Delo.by,

    Комментарии 20 Окт 2014 10:50

    Леди в мужском бизнесе: «Встречаясь с людьми, я сталкиваюсь с разными реакциями – от пренебрежения до восхищения»

    Помнится, во время учебы в университете я участвовала в конференции на тему “Глобализация: да или нет?” Теперь, когда я окончила еще два университета и пожила в трех разных странах, к подобным вопросам я отношусь с иронией.

    Об одной из таких тем, по которым мы можем долго дискутировать как с мужчинами-коллегами по работе, так и с подругами из спорт-клуба, я бы и хотела поговорить сегодня. Вернее, даже не поговорить, а аргументировать свою точку зрения и подкрепить ее конкретным примером. Речь пойдет о том, чему все-таки должна отдать предпочтение женщина – семье или карьере?

    Екатерина Царанок, колумнист delo.by

    Викторианский феминизм сегодня как никогда актуален: в идеале современная женщина должна быть гарантом стабильности и иконой добродетели дома, и в то же время обладать авторитетом в общественной и политической жизни. Наверное, не каждая из нас сможет стать “матерью нации”, как королева Виктория. Да и королей у нас больше нет. Но совершенно очевидно, что каждая из нас должна стремиться преуспеть во всем: будь то быт, здоровье, или профессионализм.

    Согласно исследованиям, главной причиной, по которой женщины решаются открыть собственное дело, это их желание быть ближе к дому. Поэтому и традиционными для дам сферами бизнеса являются красота, дизайн, пошив одежды, образование – то, что можно, хотя бы частично, выполнять на дому. Когда сталкиваешься c владелицей компании в строительстве, технологиях, или безопасности, - это вызывает интерес. Общением с таким незаурядным человеком мне и хотелось бы поделиться.

    Моя собеседница – молодая, хрупкая красавица с живым интеллектом и острой логикой – Александра Нехорошева, создательница компании по производству изделий из искусственного камня «СтоунТек». Александра официально живет в Беларуси, но колесит по всей Европе, подписывая контракты то с клиентами, то с поставщиками. Там мы с ней и встречаемся – в аэропортах и гостиницах. Интересный факт – несколько недель назад она в “интересном положении” поехала в Прибалтику, где пришлось и рожать. Саша точно могла бы стать “матерью нации”!

    - Александра, по статистике, больше половины старт-апов разваливаются в первый год своего существования? С какими сложностями вы столкнулись в начале деятельности?

    Впервые я зарегистрировала собственную компанию в январе 2010 года. Тогда ее название было «Асстоун» и моим соучредителем выступил коллега по предыдущему месту работы. Мы строили оптимистичные далеко идущие планы. Однако, существенных знаний и опыта в управлении бизнесом у нас не было. Мы потратили около года и все свои накопления на отработку технологии производства искусственного камня из минерального сырья. Проводя дни и ночи в цеху, времени на развитие продаж почти не оставалось. Практически всю работу, в том числе и производственную, мы выполняли сами. Мы были твердо убеждены, что не можем позволить себе оплачивать труд наемных работников. И в этом была наша ошибка.

    Налаживать производственный бизнес, особенно такой сложный, как изготовление камня и изделий из него, нельзя без хорошего стартового капитала и распределения обязанностей между сотрудниками в компании. В результате мы не двигались вперед. Потеряв всякую надежду, мой компаньон предложил распродать инструмент и сырье по остаточной стоимости и распрощаться.

    Такой поворот событий заставил меня начать активно искать инвестора, чтобы спасти мою бизнес-идею. Я не могла себе представить, как можно отказаться от цели, уже потратив на ее достижение столько сил, средств и нервов. И мои поиски увенчались успехом – я нашла человека, который поверил в меня и в перспективу моего бизнеса. Новый компаньон выкупил долю предыдущего соучредителя в бизнесе.  Я считаю этот период новым рождением моей компании. Мы даже дали ей другое название - «СтоунТек».

