Кристина Рыбик, «Дело»,

    Комментарии 1 Июн 2013 0:00

    Страна выходного дня

    Иностранных туристов привлекают в Беларуси, прежде всего, чистота, спокойствие и низкие цены

    По данным Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), Беларусь занимает шестое место в мировом рейтинге стран по динамике развития туризма. За прошлый год национальный рынок туристических услуг вырос на 11%, однако эксперты WTTCсчитают, что на этот рост повлиял, прежде всего, интерес россиян к белорусским санаториям и игорным заведениям.

    Россия – наше все?

    Не так давно одна из крупнейших компаний России – «Газпром» – отмечала в Витебске свой корпоративный праздник. «Газпром» арендовал целый город»! – язвила по этому поводу российская пресса. Впрочем, со стороны это действительно выглядело так. Причем, местные органы власти, как и бизнесмены, ничего не имели против. Как раз наоборот, поскольку «компания-легенда» специально к своему празднику сделала ремонт в одном из витебских клубов, а потом его еще и арендовала. Недовольными остались лишь местные жители: прибыли они не получили, зато прочувствовали московский стиль вождения на своих дорогах. 

    Возможно, к таким событиям (пусть и не столь масштабным) белорусам пора привыкать, а бизнесу – адаптироваться. Как говорит официальная статистика, поток иностранных туристов в Беларусь постоянно растет. Причем, превалируют среди них именно россияне.

    «В отношении учета туристов у нас есть несколько данных, которыми мы оперируем, – говорит директор Национального агентства по туризму Вячеслав Чернов.– Например, есть такой параметр – число поездок граждан Беларуси за рубеж и иностранных граждан в нашу страну. Такая статистика ведется пограничным комитетом, поэтому граждане России в ней не учитываются. Из других стран мира в 2011 году Беларусь посетило 5 млн. 877 тыс. человек, а в 2012-м – 6 млн. 127 тыс. В этих цифрах учтены все цели: туристические, частные, деловые или транзитные. Статистика по туризму, куда мы относим, в том числе, поездки по частным целям, значительно скромнее: в 2011 году иностранных туристов мы начитали всего 67,5 тыс. человек,  а в 2012-м – 46,6 тыс. Есть еще один показатель – количество организованных туристов, которые приехали к нам через туристические фирмы. В 2011году их было 116 тыс., в 2012-м – 118,7 тыс. Причем, наибольшее количество таких групп – из России: в 2012 году оно составило 80%».

    Конечно, эти цифры не дают полной картины: мировой тренд в сфере туризма – это увеличение неорганизованных путешествий, что касается и Беларуси. Информация становится доступнее, отель в любой точке мира можно забронировать заранее, а из Интернета легко скачать путеводитель на своем родном языке. В этом плане, возможно, ближе к реальности данные о количестве ночевок в гостиницах Беларуси. Если в 2011 году это было 593,5 тыс. человек, то в 2012-м – 727,7 тыс.

    Среди постояльцев белорусских отелей также «за явным преимуществом» лидируют россияне. Например, наиболее активно услугами Crowne Plaza Minsk пользуются именно граждане России, хотя клиентская база отеля охватывает около 70% всех стран мира. Сотрудники Crowne Plaza говорят, что основными целями пребывания иностранных гостей в отеле были деловые визиты, бизнес-встречи с ключевыми партнерами, семинары и конференции. Высок процент приезжающих на отдых и групп транзитных туристов.  

    То ли город,  то ли деревня

    В 2011 году только 1% иностранцев,  посетивших нашу страну, поводом для приезда в Беларусь назвали туризм. «Для западных туристов Беларусь – нишевый продукт, – считает  управляющий партнер компании CivittaДаниэль Крутцинна. – Чаще всего они сюда приезжают, когда у кого-то в Беларуси есть друзья, знакомые или родственники. Конечно, есть любители агро- и экотуризма: полазить по лесам, болотам, куда «обычные» иностранцы не едут. Есть те, кто просто хочет увидеть все страны мира. Если говорить о бизнесе, то многих здесь интересуют не занятые ниши, например,  отсутствие недорогих и хороших ресторанов, магазинов. Тем более, белорусский рынок – это около 10 млн. человек, и даже при отсутствии структурных реформ спрос на рынке все равно есть. Кроме того, в нашей стране сохранилось много положительного из советского прошлого – безопасность, не загруженность транспортных артерий, понятная инфраструктура и порядок. Глобализация почти не коснулась Беларуси: Минск – как бы город и деревня одновременно. Лично мне даже нравится то, что на улицах не много туристов. И еще: Беларусь входит в ТОП-3 стран мира, где живут самые красивые и в то же время умные и интересные девушки».

    И все-таки наша страна привлекает иностранцев, прежде всего, тем, что здесь можно недорого отдохнуть – вот основной плюс, который называют гости белорусской столицы.

