Delo.by,

    Комментарии 15 Дек 2017 11:51

    Космос как предчувствие. Прибыльного бизнеса

    Американская частная космическая компания SpaceX рассчитывает отправить двух туристов к Луне уже в конце следующего года, тогда же фирма Virgin Galactic планирует начать коммерческие суборбитальные полеты. Станет ли космический туризм массовым и в какие космические отрасли можно инвестировать сегодня?

    Ольга Тарасенко, «Дело»

    Космос стал ближе

    «О космическом туризме сейчас говорят часто, а на деле у нас не так много возможностей. Для того чтобы попасть в космос, надо много времени, труда и средств. Ракеты летают на деньгах, и почему-то многие энтузиасты забывают об этом»,?— говорит Виталий Егоров, пресс-секретарь российской космической компании Dauria Aerospace.

    Приблизиться к космосу можно различными способами. Самый простой, дешевый и доступный вариант — это посещение… музея.  Единственный в Беларуси музей космонавтики находится на родине космонавта Петра Климука в деревне Томашовка. Здесь можно посмотреть на макет трехступенчатой ракеты-носителя СССР, еду в герметичной упаковке, гидрокостюм, который применяется при посадке на воду, амортизационное кресло космонавта, личные вещи Петра Климука, которые он брал с собой в космос, и многое другое. В музее авиационной техники Центрального аэроклуба ДОСААФ имени С. Грицевца расположен павильон «Космос», где представлены спускаемый аппарат корабля «Союз», амортизационное кресло «Казбек», тренировочные костюмы космонавтов и другие экспонаты.  В Москве открыт музей Ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия», где можно прикоснуться к космическому кораб­лю «Восток-1», в котором летал Юрий Гагарин, многоместному аппарату «Восход-2», из которого впервые в мире космонавт Алексей Леонов осуществил выход в открытый космос, макетам первого международного орбитального комплекса «Союз-Аполлон» и орбитальной станции «Салют» и т.п.

    Космодром Байконур в Казахстане предлагает туры на старт космических кораблей. Ближайший запуск корабля «Союз МС-07» запланирован на 17 декабря 2017 г.  У туристов есть возможность посетить стартовые площадки, музеи и исторические памятники, понаблюдать за вывозом ракеты и ее установкой, проводами космонавтов и самое главное — стартом космического корабля. Стоит такая поездка около $1500–1650. На дальневосточном космодроме  «Восточный» работа по развитию туризма только начинается: заключаются договора с туроператорами, разрабатываются туристические маршруты и т. д.

    «Интересный вариант предлагает американская компания Final Frontier Design, разрабатывающая костюмы для космонавтов. Эта фирма за $795 расскажет об истории и дизайне космических костюмов, переоденет клиента в скафандр, посадит в специально оборудованное кресло, где можно будет управлять шаттлом при помощи симулятора», — рассказывает Виталий Егоров.

    В российских центрах подготовки космонавтов можно не только примерить скафандр, но и пройти весь курс подготовки или попробовать отдельные тренажеры. В некоторых из них можно пережить такие же перегрузки, которые бывают на старте и на спуске космического корабля.

    Полеты в невесомости проводятся на самолете ИЛ-76 МДК. Как только самолет поднимется на высоту 6000 метров, он начнет быстро набирать высоту под углом 45°. Туристы ощутят перегрузку до 2g в течение 15 сек, пока самолет не наберет высоту в 9000?м. После чего выключится тяга двигателей и самолет продолжит полет по инерции, сила которой противоположна силе тяготения. В тот момент, когда значения этих двух сил уравняются, наступит невесомость. Далее самолет резко снизит высоту практически без помощи моторов. При этом невесомость может продолжаться до 28 секунд. На высоте 6000 м самолет снова переходит в горизонтальный полет. Обычно пилот делает около 20 таких «горок», так что в итоге получается около 10 минут невесомости. Стоит такой полет примерно $3500.

