Delo.by,

    Комментарии 3 Июн 2016 9:56

    Деньги из чистого воздуха

    За 10 лет развития агроэкотуризма количество усадеб в Беларуси увеличилось с 34 до 2 263. При этом, как утверждают эксперты, потенциал отдыха в белорусской глубинке раскрыт еще не полностью.

     

     

    Марина Кирченко, «Дело»

    Поддержка государства

    В 2002 году, когда первопроходцы белорусского агроэкотуризма приняли решение объединиться и создали БОО «Отдых в деревне», сложно было даже предположить, что сельский туризм будет так бурно развиваться. По словам Валерии Клицуновой, председателя правления этой общественной организации, еще 14 лет назад в нашей стране не существовало таких понятий как «сельский туризм» или «агроусадьба», а сегодня эта отрасль признана наиболее успешной и востребованной в белорусском туризме. Так, например, в 2015 году Беларусь заняла второе место в номинации «Агротуризм» по итогам голосования в конкурсе National Geographic Traveler Awards 2015, опередив Словакию, Молдову, Россию, Сербию и Литву. В этой номинации наша страна получила 22% голосов, уступив первенство только Италии (26%).

    Безусловно, Беларусь изначально обладала значительным потенциалом для успешного развития сельского туризма. Это – и неизведанная природа, и самобытная культура, и уникальная кухня, и открытые, душевные люди. Однако справедливо будет отметить, что важным фактором успеха стала поддержка агроэкотуризма со стороны государства. После принятия в 2006 году Указа Президента №372 агроусадьбы получили значительные преференции, в том числе – льготное налогообложение в размере всего одной базовой величины в год. Кроме того, хозяева усадеб имеют право на льготные кредиты под 5% годовых. После принятия этих решений количество агроусадеб в стране стало расти в геометрической прогрессии.

    На протяжении десяти лет агроэкотуризм в Беларуси развивался практически самостоятельно – без каких-либо указаний сверху и без «вливания» бюджетных денег. Однако в прошлом году хозяев усадеб встревожила новость о том, что налог для них может быть увеличен в 12 раз!

    «Около 10 лет назад между владельцами агроусадеб и властями была заключена договоренность, согласно которой до 2021 года мы имеем право пользоваться налоговыми льготами. Президент Беларуси заверил нас, что существующие правила игры не будут меняться при условии, что мы поднимем отрасль на должный уровень, –  рассказывает В. Клицунова. – На мой взгляд, мы свое обещание выполнили. За относительно короткий период в Беларуси было создано более 2 тысяч агроусадеб, ежегодно приносящих в госбюджет значительную сумму. Приведу пример. Немецкая семья из 4-х человек решила отдохнуть в Беларуси. Муж, жена и двое детей оформляют визы, покупают билеты на «Белавиа». Добавьте сюда трансфер из аэропорта, отель в столице, походы по минским ресторанам и музеям, транспорт до усадьбы… Сумма, которую такие гости оставят в усадьбе – едва ли не самая маленькая в этой цепочке. А теперь посмотрите, сколько заработало государство! Кроме того, нужно понимать, что агроусадьбы – это семейное дело. Вот, к примеру, российская статистика: создание одного рабочего места на селе сегодня стоит от €20 до €100 тыс. Подумайте: если эти люди сами создали рабочие места для себя и членов своей семьи, какую сумму они сэкономили государству»?!.

    По словам эксперта, именно благодаря агроэкотуризму в белорусской глубинке было построено и восстановлено множество зданий. Причем в строительстве использовались, чаще всего, белорусские материалы. Усилиями небезразличных людей вымирающие деревни начали возрождаться, изменилось само отношение к провинции, белорусы начали возвращаться к своим истокам. Поэтому на сельский туризм нужно смотреть комплексно, трезво оценивая экономический эффект, который он оказывает на экономику всей страны.