    «Архитектура мало кого интересует, зато «Милавица» недорогая, – рассказывает Ксения Курусь, владелица сети хостелов «Traveler». – На майские праздники у нас гостят в основном  москвичи. Можно подумать, что хостелы предназначены для студентов-хиппи, но каково было мое удивление, когда у нас остановился PR-менеджер компании «Дымов», а вместе с ним – педиатр из какой-то крутой московской клиники и финансовый консультант еще одной крупной компании. Приезжают студенты-европейцы по обмену: недавно была такая группа из 50 немцев и голландцев. Были у нас и 50 паломников из России, останавливался хор из Москвы».

    Большинство иностранцев говорят, что Минск – чистый город, правда, россияне удивляются, что на набережной нельзя пить пиво. Зато минчане приветливы – постояльцы хостела «Traveler» часто рассказывают, что жители города всегда готовы помочь найти гостиницу или магазин, даже если… сами не знают, где они находятся. 

    Все флаги в гости к нам

    По количеству туристов, останавливавшихся в гостиницах Беларуси в 2012 году, лидирует Россия – 496 тыс. человек, вторую позицию занимает Украина – 39 тыс., третью – Литва (20 тыс.).  Из Польши было 19,5 тыс. постояльцев, Германии – 17 тыс., Грузии – 13 тыс., Казахстана – 12 тыс., Латвии – 10 тыс.

    «Естественно, мы много общаемся с туристами. Хочу сказать, что каждый едет за чем-то своим, – рассказывает Вячеслав Чернов. – Я не думаю, что у нас сверхуникальная культура, но даже из того, что есть, белорусы научились извлекать прибыль. Как, например, в Дудутках и Коробчицах. Это два наших историко-культурных памятника, в которые вложены огромные средства. Мы часто слышим, что Беларусь также привлекает безопасностью и толерантностью».    

    По опыту владельца агроусадьбы «Мартинова Гусь» Александра Белого, европейские туристы – редкие гости агроусадеб. Будучи историком, Александр раньше считал,  что, например, польским туристам будет интересна белорусская земля, с которой связана большая часть их исторического прошлого. Оказалось, это не совсем так: пока что, кроме россиян, на иностранных туристов ему рассчитывать не приходится.

    «Среди россиян у Беларуси сложился позитивный имидж: здесь недорого, но есть какой-то европейский «налет» – что-то напоминающее советскую Прибалтику, – рассказывает Александр Белый. – В основном из России к нам приезжают семейные группы, а вот европейских туристов не много. Были немцы, поляки, литовцы, турки, австрийские лесорубы, которые приехали в нашу страну на международный профессиональный конкурс. Честно говоря, мы изначально не верили, что Беларусь может быть особенно интересна среднестатистическому европейскому туристу, на которого равняются государственные чиновники. Они пытаются найти магическую формулу: как сделать страну интересной именно среднему англоговорящему туристу? Я в такую формулу не верю. Мне кажется, для нас важно культивировать региональный образ, который был бы интересен конкретной стране или национальностям, которые исторически связаны с Беларусью. Например, Налибокский край сыграл значимую роль как для литовского, так и для польского и еврейского народов – на них и необходимо ориентироваться, «забрасывая удочки» в каждую страну по отдельности».  

    Резюмируя можно сказать, что у Беларуси складывается образ гостеприимной, недорогой и спокойной страны, где можно провести «тур выходного дня». Возможно, в следующем году это национальное спокойствие немного встряхнет широко анонсируемый Чемпионат мира по хоккею. Пока серьезная рекламная кампания этого мероприятия не началась. Туристические пакеты со всеми расценками будут готовы лишь к середине июня, а в продажу поступят с 1 сентября. Будем надеяться, этого времени хватит, чтобы немного «разбавить настоящими иностранцами» туристический образ в Беларуси, как тихой и уютной российской провинции.

     

     Мнение эксперта

    Генеральный менеджер казино ROYALАлександр Логинов

    Мы находимся в отеле «Минск», в самом центре города, и открыты для туристов 24 часа в сутки. Однако за последний год количество новых посетителей у нас практически не выросло. Видимо потому, что уровень цен на питание и проживание в Минске постоянно повышается. Если взять количество наших посетителей в процентном соотношении, то на граждан России придется примерно 50%, на белорусов – 30%, еще 18% наших гостей – из Турции, и 2% – остальные туристы, в основном – наши соседи из прибалтийских государств.

    Сегодня игровой бизнес в Минске полностью адаптирован под российский стандарт. Это произошло еще до закрытия казино в России. Такая же тенденция наблюдается и в других странах СНГ, например, в Казахстане или Молдове. При этом нельзя сравнивать минские казино ни с какими другими: Лас Вегас, Монако – это совсем иной мир. Там другие правила, другая политика казино, даже сами игры другие. Например, ни в Европе, ни в иных странах мира понятия не имеют о том, что есть такая игра как «русский покер», а у нас он возглавляет список карточных игр. Также нигде в мире сегодня не предоставляют игрокам такого количества возможностей, в том числе бонусов, как в белорусских казино.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by