    На истребителе МиГ-29 можно слетать в стратосферу на высоту 18–19 км, где небо уже не голубое, а черное. Более сложный вариант?— полет на стратостате на высоте более 30 км. Пока таким образом поднялись только единицы туристов. Из них наиболее известен Феликс Баумгартнер, который не только поднялся на высоту почти 39 км, но и спрыгнул в скафандре на Землю. В свободном падении он находился 4 минуты 20 секунд. «Сейчас как минимум две компании занимаются разработкой туристического стратостата, в котором сразу несколько человек смогут подняться на высоту 30–35 км, провести в стратосфере некоторое время, посмотреть на Землю и черное небо, а после разъединения капсулы с тросами пассажиры переживут одну минуту невесомости, затем откроется парашют и они совершат мягкую посадку на Землю. Пока такого стратостата нет, но одна из компаний-разработчиков получила инвестиции объемом почти $300 млн, поэтому есть вероятность, что в скором времени такое предложение появится на рынке»,— говорит Виталий Егоров.

    Еще выше можно подняться при помощи суборбитального полета. Многие космические компании в той или иной степени занимались разработкой таких полетов, но до сих пор не было ни одной туристической отправки. Однако это не помешало фирме Virgin Galactic уже продать около 700 билетов. Суборбитальный полет стоит $200–250 тыс. и он предлагает настоящий космос (космосом считается пространство на высоте более 100 км), правда, на несколько минут. Есть два типа таких полетов. Первый — с борта самолета-носителя на высоте 20 км запускается ракетоплан с экипажем, который поднимается на высоту более 100 км. Когда она возвращается на Землю, пассажиры находятся в невесомости до 4 минут. Такой вариант полета предлагает компания Virgin Galactic, которая планирует начать коммерческие полеты уже в 2018 г., хотя ранее неоднократно переносила старт. Второй способ суборбитального полета — ракета вместе с капсулой поднимается в воздух, после чего капсула отсоединяется и летит на высоту более 100 км.  В 2016 году компания Blue Origin провела ряд успешных запусков ракеты-носителя и капсулы, поэтому есть вероятность, что в ближайшие два года на этом оборудовании в тестовый суборбитальный полет отправятся пилоты и начнется продажа билетов для туристов. У российской компании «КосмоКурс» есть похожий проект, но в отличие от американцев полет планируется на высоту 150–200 км. Blue Originс готовым оборудованием значительно обгоняет российского конкурента, у которого проект пока находится на стадии разработки, но первый полет запланирован на 2021 г.

    Первым человеком, оказавшимся в космосе за деньги, был японский тележурналист Тоёхиро Акияма (1990 г.). На тот момент такого термина как «космический турист» еще не существовало. Он появился, когда американская компания Space Adventure совместно с «Роскосмос» запустила первого космического туриста — Денниса Тито. Заплатив $20 млн, в 2001 г. с космодрома Байконур он полетел на Международную космическую станцию (МКС), где провел 7 дней. После него таким образом путешествовало еще 6 человек, причем один из туристов?— Чарльз Симони?— слетал в космос дважды. Цена билета в космос с 2001 г. выросла до $30–50 млн, срок подготовки к полету составляет минимум 6 месяцев, а находиться на МКС в качестве туриста можно до 14 дней.

    «Сегодня для полета в космос, например на МКС, требования очень снижены по сравнению с теми, какие были у Юрия Гагарина. Я говорю отчасти в шутку, что сегодня в космос можно полететь будучи годным по мнению военкомата. В целом нужно быть просто здоровым»,— отмечает Виталий Егоров.

    Последний туристический полет на МКС был в 2009 г. После катастрофы шаттла «Колумбия» в 2003 г. и списания всех кораблей Shuttle по истечению  эксплуатационного срока у NASA не осталось собственных кораблей для доставки астронавтов на МКС, поэтому американское космическое ведомство выкупило места на корабле «Союз». Это и привело к тому, что туристические полеты отложили на неопределенный срок. Однако NASA занимается проектированием новых кораблей, поэтому туры на МКС скоро возобновятся.

