DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 1 Окт 2012 0:00

    Неожиданная Турция

    У белорусов есть устойчивый стереотип этой страны – «берег турецкий». Иначе говоря, мы почти не представляем ее без моря и залитых жарким солнцем пляжей. Может быть, поэтому турецкое Министерство  культуры и туризма пригласило белорусских журналистов, среди которых был и корреспондент «Дела», в пресс-тур по стране, но… без отдыха на море. За неделю поездки нам открылась совсем другая Турция.

    Комфортный туризм

    Страна, соединяющая Европу и Азию, вышла сейчас на западноевропейский уровень турсервиса. Говорю это, уже побывав в тех странах, которые особенно жестко конкурируют с Турцией на европейском рынке туруслуг. Начну с перелета. Из Минска в Стамбул и обратно мы летели на «Боинге-737» регулярным рейсом компании «Turkishairlines», которая наряду с хорошо знакомыми «Lufthansa» и «Austrian» входит в «StarAlliance». А значит, на мою дисконтную карту «Miles&More» были записаны очередные тысячи миль для будущих бесплатных полетов. Но важнее оказалось то, что турецкая компания ничем не уступает упомянутым грандам. На борту было много белорусов, и я, зная, что перелет по этому маршруту на крыльях отечественной «Белавиа» стоит дешевле, спросил: почему они выбрали более затратный вариант? В ответах отмечались более высокий уровень комфорта, качество питания, безопасность, наконец.

    Эти оценки применимы и к автобусам, на которых мы колесили по Турции, и к отелям, где мы останавливались. Если раньше, вселяясь, скажем, в 4-звездный турецкий отель, можно было смело «сбрасывать» одну звезду в сравнении с европейскими стандартами, то теперь мы отмечали полное соответствие заявленному уровню. Более того,  отель 4* в «глубинке», в провинции Каппадокия, оказался значительно комфортнее, чем аналогичный в Стамбуле. Провинциальная еда тоже была не в пример вкуснее и разнообразнее столичной.

    Говоря деловым языком, в конкуренции на мировом рынке туруслуг Турция по критерию «цена-качество» уверенно опережает своих соседей. Прежде всего, – Грецию. В результате только ежегодный поток туристов из Беларуси в Турцию насчитывает 150 тыс. человек.

     

    Есть на что посмотреть

    За редким исключением мы мало знаем о достопримечательностях Турции. А между тем многие музеи, соборы, дворцы – настоящие сокровища, имеющие статус мирового культурного наследия. В Стамбуле нам показали музей Айя Софья, мечеть Султан Ахмет, дворцы Топкапы и Долмабахче и многое другое. Причем, работать с нами принимающая сторона направила своего лучшего русскоязычного гида –Халита Гаффара, который вел экскурсии не просто со знанием дела, но и с любовью к своей стране.

    Не вижу особого смысла в пересказе того, что мы узнали о памятниках истории и культуры Турции. По двум причинам. Во-первых, мои коллеги, представлявшие в поездке телеканалы «Беларусь-1» и СТВ, портал ТUТ.BY, успели более оперативно и зрелищно донести эту информацию до белорусской аудитории. А, во-вторых, стоит учесть, что в век Интернета каждый из читателей «Дела» может одним «кликом» получить такие сведения из Сети на экран своего компьютера, планшета или смартфона. Даже электронный переводчик GoogleTranslateпри этом не понадобится. В перечне сайтов с туринформацией, которые рекомендует Посольство Республики Турция в Беларуси, кроме англо- и турецкоязычных, есть  ресурсы на русском языке (см. сноску).

    С позиций бизнеса

    С учетом формата бизнес-журнала, полагаю, будет куда более рационально использовать это место для рассказа о деловых встречах, которые состоялись у нас в белорусском консульстве в Стамбуле. Сегодня это самое молодое белорусское загранучреждение – оно работает с января нынешнего года. Как сообщил нам генконсул Игорь Белый, его открытие связано, главным образом, с быстрорастущим – ежемесячно почти втрое – потоком турецких бизнесменов, запрашивающих визы в Беларусь.

    С одним из них мы познакомились в консульстве. Сейфулла Укар бывает в нашей стране уже 8 лет подряд. За это время он построил самый высокий, 22-этажный, дом в Могилеве, создал в Могилевской области текстильное производство по выпуску постельного белья и штор, а также первую в нашей стране импортозамещающую фабрику памперсов. В нашей стране семейным бизнесом заправляет его брат. Кстати, на стройках были заняты и белорусские рабочие, которыми турецкие инженеры остались вполне довольны, – дисциплинированные и работают  качественно.

    На вопрос о том, как идут дела на его белорусских предприятиях, Сейфулла ответил коротко: нет проблем. Продукция пользуется спросом как в Беларуси, так и в России, рынок которой открыт в рамках Таможенного союза. И сейчас братья задумались о реинвестировании прибыли в расширение производства памперсов, а также – в строительство отеля. Потому что на проблему – почему совсем немного туристов приезжают в Беларусь – смотрят… как турки. Избалованные собственным сервисом. Будет аналогичный уровень в Беларуси – туристы не станут её объезжать, заметил Сейфулла.

