DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 12 Июл 2013 0:00

    Красота по сходной цене

    Секрет выживаемости салона красоты – иметь как можно больше постоянных клиентов

    Татьяна Курганская, специально для «Дела»

    Каждый месяц в Беларуси открывается 3-4 новых салона красоты. Однако, как минимум, один из них закрывается в течение первого же года. Новички часто остаются наедине со своими проблемами, так и не найдя специалистов, которые могли бы им помочь. Как пройти «минное поле» в этом бизнесе без серьезных потерь? Какие факторы играют решающую роль? Как создать условия для привлечения клиентов? Ответы на эти вопросы жизненно важно получить еще до того, как в ваш салон придет первый посетитель.

    Место

    определяет статус

    – Сегодня в Минске наблюдается стабильный интерес к помещениям под парикмахерские и салоны площадью 50-60 кв.м.,– рассказывает начальник отдела консалтинга и аналитики группы компаний «Твоя столица» Андрей Астрейко. –Основными требованиями к таким помещениям являются удобство расположения для потенциальных клиентов и хорошая визуальная доступность со стороны основных пешеходных потоков. Необходимым условием является наличие технических возможностей, прежде всего, воды и естественного освещения. Смотрят также на высоту потолков – желательно, чтобы она была не менее 3 м., и наличие витражного остекления. В местах с хорошей проходимостью в центре города, в торгово-выставочных центрах стоимость аренды квадратного метра составляет порядка €20-23, аренда помещений попроще (например, не на первых этажах) обходится €14-15 за кв.м., а в спальных районах ставка еще ниже –  около €10.

    Существует много аргументов в пользу покупки помещения под салон красоты. Если затея окажется провальной, оно все-таки останется в собственности. Кроме того, сложнее всего «добываемые» разрешительные документы, такие, например, как санитарный сертификат, разрешение пожарной службы и медицинская лицензия, выдаются с привязкой к указанному в них адресу. При перемене места вы, кроме части своих клиентов, потеряете еще несколько месяцев на то, чтобы получить новые согласования. Правда, арендодатели это тоже понимают и часто не гнушаются поднимать арендную ставку тем, кто, образно говоря, находится у них «на крючке».

    В любом случае, перед тем, как приступить к поискам помещения, специалисты рекомендуют ознакомиться с нормами, которые вам придется соблюдать. А именно: СТБ 1266-2003 «Услуги бытовые. Услуги парикмахерских. Общие технологические требования», СанПиН 2-1-2.10 – 30-2003 «Устройство и содержание косметических кабинетов, салонов татуировки и перманентного макияжа» и ТКП 5.3.05-2009 «Национальная система подтверждения соответствия РБ. Порядок сертификации услуг парикмахерских». В этих документах установлены требования к размеру зала и подсобных помещений, их оформлению, вентиляции, отоплению, канализации, рабочим местам мастеров и др. Неплохо также проконсультироваться с представителями санэпидемстанции и пожарниками, чтобы понять их требования. Ведь если в нормативных документах нормы о площади и «ровных, гладких, без щелей» полах и стенах прописаны четко и ясно, то понятие «этичность мест обслуживания» каждый понимает по-своему…

    По данным Управления бытового обслуживания населения Министерства торговли Беларуси, на 1 апреля 2013 года в стране было сертифицировано 4545 объектов, оказывающих парикмахерские услуги. Речь лишь о городах, поскольку в сельской местности такие предприятия сертификации не подлежат. «Объекты по оказанию парикмахерских услуг» согласно белорусскому законодательству делятся на несколько категорий: парикмахерская, салон, салон-люкс, маникюрный кабинет и косметический кабинет. Если сопоставить эту классификацию с европейскими стандартами, то наши парикмахерские соответствуют зарубежному эконом-классу, салоны – это бизнес-класс, а люкс – это VIP.

    Эконом-класс, как правило, зарабатывает «на потоке». Такие заведения преуспевают в оживленных «проходных» местах – в спальных районах, на вокзалах, в гостиницах, аэропортах и т.д. Оказывая недорогие, но быстрые и качественные услуги, они всегда обеспечены клиентурой.

    Если же помещение расположено в престижном районе (новые дома, офисные и торгово-выставочные центры) или в деловой части города (площади рядом с метро, магистральные улицы), в нем можно организовать салон бизнес-класса, потенциальные клиенты которого – обеспеченные работающие люди. В отличие от эконом-класса, такое заведение предлагает расширенный перечень услуг. Кроме маникюра, педикюра, стрижки и окраски волос, здесь могут быть представлены услуги косметолога, специалиста по наращиванию волос и ресниц, массажиста, мастера по эпиляции и др. Нередко в таких салонах есть и свой магазин, где после консультации с профессионалом можно купить средства по уходу за кожей и волосами.

