Delo.by,

    Комментарии 13 Мар 2016 11:36

    Здоровый интерес

    По данным исследовательской компании NeoAnalytics, темпы роста мировой фитнес-индустрии уступают лишь скорости развития нанотехнологий. Белорусский рынок фитнес-услуг также растет, хотя по-прежнему заметно уступает рынкам соседних стран, особенно в сегменте премиум-класса

     

    Марина Кирченко, «Дело»

    Если еще лет десять назад возможность посещать фитнес-клубы была показателем принадлежности к определенному социальному кругу, то с течением времени фитнес перестал быть демонстрацией статуса, став образом жизни и непременным атрибутом современного человека.

    Все познается в сравнении

    Четкая сегментация по классам заведений, сильные бренды и здоровая конкуренция между ними ­– все это можно отнести к отличительным чертам западного, а также российского рынка фитнес-услуг. Однако уровень развития фитнес-индустрии в Беларуси, как отмечают эксперты «Дела», пока существенно отстает от общемирового.

    «Если в США фитнес как индустрия появился еще в конце 60-х годов, в России – в 90-е, то в нашей стране первый фитнес-клуб, соответствующий мировым стандартам, был создан значительно позже – только в 2004 году. Поэтому степень насыщенности белорусского рынка пока сравнительно низкая, и можно смело говорить о том, что данная отрасль в Беларуси находится на этапе становления», рассказывает менеджер по развитию сети фитнес-клубов Pride Fitness House Инна Шишко.

    Эксперты «Дела» выделяют ряд черт, присущих рынку фитнес-услуг Беларуси. В частности, его ключевой особенностью является отсутствие четкой сегментации. В условиях растущего рынка достаточно сложно определить, к какому классу относится тот или иной клуб, в то время как во всем мире фитнес-центры подразделяются на бюджетные, среднего, бизнес- и премиум-класса.

    К категории бюджетных относятся небольшие заведения, зачастую расположенные в полуподвальных помещениях и на первых этажах жилых домов. Они предоставляют клиенту возможность позаниматься на тренажерах, а также несколько вариантов групповых занятий. Из удобств – лишь необходимый минимум (душ и раздевалка). Фитнес-клубы среднего класса также рассчитаны на непритязательных клиентов с небольшим доходом. Из предоставляемых услуг – тренажерный зал, групповые программы, душ, кулер с водой. Доступ в сауну, консультации тренера – за дополнительную плату. Фитнес-клубы бизнес-класса предлагают своим посетителям большой выбор групповых занятий, а также весь спектр стандартных услуг, включая возможность поплавать в бассейне или посетить сауну, услуги массажиста и многое другое. Но в отличие от премиум-сегмента они не требуют дополнительных денег за эти услуги.

    Статус «премиум» выражается в оборудовании, эксклюзивном дизайне, концепции и сервисе. Во-первых, каждый посетитель премиального клуба должен чувствовать свою значимость и уникальность. Поэтому в таких фитнес-заведениях никогда не бывает много посетителей одновременно. Во-вторых, большое внимание уделяется качеству предоставляемых услуг. В просторных залах – прекрасный вид из окна и отличная система кондиционирования. Здесь установлено только самое качественное и безопасное оборудование ведущих мировых брендов – Precor, Technogym, Hammer, Hoist, GYM 80, TEСA, SportsArt и др. Занятия проводятся под руководством высококвалифицированных тренеров, многие из которых – профессиональные спортсмены. В-третьих, большое внимание уделяется дизайну клуба. Картины на стенах и цветы в коридорах – атрибуты, добавляющие необходимые штрихи к общей атмосфере роскоши. В-четвертых, клубы премиум-класса предоставляют своим клиентам множество приятных бонусов: в раздевалках есть полотенца, халаты, тапочки, сушилки для купальников и фены, в душевых – шампуни и гели, а в тренажерных залах – антибактериальный гель для обработки рук.

    С ростом конкуренции на рынке, элитным фитнес-клубам становится все сложнее удерживать цены на высоком уровне. Поэтому они вынуждены изобретать дополнительные услуги для привлечения и удержания состоятельных посетителей.

