Delo.by,

    Комментарии 4 Апр 2014 12:18

    Если звезды зажигают, значит… Это выгодно?!.

    За минувший год количество концертов зарубежных исполнителей в Беларуси выросло в разы.

    Анна Дейч, «Дело»

    Белорусским меломанам просто некогда расслабиться: почти каждую неделю афиши зовут на новый концерт. Не успели поклонники «живого звука» перевести дух после приезда Элтона Джона, Стинга и Джо Кокера, как вновь приходится планировать в бюджете дополнительную статью расходов на развлечения. Только под занавес 2013 года Минск посетили Хосе Каррерас, Гару, Лара Фабиан, группа «А-ha»… Чем же вызван такой неподдельный интерес зарубежных «звезд» к белорусской столице?

    «Минск-Арена» и Rammstein

    Прорыв в концертной деятельности случился тогда, когда открыли «Минск-Арену» и провели концерт немецкой рок-группы Rammstein, организатором которого стал Дворец Республики.

    Тогда, в марте 2010 года, новая белорусская площадка собрала 11 тыс. зрителей. Это было первое событие такого масштаба для «Минск-Арены»: до концерта Rammstein там проходили лишь спортивные мероприятия. И «первый блин» не получился комом: почти без очередей в гардеробы и камеры хранения, с безупречной работой охраны.

    «Концерт Rammsteinстал первым опытом проведения мероприятий такого уровня,– говорит начальник отдела государственных, специальных и культурно-зрелищных мероприятий Дворца Республики Максим Приходовский. – К тому же мы раньше всех пришли на «Минск-Арену» именно с концертом. Почему Rammstein? Они в то время находились в мировом турне, и агенты Дворца Республики, которые работают в Европе, США и других странах, сообщили, что есть возможность зацепиться за эту группу. Однако Rammstein– не просто артисты с мировым именем. Это 140 человек персонала, 40 фур с оборудованием и пресловутая немецкая педантичность. Для нас их приезд стал хорошим экзаменом – насколько мы готовы работать на таком высоком уровне. И мы сдали этот экзамен на «отлично».

    Еще до приезда музыкантов в Минске разгорелся скандал: Совет по нравственности призывал запретить концерт. Немецкие газеты не прошли мимо темы и написали о «враге номер один для Беларуси», а также о том, что группа будет «крошить и уничтожать еще очень хрупкое белорусское самосознание… и, в конце концов, разрушать белорусскую государственность». Но шоу состоялось, а за ним последовали десятки подобных по масштабам.

    По словам Максима Приходовского, без «Минск-Арены»проведение концертов со звездами мировой эстрады было бы экономически нецелесообразным: если бы их привозили на прежние концертные площадки, то средняя цена билета доходила бы до $200-300. А много ли у нас зрителей, способных такие билеты купить?!

    Директор клуба RE:PUBLIC Андрей Старцев, добавляет, что потребность в гастролях зарубежных артистов существовала всегда, но не было возможности заполнить эту нишу.

    «Прежде всего, рост количества концертов зарубежных исполнителей связан с появлением разноформатных площадок,– говорит он. – Стадионный формат – это, безусловно, «Минск-Арена», которая вмещает более 10 000 человек. Клубный формат – до 100 человек, как клуб «Граффити», и до 1000 человек, как RE:PUBLIC. Кроме того, на белорусском рынке стали работать свежие и компетентные игроки, которые нашли средства и возможности удовлетворять потребности публики».

    Но нехватка мест для проведения масштабных шоу по-прежнему является серьезной преградой. Промоутерам не приходится долго выбирать: есть «Минск-Арена», Дворец спорта, Дворец Республики. Для классических и джазовых концертов используют Театр оперы и балета, а также Филармонию, для open air* – стадион «Боровая». И все. Отсутствие конкурентных площадок уменьшает возможности организаторов и увеличивает стоимость билетов.

    Навстречу «звездам»

    Организация любого концерта начинается переговорами с артистами и заканчивается их проводами в аэропорту.

    Особенность приглашения зарубежного исполнителя заключается в том, что напрямую с ним организаторы не работают, а ведут дела через букинг-агентства.