    В этом году сразу две компании активно заговорили о новой услуге — облете Луны. 27 февраля 2017 г. генеральный директор компании SpaceX Илон Маск объявил, что два туриста, которые уже заплатили за путешествие, отправятся к Луне в 2018 г. Однако стоит отметить, что есть вероятность переноса полета из-за неудачных испытаний или отсутствия сертификации транспорта. РКК «Энергия» планирует полеты вокруг Луны на борту космического корабля «Союз». Первые полеты возможны в 2021 году, при условии, что найдется 10 клиентов, готовых оплатить $120 млн за билет на лунный тур.

    «Я не думаю, что космический туризм в ближайшие десятилетия станет массовым. Да, возможно, цены станут ниже, а количество людей, побывавших в космосе за год, увеличится, но он так и останется экзотическим и экстремальным видом путешествий», — считает Виталий Егоров.

    На волне инвестиций

    В 2016 г. общий объем рынка космических услуг достиг $335 млрд, а количество частных инвестиций за последние 5 лет увеличилось практически в 20 раз. Сегмент, где наблюдается самый большой рост, — разработки космической техники, связанной с планами NASA, «Роскосмоса», Китайского национального космического управления и Индийской организацией космических исследований. Также стремительный рост происходит на рынке микро- и наноспутников, которые имеют широкую область применения, начиная с телекоммуникаций и связи и заканчивая дистанционным зондированием Земли. Благодаря тому, что за последнее десятилетие электронная компонентная база значительно усовершенствовалась, стало возможным уменьшение одно-, двух- и трехтонных космических аппаратов до гораздо меньших размеров. Такими проектами занимаются в том числе и небольшие компании и стартапы, количество которых в последнее время тоже увеличилось.

    «Космос сегодня занимает всего 2% на мировом рынке инвестиций. Исходя из существующих прогнозов и тех, которые мы делали в компании, сейчас космическая отрасль является одной из самых растущих ниш на рынке. Это один из немногих пока незанятых сегментов с точки зрения количества компаний и появления технологий»,— отмечает Алия Прокофьева, глава российской частной космической компании «Галактика».

    В космической индустрии можно выделить три ключевых инвестиционных волны. Первая связана с телекоммуникациями. Она предполагает использование орбиты Земли для телевидения, связи, передачи данных, навигации. В рамках этой волны происходит рост количества компаний, которые производят небольшие спутниковые аппараты и компонентные базы для этой сферы. Сейчас в мире покрытие связью составляет порядка 53% поверхности земного шара. Для покрытия остальной части планеты в США и Европе разрабатываются проекты создания больших группировок спутниковых аппаратов, которые смогут предоставлять связь и интернет по всему миру. Отдельный интерес представляет рынок сервисов. Для большинства людей спутник?— вещь далекая и непонятная как по конструкции, так и по функциональности. Однако многие из них повседневно используют информацию, которая передается со спутников. Это подтверждает внедрение большого количества приложений и сервисов, работающих на основе снимков с космического аппарата, например, навигаторов или программы с прогнозами погоды.«Самый большой рост будет именно в этом сегменте, потому что, исходя из классики законов IT-рынков, основная маржа лежит как раз в области мобильных приложений, которые используют пользователи», — считает Алия Прокофьева.

    Вторая волна, которая уже сейчас начинает появляться в мире, — получение энергии из космоса. Например, новые способы передвижения в космосе, которые позволят изменить существующие возможности путешествий, межпланетных перелетов и совершать различные операции на околоземной орбите.

    Третья волна — добыча полезных ископаемых на астероидах и освоение поверхности Луны, Марса и других планет. «Этот тренд, по нашим прогнозам, станет активным только через 7 лет, потому что на текущий момент технологический задел очень слаб и нет хороших и дешевых аппаратов для передвижения между космическими объектами», — говорит Алия Прокофьева.

    Города на Луне — это реальность?

    В дальнейшем освоении космоса акцент будет направлен на создание автономной инфраструктуры в космическом пространстве. Для реализации такой идеи необходим высокий технологический уровень добычи ископаемых и производства на орбите. Уже сегодня на рынке есть несколько интересных проектов в этом направлении. И этот тренд будет только возрастать в ближайшие 5–6 лет.

