Уровень HR-службы в компании зависит от масштабов, организации бизнес-процессов и… ее собственника.
Интерпретацию термина HRM(humanresourcemanager) в белорусских реалиях условно можно разделить на три уровня.
Первый– это кадровый учет и делопроизводство – работа, которую обычно выполняет кадровик. Так воспринимают статус эйчара в 80% компаний. Второй уровень – когда к «бумажному» функционалу первого уровня добавляется еще и рекрутинг. В таких компаниях специалиста уже принято называть HR-менеджером. Как правило, этот вариант приемлем для компаний, численность работников в которых не превышает 50 человек. По оценкам бизнес-консультантов, на белорусском рынке доля таких бизнесов составляет около 15%. И только 5% компаний уже перешли на третий уровень, где функционал HR-менеджера понимается комплексно.
К ведению бумажной работы и рекрутингу на третьем уровне прибавляются адаптация, мотивация, аттестация, обучение и развитие сотрудников, кадровый резерв, корпоративная культура и event-мероприятия. Все это – забота HR-специалиста.
Новых сотрудников нужно адаптировать, причем, не только социально.
«Это серьезный и системный процесс, – отмечает директор по персоналу группы компаний «Алютех» Александр Мудрик, – потому что ошибки в адаптации влияют на текучесть персонала в первый год работы. Сейчас персонал стоит дорого, если год назад стоимость замены одного человека мы оценивали в $3,5 тыс., то сейчас – в $5 тыс. Конечно, это косвенные потери, но ощутимые, когда у вас увольняется, скажем, 10 человек... Если работник уволился за первые 3 месяца, то это – ошибка рекрутинга, если в период от 3 месяцев до года – ошибка адаптации».
Уровень HR-службы и расстановка акцентов в ее работе часто зависят и от отрасли. Например, в IT-сфере HR-менеджмент развит очень хорошо, но из-за нехватки специалистов его акцент смещен на рекрутинг, в таких компаниях также хорошо развита социальная и корпоративная политика. Быстрыми темпами сейчас развивается банковская сфера, через пару лет управление персоналом там тоже будет на хорошем уровне. И еще одна очевидная зависимость – если отрасль активно развивается, то развиваются и все ее внутренние бизнес-процессы.
Подробнее об этом читайте в печатной версии свежего номера журнала «Дело».
Также читайте в новом (№7-8) номере:
Белорусский авторынок готовится к новым потрясениям
Интернет-торговля постепенно становится полноценным игроком на белорусском розничном рынке
Инвесторам, вкладывающим деньги в акции белорусских предприятий, надо набраться терпения
Журнал «Дело» назвал имена 12 лучших белорусских топ-менеджеров
Российский бизнес – главный претендент на белорусское «фамильное серебро»
Уровень HR-службы в компании зависит от масштабов, организации бизнес-процессов и… ее собственника
Можно ли вернуть хотя бы часть денег, если ваш должник объявил о банкротстве?
Чтобы сотрудники компании работали эффективно, наведение порядка нужно начинать с HR-менеджера?
Список мест, где можно купить или получить бесплатно журнал "Дело"