    Отделить зерна от плевел

    Конечно, 2 263 агроусадьбы – весьма внушительная цифра для Беларуси, однако, как отмечают эксперты «Дела», это еще не предел.

    «Если взять среднюю плотность объектов сельского туризма в Европе, то с учетом белорусских реалий 3-3,5 тысячи усадеб – вполне реальная для нас цифра, – поясняет В. Клицунова, –Другой вопрос: способны ли мы привлечь необходимое количество туристов, чтобы «загрузить» столько усадеб? Тем более – в существующих рыночных условиях».

    По мнению владельца агроусадьбы «Ганка» Анатолия Ганца, несмотря на то, что сельский туризм оказался сравнительно кризисоустойчивой отраслью, на рынке сегодня выживает только тот, кто постоянно удивляет своих гостей.

    «Уже недостаточно просто сдать жилье внаем, предложить выпить, поесть шашлыка и попариться в бане, отмечает эксперт. Чтобы привлечь туриста, нужно найти свою уникальную нишу, придумать необычную программу. Ведь люди едут за впечатлениями, новыми эмоциями. Хотя по-прежнему есть усадьбы, хозяева которых убеждены, что в нашем деле все максимально просто: освободил комнату, поставил кровать и телевизор – и жди гостей! Но такие места, как правило, быстро закрываются».

    Но есть и обратные примеры, когда благодаря частной инициативе в глубинке создаются уникальные туристические проекты.

    «К таким территориям можно отнести Воложинский, Кобринский, Жабинковский районы. Например, в Воложинском районе мы работаем над созданием территории креативной экономики. Там уже как минимум 25 точек креатива. Помимо привычных занятий – рыбалки, прогулок на катере, катания на лошадях, квадроциклах, можно посетить разнообразные музеи, театральные представления, батлейку, мастер-классы по приготовлению национальных блюд, понаблюдать за работой пчеловодов или выступлениями участников рыцарских клубов. Предлагаются также программы, разработанные специально для детей, рассказывает В. Клицунова. – Также сейчас идет работа над созданием кулинарной карты Беларуси – гастрономического путеводителя по усадьбам, где посетителям предложат старинные блюда национальной кухни». 

    Интересно, что агроэкотуризм – это сфера, где среди игроков рынка нет жесткой конкуренции. В сельском туризме популярна такая форма взаимодействия как туристический кластер – сотрудничество нескольких субъектов хозяйствования, которые расположены недалеко друг от друга и используют местный туристический ресурс.

    «Например, обращаются люди, хотят заказать домик, а у меня на эту дату свободных мест нет. В таком случае я звоню в соседние усадьбы, и отправляю туристов к ним, поясняет принцип работы А. Ганец.Или, например, гости хотят покататься на лошадях, а я такую услугу не предоставляю. Но мы без проблем организовываем им катание в усадьбе, где такое предлагают».

    Тем не менее, в последнее время со стороны туристов и контролирующих органов все чаще можно услышать нарекания на статус некоторых усадеб и качество их работы.

    «Уже много лет объекты агроэкотуристического сервиса пользуются значительными налоговыми льготами. Но на практике под маркой агроусадеб предприниматели порой занимаются чисто ресторанно-гостиничным бизнесом – открывают бани и сауны, организуют корпоративы и свадьбы, уплачивая налог в размере всего одной базовой величины в год. Я не против «банного» или «гостиничного» бизнеса, он также имеет право на существование, однако не следует подменять понятия! Согласно Указу Президента, для того, чтобы заниматься агроэкотуризмом, необходимо соблюдать определенные условия, в частности, постоянно проживать в сельской местности, вести личное подсобное хозяйство, иметь возможности для ознакомления туристов с природными и архитектурными объектами, национальными культурными традициями своей местности. Поэтому, на мой взгляд, необходимо провести сертификацию сельских усадеб и четко разграничить агроэкотуризм и обычную сдачу помещений в наем. Надеемся, к 2021 году мы это сделаем», резюмирует Анатолий Ганец.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by