    Букинг – это не искусственно созданный вид бизнеса, а прежде всего, потребность индустрии развлечений, артистов, и промоутеров. Букер, являясь посредником, защищает не только интересы артистов, но и интересы своих заказчиков – организаторов мероприятий. Заключив договор с заказчиком, букер гарантирует выступление артиста и, в случае форс-мажорных обстоятельств, гарантирует замену одного артиста другим, не менее профессиональным в том же жанре. Зная запросы заказчика и особенности проводимых им мероприятий, букер быстрее и точнее подбирает артистов.

    В Беларуси букинг пока развит слабо, как и сам шоу-бизнес. Однако его появление можно считать достаточно важным шагом в развитии отечественной индустрии развлечений.

    «Чтобы сотрудничать с букинг-агентствами, артистов у них брать нужно постоянно, хотя не все могут принести прибыль. Вот и получается, что один концерт – «в ноль», на другом теряешь деньги, а третий может закрыть все убытки», – рассуждает Андрей Старцев.

    Максим Приходовский подчеркивает, что Дворец Республики работает только с проверенными агентствами, которые ведут целые туры артистов: ведь исполнитель или группа из них едут не только в один город.

    Каждый концертный проект по-своему уникален. Безусловно, для организации мероприятия существуют стандартные процедуры, такие как подписание контрактов с исполнителем, оформление договоров с площадкой, билетными операторами, получение концертного удостоверения. А вот далее возникают разнообразные моменты, которые организаторы решают с той или иной долей иронии.

    Например, ежегодно зимние месяцы парализуют процессы букирования «Минск-Арены» и других площадок, завязанных на проведение матчей КХЛ. Календарь матчей появляется только в марте, и до тех пор организаторы не имеют возможности гарантировать проведение шоу и подписывать контракты.

    Универсальной формулы успеха у концерта нет. Но в целом это может выглядеть следующим образом.

    • Качественный продукт
    • Адекватная стоимость билетов
    • Благоприятное конкурентное окружение
    • Грамотная рекламная кампания
    • Удобная сеть билетных операторов
    • Качественный звук и свет
    • Отсутствие природных, эпидемиологических, политических, экономических катаклизмов
    • Профессиональная работа всех служб на площадке, включая сотрудников МВД, МЧС, «Скорую», транспорт, администраторов, тикет-агентов и др.

    Кстати, со вторым пунктом возникают наибольшие сложности. Билеты – это единственная доходная часть для организаторов. Есть еще спонсорские взносы, но эти средства обычно тратятся на рекламу. В идеале сначала необходимо составить расходный бюджет мероприятия, а затем рассчитать цену билета так, чтобы эти расходы покрыть.

    «Но ни один организатор не может знать, сколько людей придет на шоу, а ошибиться в цене билета – дорогого стоит. Слишком высокая – народ не пойдет, низкая – концерт не окупится. Это чувство приходит только с опытом, и тогда организатор сразу может определить, сколько должен стоить билет», – констатирует Андрей Старцев.

    Максим Приходовский же считает, что определение цены билета – это чисто экономический расчет.

    «Когда мы просчитываем все расходы, то выходим на среднюю цену, а от нее – на минимальную и максимальную. Также учитывается покупательская способность аудитории, на которую рассчитан концерт или другое представление. Если мы привозим театральную труппу, то не будем продавать билеты за Br2 млн., а снизим планку до Br600 тыс., так как отдать такую сумму за спектакль наш театральный зритель не может»,– говорит он.

    Что касается формулы успеха концерта, то новички в этом бизнесе делают одну очень важную ошибку – путают медийную популярность с реальной. На тех, кто «звучит из каждого утюга», зрители не пойдут – зачем платить деньги, если все хиты находятся в открытом доступе.

    По словам Максима Приходовского, факторов, которые влияют на успех мероприятия очень много. Например, если привезти известного артиста, поставить адекватную цену на билет, но дата совпадет с каким-нибудь большим религиозным праздником, как, например, Радуница, когда все уезжают из города, то, естественно, что о посещаемости и, соответственно, прибыли речи идти не может.

    Все требования артистов к проведению шоу очень подробно описываются в контрактах и райдерах.** Белорусские промоутеры этим требованиям в полной мере соответствуют, иначе мы бы не увидели у себя в стране такого множества хороших артистов и ярких концертов. Выполнение всех требований райдера является необходимым условием организации выступления. В противном случае исполнитель имеет полное право отказаться от выступления без возврата внесенной предоплаты и возмещения убытков организатора.

