Delo.by,

    Комментарии 8 Окт 2014 22:01

    Наш масштаб «тиражирования успеха» в бизнесе. Опыт белорусов, работающих по технологии франчайзинга

    Если два года назад у белорусов было весьма смутное представление о франчайзинге, то на сегодняшний день наши предприниматели информированы гораздо лучше.

    Более того, многие уже воспользовались возможностью «быстрого старта» в бизнесе, который обещают франчайзеры. О том, как развивается их бизнес и с каким проблемами они сталкиваются нам рассказала эксперт «Дела», Председатель Ассоциации Белфранчайзинг Ольга Леонтьева.  

    - В 2012-м году на сайте delo.by мы подробно рассказывали о «плюсах» и «минусах» франчайзинга. В то время это был малоизвестная у нас технология ведения бизнеса, к которой даже предприниматели относились настороженно. Насколько изменилась ситуация сейчас?

    - Франчайзинг уже не является чем-то новым и непонятным для белорусов. Появилось много успешных примеров использования этого инструмента в нашей стране. За последние 1,5-2 года в Республику Беларусь пришло большое количество франчайзинговых сетей – в первую очередь, в сфере розничной торговли, общественного питания и услуг.

    Кроме того, сами белорусские предприниматели и крупные компании все чаще рассматривают франчайзинг как способ создания или развития собственного бизнеса.

    Могу отметить, что в последнее время качественно изменились запросы, поступающие в Ассоциацию: если раньше это в основном были запросы информационного характера – что такое франчайзинг, в чем преимущества и недостатки, то сейчас запросы носят в основном практический характер:

     как выбрать франшизу наиболее подходящую внешним условиям и возможностям?

     как обезопасить себя при совершении такой сделки?

     как защитить свои права и интересы?

    - Сколько белорусов купили франшизы за это время?

    - К сожалению, на этот вопрос нельзя ответить однозначно, я объясню почему. По белорусскому законодательству договоры франчайзинга (комплексной предпринимательской лицензии) подлежат государственной регистрации.

    По состоянию на середину 2014 года в Беларуси было официально зарегистрировано около 150 договоров. Однако эта цифра не отражает реальной картины. По нормам гражданского кодекса Республики Беларусь обязательными элементами пакета франшизы должны быть фирменное наименование и нераскрытая информация. Это, например, секреты производств или ноу-хау, а также другая информация, имеющая коммерческую ценность для ее владельца и не известная другим лицам.

    В то же время в других странах основное содержание пакета франшизы - это право использования товарного знака. Таким образом, если белорусский предприниматель покупает иностранную франшизу, включающую права на товарный знак, а не на фирменное наименование, такой договор не будет зарегистрирован национальным патентным органом.

    Кроме того, нередки случаи, когда стороны, фактически использующие отношения франчайзинга, юридически заключают другой договор или комплекс договоров. Эксперты в области интеллектуальной собственности говорят, что реальная статистика в 4-5 раз превышает официальную. Я думаю, что это действительно так.

    - Основным преимуществом бизнеса по франшизе считается маленький период запуска бизнес-проекта. А как на практике – совпадают ли предполагаемые сроки с реальными?

    - Покупателей франшизы обычно больше всего интересуют два показателя – сроки запуска проекта и период возврата вложенных инвестиций. Четкие инструкции, помощь и поддержка владельца бренда позволяют начать свое дело в 3-6 раз быстрее, чем при самостоятельном открытии. Сроки окупаемости таких проектов также привлекательнее.

    Приведу несколько примеров из практики открытия франчайзинговых точек при покупке франшиз белорусских сетей:

    1. Сеть детских развивающих центров «Лесенка», в которой работает 6 собственных и 8 франчайзинговых точек. Франчайзер представляет следующие сроки в презентации своей франшизы:

     сроки открытия франчайзинговой точки – 2 месяца с момента заключения договора;

     срок возврата вложенных инвестиций – от 10 месяцев.

    На практике все франчайзинговые точки были открыты в указанные сроки. Что касается возврата инвестиций, то те центры, которые были открыты в небольших населенных пунктах, сработали с указанной франчайзером доходностью (в таких городах практически нет конкуренции, поэтому центры начали работу сразу с максимальной загрузкой).

    В областных центрах сроки возврата вложенных инвестиций были больше - достигали 14-18 месяцев, т.к. на рынке уже работает несколько сетей-конкурентов. Таким образом, сроки, указанные франчайзером, являются реальными, но минимально возможными. В случае неблагоприятных внешних условий срок возврата инвестиций увеличивается.

    2. Еще одна белорусская франчайзинговая сеть – туристические агентства Oranjet

    В сети работает 2 франчайзинговые точки. Франчайзер говорит о следующих сроках:

     сроки открытия франчайзинговой точки – 1 месяц с момента заключения договора;

     срок возврата вложенных инвестиций – 12 месяцев.