    Салон-люкс имеет смысл открывать только в самом в центре, причем лучше всего – рядом с 5-звездочными гостиницами и элитным жильем. Отличительный признак таких заведений – эксклюзивные услуги. Часто салоны люкс-класса – авторские, т.е работают под руководством и маркой известного парикмахера-дизайнера, призера международных конкурсов и чемпионатов. Клиенту здесь предложат создание нового образа, широкую гамму услуг  по уходу за волосами, кожей тела и лица, услуги SPA, талассотерапию и др. Мастера VIP-салонов в курсе самых модных веяний и работают по авторским методикам.

    «Первая пуговица»

    «Кто неправильно застегнул первую пуговицу, уже не застегнется, как следует», – говорил Гете. В нашем случае «первая пуговица» – это место, где будет «продаваться» красота. Если вы находитесь рядом с университетом, подумайте, надо ли вам предлагать омолаживающие процедуры? Быть может, правильнее разработать программы для юношеской кожи? А если вы открываете салон в деловом центре, вам вряд ли стоит зацикливаться на татуировках и прокалывании носа. То же правило действует и в отношении косметической продукции: она должна соответствовать навыкам специалистов и вашей целевой аудитории. Дешевая косметика в дорогом салоне будет смотреться так же ужасно, как гнилой зуб в голливудской улыбке.

    Все салонные услуги условно можно разделить на имиджевые (стрижка, окрашивание и укладка волос, маникюр, педикюр, загар, тату, пирсинг); медицинские (коррекция недостатков лица и фигуры, мезотерапия, пилинги, антицеллюлитные программы) и услуги релаксации (талассотерапия, СПА, светотерапия, ароматерапия). Придумать принципиально новую услугу сложно, так что, речь идет скорее об их грамотном сочетании.

    – Есть алфавит, и есть нотный стан, но каждый пишет своим почерком и создает собственные шедевры. Услуги, будь-то парикмахерская или салон красоты практически идентичны, успех предприятия зависит лишь от того, насколько правильно владелец разбирается в предоставляемых услугах и их потребителях, – считаетНаталья Антонович, директор салона красоты «Beautytime», учредитель учебного центра по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров эстетики и массажа. –Кроме того, руководителю важно уделять постоянное внимание своему бизнесу и совершенствовать его в соответствии с новыми тенденциями. Ну, и, конечно, важно помнить, что срок становления салона – от 2 до 3 лет. Это тот период, когда надо работать для привлечения максимального количества клиентов, причем так, чтобы они стали постоянными! Это поможет прогнозировать покупку дорогостоящих препаратов, вводить новые услуги и т.д.

    Для небольшого салона, рассчитанного на 6 рабочих мест, вместе с подсобным помещением вам потребуется приблизительно 60 кв. м. площади. Сумма первоначальных расходов будет складываться из аренды помещения, юридического оформления предприятия, ремонта (косметического или капитального), приобретения оборудования и расходных материалов, изготовления и размещения рекламы.

    В случае с оборудованием – «скупой платит дважды». Только представьте, как  некомфортно человеку крупного телосложения на массажном столе китайского производства, рассчитанном максимум на 70 кг. А как будет «ерзать» на неудобном кресле клиент, пока мастер делает ему какую-нибудь длительную процедуру! Придет ли он к вам еще раз?

    Минимальный комплект оборудования, по словам экспертов «Дела», включает в себя: парикмахерские кресла, сушуары (электроприборы для сушки волос), стерилизаторы, климазону (электроприбор, улучшающий и ускоряющий процессы химический завивки и окраски волос), шкафчики для хранения инструментов – и это только для парикмахерского зала! Для маникюра и педикюра вам, кроме прочего, понадобится  специальный табурет, маникюрное кресло, столик и гидромассажная ванночка. Обратите особое внимание на качество приобретаемых моек, ведь если они выходят из строя –  работа салона оказывается практически парализованной. 

    При покупке расходных материалов вам лучше всего работать с фирмами, уже известными  в области косметики и парикмахерского дела: это надежно, узнаваемо и стильно. Поставщик или производитель заключает с салоном договор купли-продажи и на его основе поставляет необходимый товар (часто предлагая неплохую скидку от оптовой цены), проводит бесплатные семинары и консультации. Кстати, для исключения случаев «исчезновения» средств, введите ежедневный учет и разработайте нормы расхода, необходимые для стандартных процедур.