    «Новичков в концертном бизнесе могут удивить некоторые требования артистов, – говорит Андрей Старцев. – Мол, зачем им, например, экзотические фрукты и овощи, которых в Минске вообще не найти. Однако нужно понимать, что гастролеры много времени проводят вне дома, и они попросту заботятся о своем здоровье. Тем более, что среди маститых исполнителей нет молодых людей в возрасте 20-25 лет, которые в силу возраста еще могут себе позволить несколько небрежно относиться к рациону и режиму дня. Поэтому к этим требованиям стоит относиться внимательно, и выполнять все, что прописано в райдере».

    Между встречей и проводами

    В 2013 году в шоу-бизнес Беларуси возвратили свидетельства на право организации концертов – так называемые «гастрольки». Кардинальным образом на организацию концертов это не повлияло – дополнительная бюрократическая процедура и какие-то деньги в бюджет, не более того.

    Гастрольные удостоверения действовали в Беларуси и раньше, однако в конце 2010 года были отменены Указом президента № 542 «О проведении культурно-зрелищных мероприятий». Как сказал Максим Приходовский, с 2010 по 2013 годы в Беларуси появлялись российские фирмы-однодневки, которые закрывались после проведения одного мероприятия или даже сразу после выпуска афиш. Такие фирмы создавались для отмывания денег, считает Приходовский. По его мнению, Указ президента № 257 позволит избежать возникновения в Беларуси таких фирм.

    Процедура организации концерта выглядит следующим образом.

    После того, как организатор договорится с музыкантами, нужно определиться с местом проведения концерта, его датой и временем. Согласно Положению об организации и проведении культурно-зрелищных мероприятий в Беларуси, организатором мероприятия не может быть физическое лицо: нужно зарегистрироваться в качестве ИП самому или же найти компанию, готовую выступить в качестве организатора и взять на себя все бюрократические вопросы.

    Организатор обязан обратиться в службу «Одно окно» Минского горисполкома (если концерт будет в Минске) или облисполкома (при организации концертов в других городах). Для получения удостоверения необходимо подать заявление, а также программу мероприятия. Как показывает практика, в программе могут попросить указать справочную информацию о выступающих группах или музыкантах.

    Приглашая зарубежных исполнителей, необходимо дополнительно предоставить свидетельство о собственности или договор аренды, договоренность с конкретными исполнителями либо гражданами и организациями, представляющими их интересы, на участие в мероприятии. Также могут попросить копию свидетельства о регистрации ИП или организации, поэтому лучше сделать ее заранее.

    Все документы должны быть представлены не позже, чем за десять рабочих дней до планируемого дня начала реализации входных билетов.

    Стоимость пошлины зависит от количества мест на концертной площадке (или от планируемого для реализации количества входных билетов). К примеру, для зала вместимостью до 150 мест пошлина составит три базовые величины, от 1001 до 1500 мест – 80 б.в., 2.001-3.000 мест – 150 б.в., свыше 3.000 мест – 200 б.в.

    Освобождаются от уплаты пошлины организаторы, которые делают концерт с участием только белорусских исполнителей, а также государственные организации культуры. Это вызвало различные споры о неравном положении государственных и частных организаций.

    Начинать рекламу концерта и продавать билеты можно только после получения «гастрольки».

    Резюмируя, нужно отметить, что экономический эффект от проведения масштабных концертов – достаточно велик, а поступления в бюджет весьма приличные. Помимо налоговых выплат организаторов следует учитывать и сопутствующий финансовый эффект – оплаты, поступающие на счета предприятий, привлекаемых к проектам. Это и отели, и рестораны, и аэропорты, и транспортные компании. Государству и бизнесу это однозначно выгодно. Однако конкретные цифры прибыли наши собеседники называть не стали.

    «Дворец Республики приносит в бюджет порядка 30-35% от каждого концерта, – резюмирует Максим Приходовский. – Но оставшаяся сумма идет не «в карман», а на реализацию новых проектов. На 2014 год у нас запланировано 42 концерта».

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by