Кристина Рыбик, «Дело»,

    Комментарии 9 Ноя 2012 0:00

    Четыре колеса «вывезли» рынок

    Стабильность белорусскому рынку лизинга обеспечил бурный рост продаж железнодорожных вагонов и автотранспорта

    После прошлогодних потерь рынок лизинга стабилизировался. Пока он сохраняет свою привлекательность, хотя происходит это, скорее, не благодаря а вопреки ситуации, сложившейся на финансовом рынке. Несмотря на то, что результаты 2012 года для участников рынка однозначно окажутся более позитивными, чем прошлогодние, вздохнуть «полной грудью» лизингодатели по-прежнему не могут.

    Дорогие ресурсы

    В нынешнем году на лизинговом рынке сложилась довольно сложная ситуация, когда лизингодателям фактически приходится выбирать одно из двух «зол». Рубль для финансирования лизинговых сделок стал очень дорогим ресурсом. Несмотря на то, что валютный рынок восстановился, и с прошлого года появилась возможность заключать лизинговые договора в валюте, в этом вопросе до сих пор не все гладко. После того как Нацбанк внес изменения в условия кредитования, резидентам Беларуси получить валютные кредиты стало намного сложнее. Теперь в валюте могут свободно кредитоваться только те клиенты, кто имеет валютную выручку. Для кредитования в СКВ всех остальных банки вынуждены формировать дополнительную «подушку безопасности» в виде резервов.

    «В июле этого года порядок получения разрешений на прием платежей в валюте поменялся, – рассказывает директор ИООО «Вестлизинг» Юрий Мечковский. – Мы под новые требования подпадаем, поскольку финансируем лизинг за счет кредита банка-нерезидента. Большинство наших клиентов-экспортеров и сейчас рассчитываются в валюте. А мы, таким образом, снижаем свои риски. Хотя надеемся, что повторения ситуации 2011 года уже не будет. В то же время, если у клиента нет валютной выручки, он может платить в рублях по курсу. Что касается заключения договора на лизинг в рублях без привязки к курсу иностранной валюты, то за весь год у нас была только пара таких заявок. Ставки на лизинг в рублях держатся высокие, и здесь активность очень слабая. Но те же строители, и я их понимаю, не хотят привязываться к валюте».

    Высокие процентные ставки не прибавляют привлекательности лизинговым операциям: начав год с 60% годовых, к концу 2012-го ставки снизились очень незначительно – до40-50%. И лишь в конце лета на короткий период они опускались до 36-38% – это было оптимальное соотношение, когда клиент мог рассчитать затраты на срок в три года.

    «Лизинг – это инвестирование в производство или сферу услуг, а здесь нет сверхприбыли, говорит Александр Цыбулько, Председатель Совета Ассоциации лизингодателей. –  При существующей рентабельности и дорогих рублевых ресурсах сложно сказать, во что можно инвестировать деньги под 40-50% годовых».

    Недавнее заявление главы Нацбанка Надежды Ермаковой о возможном повышении ставки рефинансирования в ноябре оптимизма участникам рынка не прибавляет. Тем не менее,  по словам экспертов «Дела», лизинг в Беларуси всегда будет интереснее кредитования. Ведь даже при высоких ставках он сохраняет деньги в форме налога на прибыль, и сэкономленные средства можно использовать для инвестиций.

    Надежда на государство и… смекалку

    Бесспорно, лизинг – важный элемент рыночной экономики: согласно статистике, 70-75% потребителей лизинговых услуг составляют негосударственные структуры. Однако помощь со стороны государства для рынка сейчас явно не будет лишней. С 2008 года, когда в мире разразился финансовый кризис, в России было принято несколько госпрограмм по стимулированию промышленного производства путем поддержки национальных лизинговых операторов, в бизнес которых вливаются огромные денежные ресурсы. Благодаря этому экономика выигрывает на двойном эффекте: с одной стороны,  развивается национальный лизинговый рынок, с другой – стимулируется производство  и сбыт продукции. В Беларуси такие программы также существуют, правда, они направлены в основном на поддержку машиностроения и сельхозмашиностроения. По словам Александра Цыбулько, роль таких государственных программ будет постепенно увеличиваться.

    В свою очередь Антон Андренко, директор компании ЗАО «АВАНГАРД ЛИЗИНГ», замечает: «Если говорить о роли государства в развитии рынка лизинга, то никакой помощи мы пока не видим».

    Эксперт ссылается на еще один успешный опыт российских коллег – разработку и реализацию программ финансовой поддержки малого и среднего бизнеса «МСП-банком» (Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства) через частных лизинговых операторов. «К сожалению, у нас нет такой структуры,– говорит Антон Андренко. – Сегодня помощь малому и среднему бизнесу осуществляется через специальный фонд Минского горисполкома, который пытается распределять деньги, но делать это эффективно не умеет, поэтому к концу года регулярно остается с миллиардами нераспределенных средств. В то время даже не самые крупные лизинговые компании ежегодно успешно размещают гораздо большие объемы средств в сфере малого и среднего бизнеса. Мы считаем,  что было бы разумно создать такую структуру, которая финансировала бы малый и средний бизнес через программы с существующими лизинговые компании. Недавно созданный Банк развития Республики Беларусь мог бы стать базой для реализации  актуального для страны проекта, ведь нереально создать с нуля работающую структуру по всей стране. В России это поняли еще три года назад».

    Есть еще одна проблема, которая, к слову, актуальна только для Беларуси. Она заключается в том, что многие системообразующие банки отказываются финансировать лизинговые операции частных компаний.

