Delo.by,

    Комментарии 8 Дек 2014 10:48

    «Скорая помощь» при выборе делового подарка

    Выбор подарка – тема, актуальная в любое время года, а под Рождество и Новый год – особенно. И, поскольку, времени осталось совсем мало, предлагаем «скорую помощь» тем, кто не успел подготовиться заранее.

    Екатерина Царанок,
    специалист по деловому этикету, колумнист delo.by

     

    "Приятно, когда о тебе вспоминают, но часто выходит дешевле быть забытым" - это ироничное замечание Фрэнка Хаббарда о подарках особенно актуально в рождественские и новогодние дни. Голова забита подготовкой годовой отчетности, закрытием контрактов, выбиванием долгов, отправкой детей в школьную поездку, встречей Петровых, которые приезжают погостить на месяц по приглашению жены, о котором вы даже не догадывались. А тут тебе еще и подарки! Ну, ладно бы тёще. Но надо же угодить еще сотрудникам, партнерам и клиентам.

    Вот несколько правил делового этикета, которые быстро, как аспирин, снимут эту головную боль и помогут легко и без ошибок пройти через «подарочную агонию» предновогоднего времени.

    Мотивы

    В деловой среде подарки дарят для того, чтобы укрепить существующие отношения, вызвать расположение, либо поблагодарить за тот результат, который человек принес компании в течение года. Абсолютно неверным посылом в этой связи было бы намеренье при помощи подарка добиться, чтобы вас или вашу компанию больше любили, а также попытка компенсировать некий опрометчивый жест, который, возможно, имел место в прошлом.

    Стоимость

    Подарок должен стоить соразмерно возможностям вашей компании и той финансовой отдаче, которую партнер, или клиент принес вам в уходящем году. Во многих крупных организациях есть корпоративные правила обмена подарками, которые устанавливают максимальную стоимость предмета, который сотрудник может принять в качестве подарка, либо преподнести партнеру. Как правило, эта стоимость находится в пределах 50 долларов в эквиваленте. Чтобы не попасть в неловкое положение, следует всегда уточнить у офис-менеджера, существуют ли подобные правила в этой компании, и если да - ознакомиться с ними. Подарок ни в коем случае не должен выглядеть как взятка, или намек на давление с целью продолжить деловые отношения в следующем году.

    Чего следует избегать при выборе делового подарка

    Как бы доброжелательно и по-дружески не складывалось ваше общение с партнером или клиентом, не забывайте, что вы находитесь в деловых отношениях. Это значит, что подарок не должен быть слишком личным.Из возможного списка деловых подарков сразу исключите ювелирные украшения и одежду, а также красные розы с их романтическим подтекстом.

    Будьте осмотрительны с веселыми подарками - нет гарантии, что ваш юмор будет по достоинству оценен всеми. В течение года «считывайте» сигналы, которые партнер дает вам о своих ценностях и интересах. Возможно, он любит готовить или путешествовать, играть в теннис или ходить в оперу. Это поможет вам правильно подобрать подарок, который не шел бы в разрез с его внутренними убеждениями и системой ценностей.

    Чего абсолютно следует избегать, так это дарить на Рождество предметы, содержащие логотип вашей организации. Такой подарок похож не на знак внимания, а на самый обыкновенный маркетинг. И хотя  бывают поводы, когда сувенирная продукция уместна, но новогодние праздники к ним явно не относятся.

    Нужно ли дарить подарок руководителю?

    Деловой этикет не рекомендует сотрудникам делать подарки своему боссу. Соответственно, начальнику не стоит ожидать подарков от людей, которых он нанимает. Исключением из этого правила может стать ситуация, когда начальник и подчиненный давние хорошие друзья. Но и здесь есть свои правила. Первое, о чем следует помнить, - это цель, с которой подарок преподносится. Оказал ли вам шеф особую поддержку в работе в течение года? Дал ли он дельный совет, который помог решить стоящие перед вами, или коллективом задачи? Получили ли вы дополнительные возможности в карьере, благодаря его участию? Тогда знак благодарности будет весьма кстати. Но не пытайтесь в угоду начальнику «перепрыгнуть» свои финансовые возможности. Это не будет иметь позитивного эффекта.