    Джефф Безос, основатель интернет-компании Amazon.com, аэрокосмической компании Blue Originи владелец издательского дома The Washington Post, и вовсе прогнозирует перенос тяжелой промышленности в космос в целях сохранения природы.

    «Для меня логичнее строить автономный объект в космосе, чем на Марсе или другой планете, тогда придется решать меньше вопросов об окружающей среде. Планеты?— это сложная среда для обитания человека, которому для длительного обитания в космосе необходима более приближенная к Земле жизнь, в том числе растения и животные. Намного проще это создать в искусственной системе, чем на другой планете»,— считает Алия Прокофьева.

    Еще в Советском Союзе разрабатывались программы по освоению Луны и полноценному обитанию на ней. Естественный спутник Земли и сегодня рассматривается как наиболее интересная и доступная среда для экспериментов и как старт-площадка для освоения космоса. На лунную базу пока рассчитывать не стоит, но уже разрабатываются проекты орбитальных городов, в которых этот спутник является неотъемлемой частью системы.

    Мнение экспертов:

    Виталий Егоров, пресс-секретарь российской космической компании Dauria Aerospace

    «Если говорить о космическом туризме как о бизнесе, то сегодня понятно, что только на таком виде деятельности заработать крайне сложно. Затраты, которые уйдут на создание оборудования, будут окупаться очень долго. Поэтому есть несколько вариантов, как расширить или преобразовать бизнес. Один из вариантов — аттракцион,  где запуск ракеты превращается в шоу. При этом билет тому, кто полетит, можно продать за $100 тыс., а билеты для зрителей — за $5. Кроме того, космический туризм можно использовать как первый шаг в развитии компании. К тому моменту, когда построится ракета, способная подняться на 100 км, предприятие уже докажет свою компетентность и сможет заниматься разработкой и строительством космической техники. Например, создавать ракетные двигатели и получать госзаказы на их строительство. Вариант компании «Роскосмос» обратный?— она предоставляет множество видов космических услуг, которые предлагает современная наука и техника.  Имея ресурсы и технологии, она может дополнительно зарабатывать еще и на туризме. Еще один вариант предложил Илон Маск — использовать полеты в космос для авиаперелетов. За полчаса таким образом можно облететь половину земного шара, но это достаточно сложное решение не сегодняшнего дня, возможно, даже и не ближайшего десятилетия. К тому же неизвестно, будут ли такие перелеты востребованы».

    Алия Прокофьева, глава российской частной космической компании «Галактика»

    «Сегодня основные отрасли, в которые идут наибольшие объемы инвестиций, — ракетостроение, спутникостроение, также для рынка характерна покупка небольших частных компаний и партнерство государственных ведомств с частными фирмами.

    На мой взгляд, наиболее выгодно в космической отрасли сейчас инвестировать в легкие ракетоносители, связь и новые материалы (сплавы, композитные материалы и волокно и т.?д.). Например, в проекты недорогих ракетоносителей для вывода спутников или в технологии квантовой передачи информации. Наша компания в рамках проекта «Theia» (суб­орбитальный ракетоноситель) планирует к 2019 г. начать коммерческие пуски стоимостью 250$ за кг. Высота подъема — 110 км, масса полезного груза — 30 кг. На базе данного носителя будет создан к 2021 г. сверхлегкий ракетоноситель. Задача проектов — сделать доступ в космос недорогим и доступным по срокам. Полный объем финансирования?— $20?млн. Для обеспечения доступа в Интернет по всему миру британское предприятие OneWeb разработало проект запуска 900 спутников. Что же касается квантовой связи, то на данный момент в эксплуатации находится только один спутник, предназначенный для квантовой передачи информации,?— китайский «Мо-цзы», который был запущен на орбиту в 2016?г. Такой тип связи считается одним из самых перспективных в развитии глобальных коммуникаций».

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by