Курсы валют: USD1 USD: 2.0552 EUR1 EUR: 2.2618 RUB100 RUB: 3.2013 (Обновлено: 15.11.2019 в 10:22:03)Результаты торгов на фондовой бирже: USD1 USD: 2.0497 EUR1 EUR: 2.2586 RUB100 RUB: 3.2105 (Обновлено: 15.11.2019 в 10:22:03)Ставка рефинансирования: bank9.5% (14.08.2019);

Господдержка со смыслом. Но не в бездну

220
4 минуты
Господдержка со смыслом. Но не в бездну

Господдержка на короткое время, с обоснованием и расчётом на скорый эффект. Таким был лейтмотив встречи Президента страны Александра Лукашенко с председателем Минского облисполкома Анатолием Исаченко.

Глава государства, отмечая объективную необходимость государства реагировать на возникающие у некоторых предприятий трудности и оказывать соответствующую их характеру поддержку, неоднократно в беседе акцентировал внимание, что эта поддержка должна быть точечной, краткосрочной и продуктивной. Государство, по его мнению, не должно перекладывать на себя груз проблем отдельных предприятий и отраслей и обременять бюджет бесконечной (фактически) поддержкой без видимой перспективы отдачи.

Вот ряд характерных цитат, подтверждающий данный тезис:

«Принцип работы один: я готов выслушивать сложные проблемы (их надо решать, их всегда хватает и у нас, и в других государствах), но их решение не должно откладываться, если касается поддержки и помощи со стороны государства, на неопределенное время», - подчеркнул Президент, имея в виду, что порой предлагается дать предприятиям отсрочки и рассрочки по определенным выплатам на многие годы вперед.

«Мы не можем все время предприятия тащить на плечах и все время оказывать какую-то государственную поддержку. Во-первых, без каких-то гарантий, во-вторых, беспросветно. А, в-третьих, там аж до 2035 года отсрочки, рассрочки, кредиты и так далее", - обратил внимание на остроту проблемы А.Лукашенко.

«А ведь вопросы, которые изложены, касаются невыполнения обязательств. Там уже и поддержка была, и гарантии выдавались. Прошло время - опять просят поддержку, опять какие-то гарантии. А почему не выполнили обязательства?..» - справедливо рассуждает белорусский лидер

Александр Лукашенко в качестве положительного примера использования господдержки и своевременного возврата полученных средств отметил как раз-таки деятельность Анатолия Исаченко в качестве руководителя Минской области.

"Вот в таком плане я готов помогать и поддерживать. Помогли - обязательства выполняются, подъем пошел. Пожалуйста, по любому предприятию. Но не в бездну", - акцентировал внимание Глава государства.

gospod-3.jpg

Стоит обратить внимание на тот факт, что Президент уже неоднократно касается темы неэффективного (и к тому же неприлично растянутого во времени) использования средств, предоставляемых государством для поддержки предприятиям, находящимся в кризисных ситуациях. Тема остра, учитывая объёмы этой поддержки и суммы «замороженных» по сути средств, с туманной перспективой их возврата. И это на фоне незначительного роста национальной экономики, да и замедления роста глобальной. Имея обязательства по внушительному госдолгу, который государство прилежно обслуживает, оно же (именно оно по большому счёту) вынуждено «тащить на плечах» бремя долга внутреннего.

Серьёзная озабоченность и высказанное данным обстоятельством возмущение понятны. И вполне объяснимы.

На чрезмерность господдержки, закредитованность (которая носит порочный циклический характер) промышленных госпредприятий указывал совсем недавно и в очередной раз глава представительства Всемирного банка в Беларуси Алекс Кремер, сравнив нашу страну с семьей, которая тратит больше, чем зарабатывает.

Китайский бизнес, который с явным интересом относится к инвестированию в белорусскую экономику, не слишком привечает промышленный сектор, со всей очевидностью принимая во внимание названую выше проблематику.

Также данный вопрос подымался и Премьр-министром Беларуси Сергеем Румасом. В стремлении повысить эффективность реального сектора экономики, он ставил в начале года членам правительства соответствующую задачу, которая предусматривала ужесточение условий для получения господдержки и определение чётких критериев для её выделения: устойчивое развитие, рентабельность и временный (а не хронический) характер задолженности. «Предприятия, не выполнившие условия оказанной им господдержки и не достигшие задекларированных целей ее предоставления, больше не вправе рассчитывать на такую помощь», — заявлял тогда Премьер-министр, объясняя подобные требования тем, что «многие государственные предприятия рассчитывают исключительно на бюджетную поддержку».

Со всей определённостью можно говорить, что времена «щедрой» и почти безоглядной поддержки государством отечественной промышленности заканчиваются. При этом нельзя также утверждать, что ситуация быстро и кардинально изменится и отныне помощь выделяться будет исключительно по рыночным критериям. И стоит принимать во внимание длинный шлейф имеющихся обязательств, с которыми ещё долго предстоит работать. Надлежит учитывать «вплетённость» ряда предприятий в отраслевые (и межотраслевые) производственные цепочки, их интегрированность в локальные и региональные кооперативные схемы и недопустимость осложнить (или парализовать) деятельность. Необходимо также принимать во внимание статус некоторых предприятий как регионо- и градообразующих Нужно помнить и о людях, которые не должны стать заложниками сложных производственно-финансовых ситуаций, поскольку механизм социальной защищённости пострадавших категорий граждан требует совершенствования.

gospod-4.jpg

Но тем не менее, констатируем непреложный факт, что получен вполне определённый сигнал (внутренний и внешний) о том, что сложившаяся ситуация меняться должна. Постепенно, но непременно (добровольно или вынужденно). Потому что иначе уже нельзя. Нет ни ресурсов, ни резонов сохранять её в дальнейшем в таком виде.

Проблемный реальный сектор имеет ещё некоторое время для восприятия услышанного, адаптации к новой реальности и возможность для выстраивания обновлённой перспективы.

Вероятно, год-два для этого ещё есть.

Сергей Гулинский

  • Комментарии
Загрузка комментариев...