бы эти компании. И, покупая такую франшизу, предприниматель получает возможность воспользоваться преимуществами раскрученных брендов.

    Если же вы нацелились небольшую кофейню или пиццерию, название которых ни о чем не говорит нашему человеку, в этом случае лучше обратить внимание на белорусских франчайзеров. Местные компании могут предоставить своим франчайзи контакты поставщиков оборудования, товаров, ингредиентов, в то время как поставщики европейских франчайзеров не всегда представлены в нашей стране.

    С другой стороны, настоящий бизнесмен всегда может запустить параллельный проект по импорту недостающих товаров и на этом также неплохо заработать.

    enlightenedВывод: прежде чем определиться с покупкой франшизы, ответьте на три вопроса

    • какие сильные стороны имеет бренд?
    • сумеете ли вы решить возможные проблемы и сполна использовать преимущества бренда в своем регионе?
    • стоит ли он запрошенных денег у нас в стране?


    Мнения экспертов

    Ольга Леонтьева, председатель Ассоциации франчайзеров и франчайзи «Белфранчайзинг», эксперт delo.by

    Появление на нашем рынке белорусских франшиз – это, несомненно, «плюс» для потенциальных покупателей франшизы.

    Во-первых, национальные франчайзинговые предложения уже опробованы на нашем рынке и конечный потребитель знаком с их продуктами.

    Во-вторых, при запуске новой точки местный франчайзер может помочь в вопросах регистрации, в выборе системы налогообложения, в соблюдении норм действующего законодательства.

    Кроме того, территориальная близость франчайзера облегчает коммуникации и взаимодействия за счет работы в едином правовом, культурном, языковом поле.

    Однако, анализируя предложение франшиз, я бы советовала будущим предпринимателям не ставить во главу угла национальную принадлежность франчайзера, но в большей степени ориентироваться на объем прав, поддержки, помощи, которые предоставляет владелец бренда.

     


    Илья Малкин, директор франчайзинговой консультационной компании "ADVANCED ADVICE“ (Литва)

    Однозначного ответа на вопрос, что перспективнее для страны, привлекать известные зарубежные франчайзинговые сети или развивать национальные, на мой взгляд, нет.

    Чтобы увеличить количество мелких предпринимателей в стране и уменьшить процент банкротств среди них, нужно привлекать как зарубежные франшизы, так и  способствовать развитию местных сетей.

    Целевым сегментом государственной поддержки должны стать предприимчивые люди, которые могут приобрести франшизу и начать свой бизнес на её основе. Государство, выполняя свои социальные задачи, может фокусировать помощь, допустим, на молодёжи, отставных военных или женщинах. К слову, такие программы содействия развитию бизнеса на основе франшизы, ориентированные на женщин или отставных военных, давно и успешно проводятся в США.

    Развивать локальные франчайзинговые сети и способствовать их выходу за рубеж необходимо и для укрепления национального бизнеса в целом, поскольку это хороший способ увеличить объем и улучшить структура экспорта.

     

    Справка «Дела»:

    14 ноября в Минске пройдет международная выставка франшиз FRANCHISE HUB EXPO 2014.

    FRANCHISE HUB EXPO 2014 - самая масштабная конференция и выставка франшиз в Прибалтике и Беларуси. Концепция FRANCHISE HUB EXPO 2014 ориентирована как на потенциальных франчайзи, так и на франчайзоров. Выставка франшиз, являющаяся осью мероприятия - это прекрасный шанс познакомиться с представителями международных франчайзинговых систем и обсудить возможности сотрудничества.
    Во время конференции эксперты в сфере франчайзинга расскажут о своих бизнес-идеях и поделятся своим практическим опытом. 
    На выставке будут представлены более 20 франчайзеров, заинтересованных в партнерах из Беларуси и Прибалтики.

     Продолжая тему национальных и иностранных франшиз, в одном из следующих материалов "бизнес-технологий" мы пообщаемся с представителями обеих видов сетей, представленных в Беларуси, чтобы из первых уст узнать о всех "плюс" и "минусах". 

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      тел: +375 (17) 203-52-09

      факс: +375 (17) 203-09-67

      email: delo@delo.by