    Заглянул в консульство и глава торговой компании Белнефтехима Сергей Гребенев. С ним мы поговорили о возможностях для белорусского бизнеса в Турции. Необходимость в создании этой компании в Стамбуле возникла в связи с тем, что более половины всего нашего экспорта в Турцию составляет продукция предприятий концерна Белнефтехим. В перечне поставок – синтетические нити, полиэфирные и акриловые волокна для турецкого текстиля, автомобильные шины… Расширить экспорт за счет нефтепродуктов пока не удалось. Слишком велика конкуренция со стороны иранских и российских нефтетрейдеров. А вот экспорт химволокон постоянно растет.

    За 4 года работы в Турции С. Гребенев освоил многие приемы местного маркетинга и советует нашим бизнесменам, которых привлекает этот рынок, быть, прежде всего, конкурентоспособными. Ведь здесь представлены практически все мировые брэнды. Например, кроме Белшины, аналогичную продукцию поставляют еще 25 компаний. Покупателя здесь приходится брать не низкими ценами, а качеством товара и безукоризненным соблюдением сроков поставок. Надо учитывать, конечно, и восточный менталитет партнеров – выстраивать с ними доверительные отношения. Дружеские связи здесь работают наряду с родственными. Поэтому, пошутил С. Гребенев, он пьет с турками чай каждые 15 минут.

    На земле и… под землей

    Самая экзотическая часть нашей поездки связана с провинцией Каппадокия, в административный центр которой – город Кайсери мы перелетели из Стамбула. Это горная часть Турции с каньонами, «каменными столбами», пещерами и целыми подземными городами.

    Частью своих чудес, которые привлекают сюда туристов со всего света, Каппадокия обязана природе. Около 3-х миллионов лет назад на этой территории произошло извержение двух вулканов, которые покрыли ее толстым слоем пепла. С тех пор вода и ветер, как скульпторы, работают с мягкой породой. Некоторое представление об этих «творениях» вам дадут сделанные мной снимки.

    А с VI века н.э. экзотики Каппадокии добавили заселившие ее люди. Они строили себе дома, вырубая рукотворные пещеры все в тех же мягких скалах. Пещеры соединялись между собой «коридорами», улочками и уходили в глубину. Так возникли подземные города, где жилось, по древним меркам, комфортно и относительно безопасно. Потому что место было бойкое – здесь проходил Великий шелковый путь.

    Нам показали подземный город Деринкую, уходящий под землю на 18 (!) уровней, где могли жить около 100 тыс. человек, и более скромный «8-этажный» Каймаклы. Между этими городами существует подземный переход длиной 8 км. Местные жители в ту давнюю пору исповедовали христианство, о чем напоминают местами сохранившиеся в подземных церквушках фрески с библейскими сюжетами. Многие из них сильно повреждены после прихода сюда в XI веке турок-сельджуков. Они принесли с собой ислам и новый уклад жизни.

    В нашей программе были церкви долины Ыхлара, музей под открытым небом Гёреме, крепость Ухчисар и многие другие уникальные памятники природы, истории и культуры, описывать которые я, опять же, не вижу практического смысла. Их надо обязательно увидеть, посетив Каппадокию, – они того стоят. А здесь и сейчас деловым людям будет полезнее практический опыт успешного турецкого менеджера, с которым мы познакомились в Каппадокии.

    Левент Ак – мэр небольшого, с населением в 1500 жителей, городка Мустафапаша, известен в провинции и за ее пределами тем, что умеет хорошо зарабатывать на местных достопримечательностях. С 2009 года, когда Левент Ак стал мэром, доходы городского бюджета  возросли в несколько раз. Как ему это удается? Первым делом в городке создали…10 тыс. гостиничных мест. Причем, в самых экзотических строениях – конаках. Так здесь называют пещеры и примыкающие к ним старые домики, которые, разумеется, отреставрировали, дополнили современным комфортом, СПА-центрами и ресторанами. Получились отели-бутики. На этой базе мэр развернул познавательный и лечебный туризм с вело-и пешеходными прогулками, турами на лошадях по окрестным горам. Стали сюда приезжать и спортсмены – на тренировки.

    Кроме этого, мэр взялся за реставрацию 36 полуразрушенных церквей, оставшихся от некогда населявших городок греков. И получил на это финансовую помощь от христианского патриархата. Для растущего турпотока в городке расширяются дороги и возрождаются подзабытые народные промыслы. Так что, теперь туристы, при желании, могут, например, испечь себе хлебную лепешку по стародавней технологии. Чтобы поставить туризм как бизнес, понадобились кадры. И мэр наладил их подготовку в своем же городке. Количество местных турфирм выросло с 2-х до 20-ти. Причем, каждая из них четко позиционируется на приезжих из конкретных стран. Например, японцев принимает Сакура Турс. На очереди – специализация на русскоязычных туристах…

    Все, что мы узнали о турбизнесе в Каппадокии, произвело особенно сильное впечатление на единственного в нашей группе профессионала этой сферы – главного редактора газеты «Туризм и отдых», автора известного фотоальбома «Неожиданная Беларусь» С. Плыткевича. Перед сдачей этих заметок в печать я узнал, что Сергей формирует первую группу белорусских туристов для специализированной поездки – только в Каппадокию…

    *Интернет-ресурсы, которыми можно воспользоваться для получения туристической информации о Турции: 

    www.kulturturizm.gov.tr
    www.goturkey.com
    www.tourismturkey.ru
    www.theguideistanbul.com

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by