Delo.by,

    Комментарии 14 Окт 2016 15:14

    Чем белорусским компаниям могут быть интересны программы деловых консультаций ЕБРР для малого и среднего бизнеса?

    Об итогах необычного сотрудничества с банком «Делу» рассказали генеральный директор сети детских супермаркетов «Буслiк» Сергей Мисяченко и генеральный директор сети кафе «Гараж» Олег Паречин.

     

    За пять лет работы в Беларуси Европейский банк реконструкции и развития реализовал 245 проектов по консультации малого и среднего предпринимательства. По словам национального менеджера группы поддержки малого бизнеса ЕБРР Ольги Кузнецовой, на текущий момент в базе данных банка - порядка двухсот местных консультантов и более тысячи международных экспертов.

    «Консультационные программы ЕБРР призваны помогать белорусскому бизнесу развиваться и трансформироваться. Кроме того, мы хотим поддержать развитие отечественного рынка консалтинга, чтобы, когда программа ЕБРР «уйдет» из Беларуси, в стране остались специалисты, способные грамотно консультировать бизнес, - отметила Ольга Кузнецова. - Наш проект направлен на малый и средний бизнес, в частности, на предприятия со штатом от 10 до 500 человек. Годовая выручка этих предприятий не должна превышать €50 млн. Опыт работы на рынке - от двух лет, то есть наша программа не для стартапов, а для развития готового бизнеса».

    Как пояснили представители ЕБРР,  возможность получить консультации по ведению бизнеса от местных бизнес-консультантов и авторитетных международных отраслевых экспертов имеют компании, четко осознающие наличие какой-либо проблемы и желающие изменяться.

    «После обращения компании к нам мы совместно выбираем эксперта, который впоследствии помогает компании разработать план мероприятий по повышению эффективности бизнеса и стратегию дальнейшего развития, - рассказала Ольга Кузнецова. - При этом Европейский банк реконструкции и развития не только берет на себя все организационные моменты, но благодаря поддержке доноров, таких как Евросоюз, также финансирует до 80% стоимости консультационных услуг. После окончания программы мы не бросаем своих клиентов. Через год мы встречаемся и анализируем, насколько проект был эффективным. В результате такой оценки рождаются кейсы - реальные истории о том, как сравнительно небольшие вливания помогают бизнесу трансформироваться».

    Так, например, в 2014 году участницей проекта банка по консультации малого и среднего предпринимательства стала сеть супермаркетов «Буслiк». Генеральный директор сети Сергей Мисяченко рассказал, как консультанты ЕБРР помогли «Буслiку» вырасти из среднего предприятия в крупного ритейлера.

    «Несколько лет назад мы приняли решение искать финансового партнера, который мог бы дать инвестиции в капитал. Мы не хотели, чтобы речь шла исключительно о деньгах, потому что тот, кто дает просто деньги, как правило, требует очень быстрых результатов, а также возврата больших процентов, - рассказал Сергей Мисяченко. – И мы обратили внимание на ЕБРР, который является не только финансовым институтом, но и общественной организацией. Когда я выступал в Лондоне перед руководителями, которые должны были принять решение об участии нашей компании в программе банка, я смог их убедить, что обеспечение населения детскими товарами - это также социальный бизнес.

    На тот момент мы абсолютно не представляли, как развивать сеть и нуждались в специалистах, которые могли бы нам помочь и подсказать. Мы знали, что ЕБРР большое внимание уделяет вопросам консалтинга. Впоследствии банк помог нам подобрать экспертов, которые знают сетевую розницу от кассы и склада до менеджмента крупной сети».

    По словам С. Мисяченко, один из главных вопросов, на который «Буслiк» хотел получить ответ с помощью международных консультантов, - каков реальный объем рынка.

    «Ранее мы оценивали его на уроне интуиции или путем каких-то банальных расчетов. Однако уже первый консультант, который к нам пришел, внедрил технологию, с помощью которой  мы изучали насыщенность рынка и конкуренцию, составляли специальные «тепловые карты», «зоны притяжения». Таким образом, мы «насчитали» порядка 60 магазинов, в то время как изначально мы думали, что наш максимум - это10-15… Уже к концу текущего года наша сеть будет насчитывать 50 магазинов. Кризис не позволяет пока открыть 60 магазинов, но со временем рынок позволит нам прийти и к этой цифре».

    Кроме того, при помощи международной команды экспертов была значительно улучшена организационная структура компании, разработана новая логистическая стратегия (в частности, было принято решение не строить собственный логистический центр),  был усовершенствован мерчендайзинг и дизайн магазинов, стандартизированы маркетинговые операции.

    Как подчеркнул генеральный директор сети, процессы, которые были запущены консультантами, идут и сейчас. В целом, после двухлетней работы с консультантами «Буслік» прирос на 19 торговых точек и в два раза увеличил персонал. Выручка супермаркетов выросла на 54%, а география магазинов прибавила еще 8 городов.

    По результатам сотрудничества ЕБРР компенсировал 90% стоимости консультации специалистов по финансовому менеджменту, маркетингу и логистике. Таким образом, тогда как цена всего проекта составила €60 тыс., вложения «Буслiка» не превысили €6 тыс.

    «Мы хотели продлить программу, но за два года сотрудничества сеть выросла из среднего предприятия до крупного ритейла, и наша компания больше не подходит под критерии ЕБРР», - резюмировал Сергей Мисяченко.

    Еще одним примером успешного сотрудничества ЕБРР и малого бизнеса является проект, реализованный для сети кафе «Гараж».

    По словам генерального директора компании Олега Паречина, его бизнес столкнулся с недостатком информации о количестве постоянных клиентов, их профиле и предпочтениях. Более того, разрозненность данных мешала оценке эффективности маркетинговых мероприятий, направленных на привлечение и удержание посетителей.

    В рамках сотрудничества с ЕБРР в сеть кафе пришел местный консультант, который помог внедрить специализированную систему бизнес-аналитики Qlick View.

    «В результате мы смогли лучше понимать поведение клиентов и их предпочтения и увеличить эффективность маркетинговых мероприятий. В течение года после завершения проекта в сети открылось пять новых кафе, оборот компании вырос на 26%, производительность персонала увеличилась на 110%», - подвел итоги сотрудничества Олег Паречин.

    Марина Кирченко, delo.by

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      тел: +375 (17) 203-52-09

      факс: +375 (17) 203-09-67

      email: delo@delo.by