Продвижение бизнеса в глобальной Сети становится неотъемлемой частью стратегии развития белорусских компаний
Анна Дейч, «Дело»
По данным ресурса Internet Live Stats (ILS), который дает возможность пользователям вести наблюдение за статистическими изменениями в глобальной Сети, в 2014 году число сайтов во всем мире превысило 1 млрд. и продолжает расти.
А доменная зона .BY признана самой быстрорастущей в Европе: здесь зарегистрировано уже больше 110 тыс. доменов, а прирост по сравнению с предыдущим кварталом составил 4,5%.
При такой высокой конкуренции все сложнее сделать свой сайт «заметным» в Сети.
Долгие поиски
Каждый из нас, вводя определенный запрос в поисковой системе, обычно рассматривает результаты выдачи только на первой странице, где находится всего 10 ссылок на сайты. Более того, по данным статистики, 60% кликов, то есть, переходов по ссылке, приходится на первые 5 позиций выдачи. Остальные проценты приблизительно равномерно распределяются между оставшимися позициями первой десятки. На вторые, третьи и далее страницы выдачи заходят лишь редкие пользователи.
Поэтому компании, продающие товары или услуги, стремятся попасть в «заветную десятку», ведь каждый посетитель сайта – это потенциальный клиент.
Один из главных инструментов – это SEO (Search Engine Optimization), иначе говоря, поисковая оптимизация. Ее суть как раз и сводится к тому, чтобы благодаря определенному набору действий постепенно поднять сайт в поисковой выдаче по определенным запросам и переместить его как минимум в ТОП-10. Этот способ продвижения основан на списке так называемых ключевых слов – запросов пользователей, по которым сайт будет виден поисковой машине.
Зона ответственности профессиональных специалистов в данной сфере за последние годы значительно расширилась, вобрав в себя и юзабилити (в дословном переводе это означает «удобство использования», а в интернет-маркетинге под юзабилити понимается удобство сайта для пользователя), веб-аналитику, копирайтинг, управление репутацией в поисковых системах. Конечной задачей SEO-специалиста остается содействие росту продаж товаров и услуг.
Необходимо учитывать длительность SEO-процесса. Несмотря на то что многие специалисты обещают, что результат компания получит уже через 2-3 месяца, на самом деле на полноценную оптимизацию требуется полгода.
В среднем, SEO-услуги в Беларуси стоят $300-400 в месяц. Примерно $100 уходит на покупку ссылок, заказ и размещение текстов, остальное – оплата работы специалиста. Получается такая ситуация: компания платит первый месяц – результата нет, второй, третий – то же самое. И только на 4-й по одному из оговоренных запросов компания появляется на 8-м месте в списке выдачи. Конечно, при качественной работе на 5-й месяц компания поднимется еще выше, а на 6-й – уже будет в первой тройке. Но многие компании, особенно небольшие, не дожидаются этого результата и «соскакивают» на 2-3 месяце работы.
Но есть у SEO-оптимизации одно значительное преимущество. Речь идет о так называемом «низкочастотном хвосте». Дело в том, что пользовательские запросы делятся на высокочастотные и низкочастотные. Первые – это те, которые наиболее часто запрашиваются интернет-пользователями, вторые – наименее. Например, запрос «купить машину», согласно статистике Yandex Wordstat, имеет 44 740 показов за последний месяц, тогда как запрос «хочу купить недорого машину» – всего 10.
Прибыльный контекст
Более гибкий инструмент продвижения сайта в Интернете – это контекстная реклама, при которой по определенному запросу или слову появляется рекламный блок компании, с ее названием и кратким представлением, номером телефона и ссылкой на сайт. Эти блоки расположены над списком 10-ти ссылок на сайты, а также правее этого списка.
В контекстной рекламе важно не количество показов, а количество переходов на сайт. За них и платит компания, которая использует этот инструмент продвижения.
Причем, как показывает практика, только 1% посетителей становятся клиентами компании. Вообще, согласно официальной статистике процент колеблется от 0,5 до 10% - в зависимости от сайта, но если усреднять, то, как правило, берется в расчет 1%. То есть, чтобы получить 1 покупателя, должно быть 1000 показов контекстной рекламы и 100 переходов на сайт. Таким образом, достаточно легко просчитать сумму, которую компании целесообразно потратить на контекстную рекламу.
Дороговизна контекстной рекламы относительно SEO является главным ее минусом, если сравнивать поисковой оптимизацией.
Однако высокая стоимость контекстной рекламы компенсируется гибкостью данного инструмента, то есть, если компания хочет приостановить этот процесс, она может абсолютно безболезненно сделать это.
Есть еще ряд классических случаев, при которых компании прибегают к использованию контекстной рекламы:
- акции и спецпредложения, ограниченные во времени;
- конкурсы и розыгрыши;
- экспресс-проверка спроса на товар/услугу в интернете (когда нет уверенности в запуске на рынок);
- прощупывание новых регионов ближнего и дальнего зарубежья (когда для продвижения в поиске там необходимо гораздо больше финансовых и временных затрат);
- общая поддержка при продвижении.
Кроме того, не так давно в контекстной рекламе появилась новая прорывная технология – ретаргетинг в «Яндекс.Директ» и ремаркетинг в Google Adwords. Как это работает? Пользователь заходит на сайт, специальный механизм запоминает его и потом реклама этого сайта преследует его на других ресурсах. И таким образом «дожимаются» еще около 10% посетителей.
А нужно ли выбирать?
Как это ни банально, но вывод таков: наилучший эффект компания получит от взаимодействия SEO-оптимизации и контекстной рекламы. Оба этих инструмента должны дополнять друг друга. Можно начать с контекстной рекламы, потом уменьшать ее бюджет в пользу SEO, но не исключать полностью контекстную рекламу.
Используя эти инструменты, компания может привлечь на страницы своего сайта аудиторию заинтересованных клиентов. Иными словами, они представляют собой мостик между рекламодателем и клиентом. Дальше все зависит от сайта, привлекательности предложения компании и выгоды, которую может получить пользователь.
Полный вариант статьи читайте в печатной версии свежего номера журнала "Дело", главная тема которого - "Телекоммуникации. Связь. IT-технологии"