Деловой климат в Чехии – один из самых благоприятных в Центральной Европе. Самые выгодные ниши – туризм и недвижимость.
Чехии повезло с географическим положением. Эта славянская страна – такой же «перекресток», соединяющий страны Центральной Европы, как Беларусь – среди стран СНГ. Здесь тоже мягкий климат и спокойные, доброжелательные люди. А еще – относительно высокий уровень жизни, развитое законодательство и благоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса. Поэтому именно Чехия – одна из тех стран, где белорусы могут найти деловых партнеров или открыть свой бизнес.
Готовьтесь к конкуренции
У Чехии есть неиссякаемый источник доходов – круглогодичный поток туристов, умноженный на стремление властей создать самый благоприятный климат для мелкого и среднего бизнеса. Поскольку адаптироваться белорусу в чешском обществе проще, чем в других, ментально более далеких культурах, то выбор видов деятельности здесь очень широк. Вы можете с одинаковым успехом создать IT-фирму, булочную, спортивный зал, магазин, пивную – все, что угодно.
– Самые успешные направления деятельности в Чехии – это туристический бизнес (прием, доставка, размещение, обслуживание туристов), небольшие клининговые фирмы, строительный и ремонтно-отделочный бизнес, сфера IT-технологий, а также недвижимость – приобретение участков земли в стратегически интересных районах и строительство домов для последующей перепродажи. Очень интересен также ресторанный бизнес,– рассказывает Наталья Ким, консультант юридической компании «Сан Инкорпорейтед».
Возможности бизнеса в Чехии практически не ограничены. Здесь существует постоянный спрос на свежие идеи и энергичных людей, способных воплотить их в жизнь. При этом затраты на организацию бизнеса ниже, чем в других странах ЕС, а уровень безопасности – на европейском уровне. Так что, если вы сумели наладить свой бизнес в Беларуси или Украине, то наверняка сможете встать на ноги в гораздо более стабильной Чехии. При этом следует понимать, что деловая жизнь в этой стране – далеко не безоблачная. Прежде всего, по причине высокой конкуренции как со стороны чешских, так и европейских фирм.
Дмитрий К. из Минска, который уже попробовал в Чехии несколько видов деятельности, а теперь занимается инвестициями в недвижимость, считает, что одна из больших проблем для наших людей, открывающих бизнес в ЕС, – завышенные ожидания по части прибыли. – В Европе сверхприбылей нет! Прибыль в 6-7% – это уже очень интересно, – считает бизнесмен.
– Успешный бизнес здесь, как правило, либо не продают, либо продают по исключительно личным причинам, – говорит Наталья Ким. – Таким, как смена места жительства, болезнь, возраст, отсутствие денежных средств, необходимых для обновления или расширения. Покупать надо тот бизнес, который процветает, где уже сложилась постоянная клиентура. Место расположения бизнеса также должно соответствовать направлению и специфике деятельности, чтобы услуга была востребованной.
При этом люди с опытом работы в Чехии предупреждают, что готовый бизнес таит в себе достаточно опасностей. Например, можно получить «в наследство» скрытые долги предыдущих владельцев, которые по каким-то причинам пропустила аудиторская проверка, и другие «подводные камни». А начинать «с нуля» лучше тот бизнес, для которого характерны долгосрочные кредитные договоры или длительные обязательства. Тем более что в Чехии, при условии создания новых рабочих мест, существуют интересные программы государственной помощи предпринимателям.
Отельный бизнес
В пик кризиса посещение туристами Праги и других достопримечательностей Чехии снизилось всего на 7-10% (другие туристические направления пострадали несколько больше). Минимальные потери объясняются тем, что как с Запада, так и с Востока ехать в Чехию недалеко, а цены здесь никогда не были заоблачными. Сейчас туристов снова становится больше. Значит, по-прежнему выгоден отельный бизнес и сдача в аренду апартаментов и квартир вблизи исторических мест. Например, в феврале наполняемость отелей категории 4-5 звезд составляла 90%, а в декабре и январе свободных мест во многих из них не было вообще. При этом наиболее инвестиционно интересными являются отели от 50 мест и больше. Конечно, можно организовать и семейный пансион. В этом случае вы сможете заработать себе на жизнь, но не более того.
А вообще отелей хорошего европейского уровня в Чехии пока недостаточно. Поэтому тем, кто хочет заняться этим бизнесом, еще есть, где развернуться. Кстати, одно из характерных заблуждений наших соотечественников – желание приобрести отель непременно в центре города. Готовые объекты в таких местах продают лишь в случае проблем с бизнесом, а то и вовсе – за долги. Цена такого отеля – от полумиллиона до $2-3 млн., в зависимости от качества объекта и его размеров. Разумеется, покупка отеля в центре – вариант выгодный, но только с точки зрения долгосрочной перспективы. А с точки зрения быстрой окупаемости гораздо более интересно построить отель на окраине или в пригороде. С транспортом в Чехии все нормально, земля на окраине – дешевле. К тому же, если строить отель с нуля, то его можно оснастить многими современными удобствами. Такими, как бассейн, сауна, теннисный корт, рестораны. Это станет дополнительным конкурентным преимуществом. И хотя стоимость проживания в пригородной гостинице, как правило, относительно невелика, она всегда будет заполнена. Что особенно актуально сейчас, когда даже те люди, которые привыкли к пятизвездочным отелям, ищут бюджетные варианты.
