Помогут ли продажи программного обеспечения сохранить на плаву стагнирующий рынок?
Российский IT-рынок в 2013-2014 годах стал заложником общего ухудшения экономической ситуации в стране. Причем, он «просел» даже значительнее, чем экономика в целом: если ВВП страны в 2013-м показал примерно +1,3%, то IT-бизнес, по данным IDC, потерял 1%. Общий объем рынка по итогам прошлого года составлял $33 млрд.
Причины, по мнению экспертов, заключаются в значительном влиянии на IT-сферу состояния дел в государственном секторе, который является одним из основных потребителей высокотехнологичной продукции.
«2014 год IT-отрасль России встретила в подавленном и напуганном состоянии. Снижение темпов роста, а в области оборудования и вовсе абсолютное снижение объемов продаж в 2013 г., заставили капитанов IT-бизнеса начать упредительное сокращение кадров и неэффективных проектов. Больше всего страхов возникло у компаний, которые работают с госсектором из-за сокращения последним затрат на IT», – говорит руководитель факультета прикладной математики и информационных технологий Финансового университета при Правительстве РФ Борис Славин.
В этой ситуации в роли локомотива, который может вытащить за собой российский IT-бизнес, многие специалисты видят сегмент программного обеспечения. По оценкам IDC, доля программного обеспечения (ПО) в общей структуре российского IT-рынка составляет 15% (около $5 млрд.). А Минэкономразвития РФ, используя другую методику оценки (в частности, не учитывая продажи планшетов и печатающих устройств), считает, что доля софта – примерно 19,5%.
Основными драйверами отрасли софтверного бизнеса в России в последние годы были: модернизация промышленности (в первую очередь, ТЭК) и транспортной сферы, рост спроса на бизнес-аналитику, «облачные» решения, а также программные продукты для логистики и бурно развивающейся электронной торговли. Эти факторы в значительной мере будут определяющими и в ближайшей перспективе. Более того, по прогнозам IDC, среднегодовые темпы роста, например, «облачного» сегмента в России до 2017 г. составят свыше 40%, что превысит темпы роста рынка в целом и сегмента ПО в частности.
Серьезной проблемой, и для продаж ПО в том числе, может стать заметное снижение спроса на программные решения со стороны госсектора и производственного бизнеса. Но, с другой стороны, в свете санкций, введенных Западом, и необходимости разработки импортозамещающих технологий в стране появляется спрос на собственные программные продукты для ряда отраслей. В первую очередь, это касается банковского бизнеса, нефтегазового комплекса, а также вопросов безопасности.
Импульс сегменту ПО наверняка придадут: создание российской платежной системы, систем внутренних взаиморасчетов между банками, а также высокотехнологичных производств для замещения продукции из санкционного списка. Наконец, немалые надежды возлагаются на экспортный потенциал софтверного бизнеса. По данным, Минсвязи РФ, объем экспорта ПО в 2013 г. составил $5,2 млрд. (+20% к уровню 2012 г.), что выше, чем внутреннее потребление софта в стране.
Проблемой в этом бизнесе по-прежнему остается пиратство, однако и здесь есть положительные подвижки. Как свидетельствуют результаты исследования BSA Global Software Survey, за последние 10 лет доля пиратского софта в России снизилась на 25%. Сегодня общая стоимость установленного нелицензионного ПО оценивается примерно в $2,5 млрд. С учетом ужесточения законодательства за использование пиратских программ, можно ожидать дальнейшего расширения использования лицензионного ПО. Это также является хорошим потенциалом для участников рынка.
Полный вариант статьи читайте в печатной версии свежего номера журнала "Дело", главная тема которого - "Телекоммуникации. Связь. IT-технологии"