    В реальности технологии франчайзера позволяют открыть агентство в течение месяца в любом городе Беларуси (в такие сроки были открыты и франчайзнговые, и собственные агентства сети). Что касается срока возврата инвестиций, то во всех точках сети он не превысил одного года. 

    Франчайзи, открывший агентство к началу сезона, вернул вложенные инвестиции за 4 месяца работы. Таким образом, франчайзером указаны реальные сроки, а в случае благоприятных внешних условий срок возврата инвестиций может быть меньше.

    - Какие отрасли у предпринимательства по системе франчайзинга у нас наиболее популярны? Почему? 

    - Здесь мы ничем не отличаемся от других стран. Традиционно наибольшим спросом пользуются франшизы в сфере розничной торговли и общественного питания, так как они для наилучшим образом подходят для тиражирования через франчайзинг, и количество франшиз в этих отраслях максимально.

    Однако сегодня достаточно предложений практически в любой отрасли – каждый может найти для себя наиболее подходящий вариант. У нас чаще всего спрашивают франшизы в сфере услуг с небольшими суммами стартовых инвестиций, а также производственные франшизы.

    - С какими проблемами приходится сталкиваться нашим франчайзи?

    - Практика белорусского франчайзинга еще не так обширна, чтобы можно было систематизировать информацию о возникающих спорных ситуациях. Судебный опыт в данной сфере отсутствует. Однако известны случаи нарушения договорных обязательств как со стороны франчайзи  (несоблюдение товарного ассортимента, программы продвижения и бизнес-процессов компании), так и со стороны франчайзера (непредоставление обещанной поддержки).

    Способом разрешения спора в известных нам случаях являлось расторжение договора по соглашению сторон. Но пока еще рано составить некую статистику по данному вопросу.

    - Правда ли, что некоторые франчайзеры вынуждают своих франчайзи закупать товар для франчайзинговых точек по завышенной цене? Как в этих случаях должен себя вести франчайзи? Какие у него права?

    - Действительно, условием работы по франшизе часто является покупка определенного товара и/или оборудования у конкретных поставщиков. Единственной рекомендацией для франчайзи является внимательное изучение условий договора на предмет установления таких ограничений.

    Подобные условия надо оценивать в совокупности с экономической моделью, предложенной франчайзером – какую выручку даст использование такого товара, существует ли возможность приобретения аналогичного товара у других поставщиков, - ведь зачастую именно закупка определенного товара или ингредиентов является гарантией популярности у клиента и позволяет получить желаемый доход.

    У белорусских франчайзи, насколько мне известно, подобных инцидентов пока не возникало.

    - Какие последствия/ потери несет предприниматель, если он по каким-либо причинам отказывается от купленной франшизы?

    - Одним их минусов франчайзинга является довольно сложный выход из бизнеса. Условия по расторжению договора франчайзинга по желанию франчайзи очень индивидуальны для каждой франшизы. Прежде чем заключать договор франчайзинга, нужно обязательно изучить возможные варианты расторжения этого договора. Нормальной практикой является установление штрафных санкций или специальных условий как, например, поиск нового франчайзи.

    - Появились ли белорусские компании франчайзеры?

    - Да, в последние годы наряду с иностранными франшизами предлагается все больше белорусских. Это не может не радовать, потому что белорусский франчайзер способен и готов предоставить белорусскому франчайзи гораздо больший объем поддержки, чем иностранные аналоги.

    Кроме того, эти бренды уже известны нашим потребителям и имеют практический опыт на локальном рынке. Мы видим как предложения для белорусских предпринимателей в сфере ритейла («Родная сторона»), общественного питания (PizzaSmile,VeroGusto), услуг (Лесенка, Oranjet, TravelerHostel, ТЕХХ), так и примеры выхода белорусских компаний на соседние рынки (сеть белорусского франчайзера «Кажан» представлена в России и Украине).

    - Каким предприятиям можно рекомендовать развивать свой бизнес по франчайзинговой технологии (становиться франчайзерами)?

    - Идеальный франчайзер должен иметь успешный опыт работы на рынке не менее 2 лет и собственную сеть эффективно работающих точек. Не менее важна юридическая защита товарного знака, устойчивость и проработанность бизнес-процессов и наличие инфраструктурной поддержки. В процессе подготовки франшизы важно разработать реальную экономическую модель, руководство по ведению бизнеса, а также пакет юридической документации.

    Беседовала Татьяна Пархоменко, delo.by



     Эксперт "Дела"

    Ольга Леонтьева

    Председатель Ассоциации франчайзеров и франчайзи "БЕЛФРАНЧАЙЗИНГ"

    Руководитель Бюро разработки франшиз

     

     

     

     

    Материалы по теме франчайзинга:

    Подходите ли вы для работы во франчайзинговой системе?

    7 причин начать работу во франчайзинговой системе

    Внимание - франчайзинг! 7 "ловушек", в которые не стоит попадать

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      тел: +375 (17) 203-52-09

      факс: +375 (17) 203-09-67

      email: delo@delo.by