DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 1 Июн 2012 0:00

    Деньги… из воздуха

     Чтобы сэкономить на авиаперелете, важно понять, что время – это тоже деньги.

    Кристина Рыбик, «Дело»

    В советские времена даже студент мог подарить себе на день рождения перелет на самолете в противоположную часть Союза. Теперь одни об этом вспоминают с ностальгией, а другие – не верят, что такое вообще могло быть. Сегодня основным потребителем авиауслуг становится бизнес. Конечно, для сотрудников крупных компаний, вылетающих в командировку или на отдых, вопрос цены на авиабилет стоит менее остро, чем для студентов. Но подчас изучение маршрута и предложений различных перевозчиков дает удивительные результаты. И вряд ли кто-то откажется сэкономить, например, половину стоимости билета без существенных потерь во времени и комфорте.

    Low Cost: плюсы и минусы

    Само понятие «экономия на авиаперелете» можно трактовать по-разному. Для начала стоит выделить три ключевых момента: с какой целью вы летите, за чей счет, а также о каком времени и маршруте идет речь.

    Первый и самый верный способ экономии – приобретение билета заранее. В большинстве авиакомпаний за полгода до даты вылета он может стоить на 30-50% дешевле. Правда, с определенными ограничениями – например, с высокой комиссией при возврате билета или вообще с невозможностью его сдачи. Этот вариант подходит тем, кто заранее планирует свои поездки и бронирует билеты заблаговременно. Риск – потеря денег при невозможности вылета, но сейчас на рынке страхования появились полисы, купив которые можно застраховаться на случай болезни или других неожиданных обстоятельств. В Беларуси такие полисы недавно начал продавать «Белгосстрах».

    Второй распространенный вариант – воспользоваться услугами бюджетных авиакомпаний (lowcost). Правда, в Беларуси их пока нет, и вряд ли в ближайшее время они у нас появятся, но из соседних с Минском аэропортов – Москвы, Киева, Риги, Вильнюса, Каунаса и Варшавы – они летают.

    Бюджетные перелеты произвели своеобразную революцию в бизнесе авиаперевозок, поскольку цены  на их билеты порой начинаются с €10. Low Cost-компании делают ставку на высокую  производительность труда и низкие расходы. Они имеют больше налета на каждый самолет, больше дохода на каждого работника и меньшие расходы на каждое пассажирское кресло.

    Для клиентов это означает, прежде всего, экономию на комфорте: например, в аэропорту, откуда летают такие компании, вы вряд ли найдете зал бизнес-класса, а во время полета вам не предложат пообедать. Точнее, предложат, но только за дополнительную плату. На борту лайнеров Low Cost работает меньшее количество человек. Например, члены экипажа американской компании Southwest сами грузят багаж и убирают салон. К тому же, билетных касс в их традиционном понимании у таких авиакомпаний нет. Их касса – это интернет-пространство, где посредством банковской пластиковой карты клиент может забронировать и оплатить билет. Это тоже существенная экономия: расходы обычной авиакомпании на комиссионное вознаграждение и содержание городских авиакасс составляют в среднем около 10% стоимости билета.

    Конечно, такой выгодный с точки зрения цены вариант не может обойтись без подводных камней. Во-первых, чем выше наполняемость самолета, тем дороже обойдется билет. Поэтому его лучше всего приобретать заранее. Во-вторых, билет, оплаченный через Интернет, невозможно ни обменять, ни сдать. В-третьих, багаж, превышающий по весу обычно 10 кг, – платный. О ваших вещах позаботятся минимум за €20. Если речь идет о бизнес-перелете, то отсутствие тяжелой поклажи – не большая проблема, но для тех, кто едет в длительный отпуск, это не всегда приемлемо. Стоит помнить еще об одном нюансе – за определенное время до вылета свой билет необходимо подтвердить на сайте компании, иногда – даже не единожды. Это тот случай, когда клиент сам должен о себе напоминать. Если этого не сделать, то можно остаться без кресла, даже если за него уже заплачены деньги.

    В Беларуси Low Cost популярны, прежде всего, среди студентов. Но в последнее время этот формат привлекает все больше клиентов даже из числа состоятельных граждан – благо добраться до аэропортов в Вильнюсе, Каунасе, Киеве или Варшаве несложно. Тем более что из Минска летают только регулярные авиакомпании. И если раньше цены на их услуги отличались и порой существенно, то сегодня перелет в Европу и обратно обойдется в среднем в €250-350 вне зависимости от компании-перевозчика.

    Аэропорт аэропорту – рознь

    Впрочем, под экономией не стоит понимать только меньшую стоимость билета. Для людей, которые часто летают по делам, не столько важна цена билета, сколько – удобные стыковки. «Удобные стыковки экономят главное – время, – говорит Маргарита Гацко, заместитель директора по деятельности в области авиации компании «АлатанТур». – Наши клиенты любят летать через Ригу, Варшаву или Прагу. Здесь вы не станете ждать свой рейс по 8 часов, да и аэропорты удобные. Например, аэропорты Парижа и Франкфурта многих пугают своей сложностью».

