Курсы валют: USD1 USD: 3.2954 EUR1 EUR: 3.4694 RUB100 RUB: 3.3885 (Обновлено: 16.10.2023 в 10:36:01)Результаты торгов на фондовой бирже: USDUSD: 0.0000 EUREUR: 0.0000 RUB100 RUB: 0.0000 : 1.0000 : 1.0000 : 100.0000 CNY10 CNY: 0.0000 (Обновлено: 16.10.2023 в 10:36:01)Ставка рефинансирования: bank9.5% (28.06.2023);

Места под солнцем хватит не всем

6219
7 минут
Места под солнцем хватит не всем

Альтернативную энергетику Беларуси перевели в режим квотирования

Денис Богданов, руководитель практики строительства
и недвижимости Revera Consulting Group,
специально для «Дела»

 

21 августа стало своеобразным дедлайном для инвесторов, которые хотели получать «зеленые» киловатты с помощью энергии земли, ветра, солнца и водных артерий Беларуси.

Причиной стало вступление в силу Указа Президента №209 «Об использовании возобновляемых источников энергии», а также Постановления Совета Министров №662 «Об установлении и распределении квот на создание установок по использованию возобновляемых источников энергии», которые изменили правила игры на рынке альтернативной энергетики.

С одной стороны, эти документы добавляют инвесторам уверенности, ведь с их принятием окупаемость проектов можно точно просчитать, поскольку повышающие коэффициенты устанавливаются без изменений на 10 лет. С другой стороны, тому, кто не успел до дня «X», придется мириться с ограничениями и квотами.

Предыстория

Почти 5 лет тон развитию отрасли задавали Закон «О возобновляемых источниках энергии» и Постановление Министерства экономики №100 от 30.06.2011 года. Тогда они привнесли много нового в существовавшее законодательство: впервые заговорили не только о стимулах для «зеленой» энергетики и повышающих коэффициентах, но и о полноценной Госпрограмме инновационного развития с ветряками, ГЭС-ами, геотермальными и биогазовыми установками.

Были определены и, к слову, уже освоены многие перспективные участки для инвестиционных проектов. Многие эксперты даже заговорили о коренном «переформатировании» отрасли, ведь до этого практически 99% производимой энергии вырабатывалось из российского газа.

И все же инвесторы, как и банки, кредитовавшие конкретные проекты в сфере альтернативной энергетики, шли на осознанный риск. Фактически повышающие коэффициенты к обычным тарифам, по которым ГПО «Белэнерго» обязывалось покупать энергию, могли измениться в любой момент, в том числе и в меньшую сторону. Представьте: сегодня, например, коэффициент на солнечную энергетику равен 2,7, а завтра он уже – 1,5. Такое резкое понижение могло в одночасье сделать инвестиционный проект из прибыльного «глухо» убыточным.

Поэтому инвесторы добивались гарантий неизменности тарифов – как минимум на срок окупаемости проектов. Но согласно Указу Президента и Постановлению Совмина получили их не все участники рынка, а лишь те, кто до вступления новых документов в силу успел построить энергоустановку либо заключить инвестиционный договор на ее возведение. Повышающий коэффициент для них теперь закрепляется на 10 лет в том размере, который был определен до принятия Указа в зависимости от вида вырабатываемой энергии.

Когда больше значит – меньше…

Увеличение объемов генерации энергии не всегда сулит инвесторам увеличение прибыли. С 21 августа в стране вводится механизм квот, в рамках которых государство будет покупать электроэнергию по повышающим коэффициентам, а все что выработано свыше этих квот – по коэффициентам, стимулирующим использование альтернативной энергетики, которые в отличие от повышающих – не увеличивают установленные тарифы, а уменьшают их.

Например, компанией получена квота в 1МВт•ч, а ее ветрогенератор вырабатывает больше энергии. В этом случае 1МВт•ч попадет в энергосети по повышающему коэффициенту, а излишки – по цене, которая ниже реализуемой промышленным потребителям, так как на данный момент коэффициент, стимулирующий использование энергии ветра, равен 0,85.

Исходя из этого, вариантов несколько. Либо вести строительство в установленных пределах и получить повышенный коэффициент и оправданный бизнес-проект, либо строить объект зеленой энергетики для своих нужд, например, для снабжения производства, а излишки – продавать.

И еще: если до вступления в силу Указа повышающие коэффициенты были едины для всех и делились только в зависимости от вида вырабатываемой энергии, то теперь для их применения вводятся дополнительные критерии, такие как электрическая мощность установки и фактический срок использования энергоисточника. Стоит сказать, что механизм применения критериев пока не до конца ясен и должен быть дополнительно урегулирован. Логично предположить, что чем большей будет мощность и срок службы установки, тем меньший размер повышающего коэффициента будет применяться к энергии, которую она вырабатывает.