    В 90-е годы прошлого века банки вообще контролировали порядка 70% лизингового рынка, а к 2011 году их доля снизилась до 4%. Но при этом банки, как и прежде, фактически продолжают контролировать рынок. Они создали свои дочерние компании, которые получили первоочередной доступ к ресурсам материнских структур. Не случайно по итогам прошлого года 4 из 5 крупнейших лизинговых компаний Беларуси принадлежали банкам. По мнению экспертов «Дела», эта тенденция сдерживает развитие лизинга в стране и может привести к монополизации рынка.

    «Конечно, банки вправе проводить такую политику, – говорит Александр Цыбулько. – Но лично мне она не нравится, я сторонник свободного рынка: чем больше возможностей по выбору инвестиций в основной капитал, тем лучше. Монополизация всегда приводит к удорожанию товаров и услуг».

    Антон Андренко считает, что лизингодателям пора обратить внимание на другие способы финансирования. ЗАО «АВАНГАРД ЛИЗИНГ», например, давно начал финансироваться с открытого рынка. «Мы привлекаем средства в формате облигационных заимствований как от банковских структур, так и от физлиц, – рассказывает эксперт. – Думаю, в течение 2-3 лет и другие участники рынка начнут финансироваться на открытом рынке».

    Туманное будущее

    Эксперты «Дела» уверены, что в этом году рынок лизинга должен показать неплохие результаты. Оживлению рынка, как известно, способствовал значительный рост лизинга транспортных  средств,  который в 2011-м составил 62%. Кстати, один сегмент «захватил» более 50% объема рынка впервые за последние годы. «Локомотивом», который вытянул рост объемов нового бизнеса, стал лизинг вагонов, которым занимались две компании – «ВТБ-Лизинг» и «АСБ Лизинг». За год ими было реализовано около 2 тыс. вагонов, поставленных из России. А основным лизингополучателем выступила Белорусская железная дорога.

    Повышение спроса на лизинг транспорта отмечают и другие участники рынка: по словам Антона Андренко, среди малого и среднего бизнеса в прошлом и нынешнем году он также весьма востребован.

    Однако и здесь есть факторы, которые сдерживают рост рынка – этоограничение Россией перевозок, которые белорусы могут выполнить из Европы в Российскую Федерацию. Участники рынка надеются, что в рамках ЕЭП эти квоты со временем будут отменены. Например, в ЕС существует общий транспортный рынок, и литовская компания может осуществлять перевозки, скажем, между Италией и Германией, въезжая в Литву только раз в год, чтобы пройти техосмотр.

    Несмотря на то, что Единое экономическое пространство вроде бы «заработало», рынок транспортных услуг пока не стал общим. Перевозчик, который работает под российским флагом, может сделать неограниченное количество перевозок в РФ. Это – одна из причин того, что многие белорусские компании вынесли свой бизнес или его часть в Россию. Если ограничения уберут, то объемы услуг, оказанных белорусскими компаниями, могут вырасти в несколько раз, а вместе с этим начнется и бурный рост лизинга

    Рынок лизинга – это всегда индикатор развития экономики. Если в экономике в целом не наблюдается заметного роста, сложно прогнозировать и серьезный рост рынка лизинга.  Но как только инвестиционный климат становится более благоприятным, моментально начинают расти инвестиции в основной капитал и соответственно объемы лизинговых операций. «Я не вижу пока причин для бурного роста рынка. Для этого должна начать расти экономика»,– подтверждает Александр Цыбулько. По его словам, в развитых странах основу клиентской базы лизинговых компаний составляет малый и средний бизнес, прослойка которого в нашей стране крайне незначительна.

    «Важным является намерение Нацбанка регулировать рынок лизинга, – отмечает Юрий Мечковский. – Если эту инициативу поддержат другие органы власти, можно ожидать существенного изменения правил игры. Думаю, что к лизинговым компаниям начнут в большей степени применяться банковские подходы. Мы считаем, что готовы к таким переменам».

    В целом участники рынка считают итоги 2012 года сдержанно-оптимистичными, и отмечают, что он более-менее стабилизировался. Хотя конкретных прогнозов, особенно на будущий год, никто не дает. По общему мнению, нашу страну ожидает тяжелый год с точки зрения возврата внешней задолженности. Между тем, рынок лизинга очень зависим от доступа к валюте и кредитной политики государства.

     

    Мнение эксперта

    Максим Лисицкий, генеральный директор СООО «Райффайзен – Лизинг»

    2012 год для лизинга выдался довольно неплохим: думаю, что по объему нового бизнеса и прибыли мы приблизимся к показателям 2007-2008 годов. Первая половина текущего года была оптимистичной, вторая – неплохой, но менее оптимистичной из-за высоких рублевых ставок. Уже сейчас в лизинге, в отличие от кредитования, спроса на рубли практически нет. Если рублевый банковский кредит можно взять сроком на год, то в лизинге желающих брать рубли на 2-3 года под 40% – немного. Валюта имеет свою специфику: банки, согласно требованиям Нацбанка, очень осторожно подходят к клиентам, которые не имеют валютной выручки. Мы также внимательно смотрим на клиента, если финансируем его в валюте. Не делать это – просто глупо. К тому же прогнозы на будущий год давать сложно: слишком много переменных. С одной стороны, неизвестно что будет с европейской экономикой, на которой завязано много международных перевозчиков. С другой, если усугубится внутренний кризис, то будут высокие ставки по рублям. Если же рубль девальвируется, то будут проблемы у тех, кто финансировался в валюте. Могу сказать, что сейчас настоящими патриотами национальной валюты являются те, кто… в нее на самом деле не верит, т. к. рублевые кредиты берут клиенты, которые рассчитывают на скорую девальвацию.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by