    Территориально белорусы располагают неплохим выбором аэропортов, хотя и не белорусских. Например, по статистике туроператоров 60% гомельчан летают из Киева. Только за первые три месяца текущего года аэропорт в Борисполе обслужил 1,587 млн. человек. В российском «Шереметьево» цифры еще внушительнее – здесь за 1-й квартал пассажиропоток увеличился на 19,8% и составил 3,328 млн. Через Москву, кстати, активно летают жители Витебской области. Тем более что добраться до столицы России несложно: помимо поездов и личного транспорта есть бюджетная возможность – автобусы из Минска до любого из аэропортов Москвы. Они курсируют ежедневно. У жителей Брестской и Гродненской областей – свой выбор: аэропорты Вильнюса, Каунаса и Варшавы.

    Вы спросите: в чем смысл вылета не из Минска? Все в том же – в цене! Простой пример: если билеты по маршруту «Минск – Милан – Минск» обойдутся минимум в €250, то на маршруте «Варшава – Милан – Варшава» – €125. Главное преимущество зарубежных аэропортов – в большом количестве авиакомпаний, а значит, и в многообразии вариантов развязок. Только в марте нынешнего года к 17 авиакомпаниям, которые летают из литовской столицы, присоединились российские Aeroflot и AK Bars Aero, исландская Iceland Express и израильская Sun d'Or. Теперь Вильнюс связан с 29 европейскими городами и 37 аэропортами.

    В Беларуси же фактически функционирует только один аэропорт. Из Гродно, Гомеля и Бреста летают редко и в основном – чартеры. Пару лет назад одна европейская компания пыталась «реанимировать» аэропорт в Гомеле, но из этого ничего не вышло. Да и минскому аэропорту многого не хватает, чтобы стать серьезным транзитным центром. Во-первых, второй взлетной полосы. Во-вторых, современных залов ожидания. В-третьих, инфраструктуры: гостиницы, транспортной доступности (хороший пример – московские аэропорты, которые пустили специальные ж/д-экспрессы до крупных городских вокзалов). На все это стране пока не хватает средств. Но главное: в Беларусь должны придти намного больше авиакомпаний, чем сейчас, и на это должен дать согласие национальный авиаперевозчик…

    Наверняка руководители «Белавиа» понимают, что количество пассажиров, которое сегодня перевозит единственная национальная авиакомпания, не способно дать 100%-ную загрузку большинства рейсов, поскольку большой транзитный поток «растекается» по соседним аэропортам. Еще один минус «Белавиа» в том, что она не входит в крупные международные авиационные альянсы. А членство в них дает пассажирам компании большие преимущества, как ценовые, так и чисто технические. Например, одна из самых известных таких структур, Star Alliance, которая объединяет 28 авиаперевозчиков, гарантирует своим пассажирам, что все участники бонусных программ любой из авиакомпаний альянса могут накапливать и использовать свои мили на рейсах других членов Star Alliance. Для  пассажиров высоких классов здесь открыт доступ в залы ожидания повышенной комфортности всех компаний-участников. А одно из самых  привлекательных условий состоит в том, что расписания авиакомпаний максимально гармонизированы, чтобы транзитные пассажиры тратили меньше времени на трансферы. А это и есть самая настоящая экономия!

    Как сэкономить на авиаперелете?

    1.      Летайте в небольшие аэропорты: если аэропорт назначения – не международного уровня, а находится в небольшом городке, то на таком перелете можно сэкономить до 30% от стоимости билета.

    2.      Для путешествий с двумя и более стыковками лучше выбирать маршруты, максимально приближенные к прямой линии – стоимость перелета зависит от его продолжительности и расхода топлива. Еще один вариант – перелет с трансфером по системе hub & spoke, когда в первой половине дня осуществляются внутренние рейсы, а после обеда – международные.

    3.      Если вы отложите свой перелет до вторника, среды или четверга, то существенно сэкономите. Снизить расходы на билет на 50% позволяет также так называемое «правило воскресенья». Его смысл в том, что покупатели билетов получают ощутимые скидки и бонусы, если проведут хотя бы одну ночь с субботы на воскресенье в пункте назначения. Приятно, что это правило действует практически на всех европейских направлениях.  

    4.      Приобретайте билет сразу в оба конца – это в любой сезон и при любых условиях поездки сократит расходы на 30-50%.

    5.      Не рассчитывайте получить «горячий билет», выжидая до последнего момента. В рамках регулярных рейсов авиакомпании не практикуют скидок на такие билеты даже при условии, что вы купите его при регистрации на рейс. Наоборот: такой билет может оказаться намного дороже. Исключение – чартерные рейсы, владельцы которых заинтересованы максимально загрузить «борт».

    6.      Изучайте рынок. Очень удобно это делать на сайте бронирования билетов www.onetwotrip.com. Здесь вы можете быстро узнать все об интересующих вас перелетах, выбрать самый бюджетный и самый быстрый вариант. Кстати, создатель этого проекта Петр Кутис в одном из интервью выдал секрет: когда вы ищете билет в Интернете, никогда не вводите реальное количество пассажиров. Рассчитывайте все на одного человека. Случается, что авиакомпания выделяет, например, 2 наиболее дешевых билета, еще 2 – чуть дороже и дальше – по нарастающей. В случае группового вылета программа будет искать для вас билеты одного ценового диапазона, и вы упустите возможность сэкономить.  

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by