    - Вы сказали, что бизнес-идея принадлежит Вам. Как Вы к ней пришли?

    Идея производить искусственный камень, в частности кухонные столешницы и мойки, пришла мне в голову, когда я делала ремонт у себя дома и выбирала мебель для кухни. Именно тогда я узнала про современный материал – искусственный акриловый камень. Я начала искать информацию по технологии его производства в интернете. Она показалась мне несложной, а направление перспективным. Таким образом, спустя месяцы размышлений, я решилась на организацию своего производства.

    - Как Вы думаете, справедливо ли разделять бизнес на мужской и женский? Есть ли территория, зайти на которую Вы даже не можете помыслить?

    Не знаю, справедливо ли разделять, но однозначно можно сказать, что женщины и мужчины ввиду своей природы больше предрасположены к разным видам деятельности. Преимущественно женскими видами бизнеса я считаю, например, воспитательные учреждения (ясли, детские сады, детские развивающие центры и т.д.), салоны красоты, бутики цветов, HR-услуги. К преимущественно мужским сферам я бы отнесла строительство и девелопмент, а также крупные финансовые структуры. Практически все остальные сферы могут одинаково эффективно управляться и мужчинами, и женщинами.

    Рынок в Восточной Европе начал развиваться сравнительно недавно. У нас еще редко можно увидеть женщин руководителей, или основателей бизнеса в тех сферах, которые не считаются женскими. Встречаясь с людьми по работе, я сталкиваюсь с совершенно разными реакциями - от пренебрежения до восхищения. К счастью, люди моего поколения и младше практически не разделяют своих партнеров по бизнесу по половому признаку и абсолютно одинаково взаимодействуют как с мужчинами, так и с женщинами.

    Сложнее, когда приходится работать с некоторыми руководителями государственных предприятий - мужчинами старой закалки. Таким людям приходится сначала доказывать, что ты чего-то стоишь, и только после «проверки на прочность» они начинают воспринимать женщину как партнера. Но, как и в первом, так и во втором случае, есть исключения. К счастью, с положительной реакцией и позитивной оценкой со стороны партнеров и клиентов мне приходится встречаться гораздо чаще.

    - Это Ваш первый бизнес, или были попытки до этого с другими продуктами, или бизнес-моделями?

    До организации производства, я «тренировалась» на своем Интернет-проекте в области грузоперевозок, услугах по заполнению анкет для лотереи Гринкарт, а также работала маркетологом в крупной логистической компании и директором производства по изготовлению кабин для строительной техники. Совокупность этих непохожих друг на друга сфер деятельности позволила мне получить разносторонний профессиональной опыт за довольно короткое время. Практически всему я училась и продолжаю учиться на примерах других бизнесменов, с которыми общаюсь, и, конечно, на собственных достижениях и ошибках. А как же без них!

    - Сегодня очень популярными стали школы для стартапов, предлагающие бизнес-коучинг и помощь менторов. Как Вы к этому относитесь?

    Вопрос актуален, как никогда. Именно на сегодняшнем этапе развития, я поняла, что моя компания уже вышла за рамки стартапа. Мы начали получать прибыль и гордимся результатами тех крупных проектов, которые были нами реализованы. Я заметила, что с ростом компании и объемов продаж возникают проблемы системного характера. Организационная структура стартапа не дает бизнесу эффективного роста и возможности выхода на уровень стабильного прибыльного предприятия.

    В данный момент, например, я занимаюсь поиском специалиста по развитию, или бизнес-тренера, который  за определенное время поможет нам грамотно проанализировать текущую ситуацию на рынке и внутри компании, определить ее будущую структуру и составить план мероприятий по реорганизации и развитию. Я рассчитываю, что опыт профессионала в сфере развития бизнеса научит меня новым подходам в управлении и даст толчок дальнейшему росту.

    - Работаете ли Вы с зарубежными партнерами? Есть ли разница в практике видения бизнеса в Вашей стране и за рубежом?