    Что должен учитывать руководитель при выборе подарка подчиненным

    Выбирая подарок для подчиненных, нужно учитывать различные факторы: время, проведенное человеком в компании, его вклад в развитие дела, уровень ответственности, должностное положение. Выбор разных подарков для разных категорий служащих - хлопотное дело. К тому же, люди делятся информацией и, наверняка, все будут знать, кто и что получил от руководства. Но еще хуже ситуация, когда одинаковый подарок преподносится тому коллеге, который работал с вами десять лет и тому, который в компании только шесть месяцев. Однако сотрудникам одинаковой категории, или одинакового уровня уместно дарить одно и то же.

    Какие правила обмена подарками существуют среди подчиненных

    Чаще всего подобные правила определяются политикой компании. В некоторых организациях принято обмениваться подарками на Новый год, в других такой традиции нет. Сотрудники не обязаны предусматривать подарки для всех своих коллег. Достаточно ограничиться лишь теми, с кем установились наиболее дружественные отношения. Есть категория сотрудников, которым можно сделать подарок в знак признания их возраста, заслуг перед компанией либо личных достижений. Но это делается исключительно добровольно.

    В некоторых европейских компаниях существует интересная традиция -  "секретный Санта". Это мешок, в который каждый из членов команды опускает один подарок, который в свою очередь вытягивается любым из коллег во время корпоративных праздничных торжеств. Таким образом, происходит обмен подарками «вслепую». Подарок от руководителя в таких случаях должен быть на порядок выше уровнем, чем от его подчиненных.

    Что следует помнить при обмене подарками с иностранными партнерами

    Если у вас есть деловые партнеры в различных уголках мира, с которыми вы общаетесь лично, по телефону или состоите в электронной переписке, вы, вероятно, захотите поздравить и их. В таких случаях выбирая новогодний подарок, не поленитесь сделать более тщательное исследование местных традиций. Так, например, не каждый гражданин Израиля, Китая, а также исламских государств поймут ваши намерения, получив рождественский подарок или новогоднее поздравление в конце декабря. Изучая культуру обмена подарками, обратите внимание не только на то, что принято дарить, но и как этот подарок упаковывать и преподносить.

    Так, например, помните, что подаркам, содержащим цифру четыре, или состоящим из четырех частей не будут рады в Японии, так как они будут считаться приносящими неудачу.

    Коллеги из Китая больше оценят тот факт, что подарок преподнесете вы лично, нежели сам подарок.

    Готовя сюрприз датчанину, отдайте предпочтение упаковочной бумаге, а не подарочному пакету.

    Если ваш партнер иранец, погуглите слово "таароф".

    Кроме того, надо отметить, что практика обмена подарками постепенно уступает место обмену сувенирами. Организация, которая активно работает с зарубежными клиентами, должна всегда иметь в наготове такие сувениры как письменные принадлежности высокого качества, изделия из стекла, хрусталя или металла, иногда это могут быть трубки, портсигары, зажигалки; спиртные напитки, произведения искусства, или народного творчества.

    Но существует ли идеальный подарок? Оказывается, да! Ему мы решили посвятить отдельный материал, который вы увидите уже завтра.


    Екатерина Царанок, колумнист «Дела»

    Я эксперт по политической коммуникации и аккредитована при Европейском Парламенте.

    В отдельных статьях я расскажу подробнее о лоббинге в Европейском Союзе, а также о том, что происходит "за кадром" в европейских институтах.

    Вот уже более 12 лет я живу за границей и сменила за это время три страны. Курируя программы по международному образовательному обмену и повышению квалификации молодых специалистов в Европе, я часто встречаю наших соотечественников - успешных деловых людей и высоких менеджеров крупных международных корпораций. У них, как правило, очень интересные истории.

    Таким образом, инновационный и интеллектуальный потенциал Европы, а также участие в нем наших ребят – еще одна тема, о которой мне есть, что рассказать.

     

    Статьи автора:
    "Леди в мужском бизнесе"
    "Успех во флаконе" 

    "Свето-представление по-белорусски"

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by