    «Так, например, аквакомплекс премиального клуба зачастую представлен не только бассейном и джакузи, но и саунами различного вида, начиная от русской бани и заканчивая хамамом. Традиционно на территории такого клуба есть и SPA-центр, предоставляющий широкий спектр услуг: массаж, обертывания, косметологические процедуры, маникюр, педикюр, уход за волосами – словом все, чтобы клиент чувствовал себя максимально комфортно– рассказывает Инна Шишко. – Однако, с моей точки зрения, в Беларуси пока нет фитнес-клубов, которые бы на 100% соответствовали премиум-классу. Такое, например, понятие как сервис-департамент, которое уже успело прижиться на московском рынке, незнакомо большинству белорусских клубов».

    Редкость для белорусской фитнес-системы – и клубные карты. Гораздо чаще на отечественном рынке можно встретить систему абонементов, по которым клиент имеет возможность посещать только одно направление. И лишь несколько заведений в Минске используют клубную систему оплаты услуг. Член клуба может совмещать фитнес-тренировки с водными развлечениями или SPA-процедурами, составлять «миксы» из индивидуальных и групповых занятий, менять тренажерные залы и фитнес-направления, пробовать новые спортивные дисциплины. Но главное – карты позволяют держателям вращаться в клубной среде единомышленников, увлеченных здоровым образом жизни.

    «Помимо критериев, определяющих статусность и доступность, есть критерии определяющие комфорт, удобство и экономию ресурсов. Я очень рад, что белорусский потребитель не только разбирается в оценке данных факторов, но и достаточно требователен в их удовлетворении. Он сам определил классификатор выбора – максимальный набор услуг в условиях наивысшего уровня сервиса за комфортные условия оплаты. Однако, по моему мнению, на белорусском рынке крайне мало фитнес-центров, способных полностью удовлетворить требования взыскательного потребителя. Нам предстоит еще много поработать над этим»,резюмирует заместитель генерального директора по маркетингу и продажам спортивно-оздоровительного клуба «Мир фитнеса» Олег Ермак.

    Кризис для фитнеса?

    Сейчас рынок фитнес-услуг переживает традиционное весеннее оживление: клиенты активно приводят себя в форму перед сезоном отпусков. Причем мода на здоровый образ жизни поддерживает фитнес-индустрию даже в кризисное время:

    «В период с мая по декабрь минувшего года снижение доходов населения и выручки предприятий, а также рост цен на многие товары, безусловно, повлияли на финансовую составляющую бизнеса. Однако в целом интерес к фитнесу сохранился. Так, например, общее количество клиентов в нашем клубе за последние полгода осталось на прежнем уровне, – отмечает Олег Ермак. – В то же время наметилась следующая тенденция: клиенты предпочитают приобретать абонементы менее длительного действия – на 1 или 3 месяца. Удельный вес годовых абонементов – порядка 25%. Это существенно снизило доходную часть и заставило нас уделять еще более пристальное внимание вопросу оптимизации расходов. В этой ситуации фитнес-клубы вынуждены откладывать приобретение нового спортивного оборудования, сокращать расходы на рекламу, а иногда даже проводить обучение персонала своими силами».

    В целом, по мнению экспертов «Дела», фитнес-индустрии Беларуси, скорее всего, еще предстоит испытать на себе последствия кризиса в экономике. Как отметил Олег Ермак, именно лето может оказаться наиболее сложным периодом для данного бизнеса.

    «Традиционный период отпусков заставляет клиентов делать паузы в фитнесе, а в условиях недостатка свободных денежных средств, делать их продолжительными – иногда до полугода.Однако, начиная уже с середины сентября, ситуация на рынке начнет постепенно выравниваться, и клиенты начнут возвращаться в фитнес, отдавая предпочтение тем клубам, которые в сложное время не стали компенсировать недостаток дохода за счет клиентов, в частности, путем увеличением цен», – констатирует Олег Ермак.

    Представителям фитнес-индустрии Беларуси придется прийти к осознанию того факта, что привлечь нового клиента гораздо сложнее и дороже, чем удержать старого. Поэтому важнейшим показателем успешности современного фитнес-центра сейчас является не количество новых клиентов, а процент продления клубных карт и абонементов.

     

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by