Еще один интересный вид инвестиций в недвижимость – приобретение старого дома и его реконструкция. Активнее всего в реконструкции зданий в историческом центре Праги пока работают английские компании. Но в последнее время к таким проектам появился интерес и у бизнесменов из стран СНГ.
– Разговор о том, сколько надо вложить в старый дом – это как вычисление «средней температуры» по больнице, – считает Дмитрий. – Нужно рассматривать каждый конкретный дом. Впрочем, навскидку можно предположить, что средних размеров пятиэтажный дом потребует вложения в приобретение и реконструкцию от €500 тыс. до €800 тыс. Но уже через год его можно будет сдать в аренду или продать за большую цену.
Подводные камни
В целом чешский бизнес-климат производит очень приятное впечатление, но «в частностях» здесь тоже бывает всякое. Подводных камней, которые могут повредить днище лодки бизнеса, здесь более чем достаточно. Поэтому очень важно серьезно подойти к сбору информации. И особенно – из незаинтересованных источников. К сожалению, близость менталитетов распространяется не только на светлые стороны жизни. А значит, в Праге можно быть обманутым точно так же, как в Минске или Киеве.
– Проверять, переспрашивать и еще раз перепроверять! Вот что сразу должен запомнить человек, который хочет купить здесь бизнес,– делится опытом Елена Борисевич из Гродно, которая сейчас имеет здесь собственный магазин молодежной одежды, хотя «стартовать» планировала небольшим кондитерским производством. – Открыто врут редко, но информацию порой утаивают. Например, когда я собиралась заниматься печеньем и присмотрела цех по его выпуску, мне сообщили, что производство и сбыт налажены. Но на вопросы об объемах и прочей конкретике отвечали уклончиво. Мне пришлось провести собственное расследование – поискать, кому, что и сколько сбывается. Выяснилось, что реальные объемы производства и его рентабельность совсем не такие заманчивые, как это презентовали мне владельцы бизнеса. Никаких документов, я, к счастью, не подписывала. Поэтому отказаться от покупки было несложно.
Раньше в Чехии встречались случаи типичного «кидалова» – липовые продажи арендованного жилья, исчезновение посредников с деньгами покупателя и др. Сейчас это редкость. Обычно мошенники не строят какие-либо сложные схемы обмана – как говорится, мы сами обманываться рады. Чаще всего расчет не вполне честных продавцов – на недостаточную информированность покупателей, поспешность их действий, одним словом, на тех, кто расслабился в безмятежном европейском климате. На такой крючок чаще всего попадают люди, которые раньше не имели собственного бизнеса. Местный продавец всегда может воспользоваться своим неоспоримым знанием местности. Например, продать ресторан на бойком месте, а затем… открыть свой неподалеку. Ведь он знает, что к нему перейдет и его персонал, и его постоянная клиентура. А вы, покупая вроде бы успешное дело, будете вынуждены начинать практически с начала. Поэтому иногда стороны заключают соглашение, по которому продавец обязуется не заниматься такой же деятельностью. Но, поскольку законодательство ему это не запрещает, бывает всякое…
Покупкой и организацией бизнеса в Чехии можно заниматься как самостоятельно, так и через юридические фирмы, которые основали наши же соотечественники – тоже, кстати, один из популярных видов бизнеса. Плюсы самостоятельной работы в том, что не нужно никому платить деньги, зато сила профессионала – в знании местных законов и жизни в стране вообще. В любом случае, расслабляться не следует. Надо постараться предусмотреть максимум из того, что может помешать будущему бизнесу – от наличия долгов до месторасположения, плана развития города (вдруг бизнес выставили на продажу потому, что через год здесь начнется строительство транспортной развязки?). Надо учитывать и то, как вы лично сможете контролировать бизнес. Например, кафе, бар или ресторан требуют ежедневного контроля. И человек, который будет находиться в разъездах, а не в своем ресторане, рискует потерпеть фиаско. Еще один тонкий момент: несмотря на близость менталитетов, стоит обращать внимание на различия наших социумов и не переносить автоматически в Чехию тот бизнес, который был у вас на родине. Например, у Дмитрия был печальный опыт с ночным магазином:
– Когда я уезжал из Минска, там как раз принудительно закрывались точки ночной торговли. В тех из них, что еще работали, после 22-х часов стояли огромные очереди. Мне это показалось шикарной идеей, и я попытался реализовать ее в Чехии. Но тут это никому не было нужно. Лучше бы я занялся платными туалетами, честное слово!– вспоминает наш соотечественник.