    Некрасивые проблемы

    «красивого» бизнеса

    Успех салона на 80% зависит от квалификации и таланта работающих там мастеров. Поэтому дефицит персонала – сейчас проблема номер один. Спрос на хороших специалистов значительно превышает предложение. Как говорят владельцы салонов, в образовательных учреждениях нашей страны уровень подготовки мастеров оставляет желать лучшего.

    Еще одна «болевая точка» этого бизнеса – конкуренция со стороны мастеров-надомников, которые предоставляют услуги по демпинговым ценам, «уводя» таким образом часть клиентов.

    – С каждым месяцем салонов красоты становится все больше и рассчитаны они на любой кошелек, – говоритНаталья Антонович. – Клиент ценит такие критерии, как удобство месторасположения, культуру обслуживания, соответствие оказываемой услуги заявленной. Полностью искоренить надомный труд невозможно. Но можно говорить об уважении человека к самому себе, поскольку каждый из нас достоин самого лучшего внимания и сервиса. Даже если взять такой «деликатный» момент как недовольство клиента процедурой. Это всегда неприятно, но спокойнее, если это произойдет в салоне, а не на дому. В последнем случае клиент не получает чека, не знает, проходил ли мастер медицинское обследование, где он покупает косметику, и какую аллергическую реакцию гипотетически она может вызвать. Специалист тоже не застрахован – он не сможет доказать свою правоту. В салоне эта защищенность выше, ведь все услуги выполняются на сертифицированной в Беларуси косметике, согласно утвержденной технологической карте.

    Мастеру, который вырос в профессиональном смысле, наработал клиентуру, конечно, необходимо повышать зарплату и предоставлять возможность удовлетворения творческих амбиций. Если он понимает, что его профессиональное «я» в салоне может быть реализовано (его отправляют учиться за границу, дают возможность проводить обучающие семинары, выступать на фестивалях и др.), то ему незачем менять место работы или стремиться работать на дому.

    Бизнес-тренеры в сфере бытового обслуживания рекомендуют также применить в коллективе  систему «тайный клиент». Каждому новому сотруднику для ознакомления предлагается документ, регламентирующий мероприятия по улучшению сервиса в организации.  В нем есть пункт о «тайном клиенте», обязанностью которого является контроль за деятельностью персонала с целью профилактики оттока клиентов из салона. То есть, специалист предупреждается о том, что к нему в любое время может прийти посетитель, который оценит его работу и расскажет начальству о результатах своей проверки. Понятно, что в этом случае мастер сто раз подумает, прежде чем зазывать человека на дом, ведь «разведчика» в лицо он не знает!

    Кроме того, клиента с салоном должны связывать не только «золотые руки» специалиста, но и программа лояльности к нему со стороны предприятия. Что может быть проще, чем завести карточку постоянного посетителя, отслеживать периодичность его визитов, виды покупаемых услуг и количество оставляемых им денег? А затем, с учетом известной информации, сделать ему интересное предложение на другие услуги, хорошую скидку ко дню рождения или его профессиональному празднику, дисконт на продаваемую в салоне косметику…

    Момент истины

    В маркетинге услуг принято такое понятие, как «момент истины» – это время, когда клиенту становится понятно: есть сервис или нет, проголосует ли он за ваши услуги своим рублем еще раз или нет? Не бывает второго шанса произвести первое впечатление. Приветливость и дружелюбность  администратора, его грамотная речь и умение обстоятельно рассказать о специфике услуг – это то, что должен услышать и почувствовать человек, позвонив в салон.

    Еще один «момент истины» – полное внимание к клиенту во время процедуры. Может быть так, что посетительнице сделали отличную стрижку, но у нее не получилось хорошего контакта с парикмахером, ее встретили без улыбки, и она начинает себя «накручивать»: раз прическу делали молча, значит, что-то не так.

    Недопустимо также общение мастеров между собой на отвлеченные темы во время обслуживания клиентов, не говоря уже об обсуждении только что ушедшей посетительницы. Разговоры специалиста с клиентом о себе – еще одна «антисервисная» привычка. И, наконец, последнее: к сожалению, почти каждый человек может вспомнить про «странные» цифры в чеке в момент расчета с администратором. Клиент должен быть уверен в том, что он заплатит ровно столько, сколько указано в прейскуранте салона!

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by