    У меня есть опыт работы с партнерами из России, Голландии и Греции. У каждого из них, действительно, разный подход к ведению бизнеса, хотя цель для всех остается одной и той же – получение прибыли. Я стараюсь перенимать западноевропейский стиль руководства и организации работы. Но всегда прислушиваюсь к советам предпринимателей разных стан. Если бизнес в России, в большинстве своем, до сих пор управляется на уровне интуиции, что я считаю немаловажным, а управленцы многое берут на себя, то в Европе они опираются на научные исследования и уделяют много внимание созданию упорядоченной структуры бизнеса, отлаженных цепочек взаимодействия и делегирования полномочий.

    - Что Вас мотивирует? На какие ценности Вы опираетесь в личной и профессиональной жизни? Есть ли у Вас примеры для подражания, на которые Вы ориентируетесь?

    Моя основная мотивация – мой перфекционизм. Я не привыкла отступать назад: если уж за что-то берусь, то всегда иду до конца и стараюсь делать все в лучшем виде. Причем, даже если в итоге я терплю поражение, я воспринимаю это как новый опыт, который мне пригодится в будущем. В качестве примеров для подражания я рассматриваю успешных бизнесменов, с которыми я лично знакома. Это люди с особой харизмой. Мне интересно с ними общаться и узнавать про то, как они достигли успеха. Из деловой литературы, написанной известными предпринимателями,  мне больше всего пришлась по душе книга председателя совета директоров и CEO всемирной сети кофеен «Starbucks» Говарда Шульца под названием «Влейте в нее свое сердце» («Pour your heart into it», Howard Schultz) .

    - На каком месте в Вашей шкале ценностей стоят Ваши близкие? Как Вы думаете, чем современная деловая женщина должна быть готова пожертвовать ради семьи и от чего ни в коем случае не должна отказываться?

    Моя семья – моя главная поддержка. У нас с супругом есть сын, ему 10 лет и совсем недавно у нас появился второй ребенок. Мой муж всегда был рядом в сложных ситуациях и вместе со мной радовался моим успехам и достижениям. Именно благодаря его здравому взгляду на роль современной женщины, мне удалось реализовать себя не только в семье, но и в бизнесе. Никогда не понимала мужчин, считающих, что место женщины на кухне. Времена домостроя давно прошли! Не думаю, что современной женщине надо чем-то жертвовать ради семьи. Всегда можно найти баланс и уделять достаточно времени и семье, и делу. Ведь мужу и детям нужна спокойная, уверенная в себе  жена и мама, у которой есть достойное занятие для реализации своих личных амбиций.

    Александра не отсавляет свой бизнес даже на время беременности 

    - Если бы к Вам обратился молодой человек, или девушка, затевающие собственное дело, и попросили Вашего совета с искренней целью ему последовать, что Вы бы им сказали?

    Я всегда говорю знакомым, которые хотят начать свое дело: «надо пробовать, рисковать и идти до конца». По своему опыту знаю, что рано, или поздно вы добьетесь того, к чему стремитесь, и это принесет вам огромное удовлетворение. Представьте, о чем вам будет приятнее вспоминать в старости - как вы 30 лет ходили на рутинную работу по расписанию или о том, что вы вырвались из замкнутого круга и добились своей цели? Ответьте себе на этот вопрос и действуйте!

     


    Екатерина Царанок, колумнист "Дела"

    Я эксперт по политической коммуникации и аккредитована при Европейском Парламенте. В отдельных статьях я расскажу подробнее о лоббинге в Европейском Союзе, а также о том, что происходит "за кадром" в европейских институтах.

    Вот уже более 12 лет я живу за границей и сменила за это время три страны. Курируя программы по международному образовательному обмену и повышению квалификации молодых специалистов в Европе, я часто встречаю наших соотечественников - успешных деловых людей и высоких менеджеров крупных международных корпораций. У них, как правило, очень интересные истории.

    Таким образом, инновационный и интеллектуальный потенциал Европы, а также участие в нем наших ребят - еще одна тема, о которой мне есть, что рассказать.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by