Прогнозы

В целом ситуация в отрасли будет развиваться довольно предсказуемо. Сам факт введения квот и дифференциации повышающих коэффициентов – это предпосылка для конкуренции между предприятиями, которые пока только планируют заниматься электрогенерацией. С другой стороны, благодаря гарантированным льготным условиям для проектов, начатых еще до вступления в силу Указа №209, их реализация станет для инвесторов приоритетной, а выделенные под такие проекты участки вряд ли останутся пустыми.

Порядок подачи заявок на получение квот для проектов в сфере альтернативной энергетики


 

Мнение эксперта

Леонид Шенец, Первый заместитель Министра энергетики Беларуси

С 21 августа 2015 года вступило в силу постановление Совета Министров №662, принятое в развитие Указа Президента №209 «Об использовании возобновляемых источников энергии».

Этим постановлением образована Республиканская межведомственная комиссия по установлению и распределение квот на создание установок по использованию возобновляемых источников энергии, в состав которой вошли представители Минэнерго, Минэкономики, Минприроды, НАН Беларуси, Аппарата Совета Министров Республики Беларусь, Департамента по энергоэффективности Госстандарта. Кроме того, утверждено Положение о порядке установления и распределения квот на создание установок по использованию возобновляемых источников энергии, которым определены сроки установления квот и требования к определению их объемов. А также – формы заявок, сроки их рассмотрения и последующего внесения на рассмотрение комиссии, критерии оценки выбора претендентов на право создания установок по использованию возобновляемых источников энергии в рамках выделенных квот.

Реализация на практике норм данного Указа и положений, утвержденных постановлением Совета Министров, позволит упорядочить работы по реализации проектов по строительству установок с использованием возобновляемых источников энергии в Беларуси, сохранив их привлекательность.

Дмитрий Буренкин, руководитель энергетической программы Центра экологических решений

Можно с уверенностью утверждать, что очень важным критерием для всех инвесторов является стабильность и отсутствие частых изменений правил игры в той или иной сфере. Вступление в силу Указа Президента №209 и Постановления Совета Министров №662 в очередной раз внесли изменения в работу рынка возобновляемых источников энергии, что не делает инвестиционный климат более привлекательным.

Однако, с другой стороны, эти документы создают хотя бы какую-то определенность для инвесторов. Если новые правила будут действительно работать, если инвесторы получат четкие условия, которые необходимо будет соблюдать, если к вопросу внедрения возобновляемых источников энергии будет комплексный подход, если будут проходить другие процессы (например, демонополизация «Белэнерго»), то ситуация с возобновляемыми источниками энергии, которых у нас, к слову, совсем немного, может начать постепенно улучшаться.

Дарья Жук, управляющий партнер белорусского офиса международного альянса COBALT

Согласно новому порядку, получить квоты может любой претендент по общему правилу на конкурсной основе, если он отвечает определенным критериям и набрал наибольшее количество баллов среди всех претендентов. Но из этого правила есть исключения. Это проекты, реализующиеся в соответствии с международными и инвестиционными договорами или финансируемые за счет внешних займов под гарантии Правительства, проекты международной технической или иностранной безвозмездной помощи, одобренные Правительством. Под такие «проекты-исключения» квоты будут выделяться из общего объема, однако до рассмотрения конкурсных заявок, поданных в общем порядке.

В целом новые правила являются достаточно прогрессивными и учитывают мировой опыт введения квот для проектов альтернативной энергетики. Однако при всех позитивных моментах есть несколько нюансов, касающихся рассмотрения внеконкурсных проектов. Так, из принятого законодательства четко не следует, какая часть квот из ежегодно устанавливаемых будет направлена на внеконкурсные предложения, по каким критериям будут распределяться квоты внутри внеконкурсных проектов, каким именно критериям должны соответствовать заявки претендентов, чтобы участвовать в получении квот по общему правилу на конкурсной основе. Также пока нет четких критериев, с какими инвесторами будут заключаться инвестиционные или международные договора и как будут предоставляться гарантии Правительства под внешние займы.

Таким образом, мы видим, что в законодательстве вновь остается место для маневра. Надеемся, что этот вопрос также будет уточнен в ближайшем будущем, чтобы сохранить положительный эффект от внесенных изменений и не тормозить развитие данной отрасли в Беларуси.

Полный вариант статьи читайте в номере журнала "Дело", главная тема которого "Транспорт и логистика"

  • Комментарии
Загрузка комментариев...