Delo.by,

    Комментарии 13 Янв 2016 13:54

    Компания начинается с офиса

    Грамотно спроектированное и оформленное офисное помещение может повысить эффективность работы сотрудников

    Марина Кирченко, «Дело»

     

    По информации агентства недвижимости «Твоя столица», одной из основных тенденций на белорусском рынке офисной недвижимости в 2015 году стало появление бизнес-центров европейского уровня. Специалисты компании отмечают, что эти изменения связаны в первую очередь с повышением уровня девелоперского бизнеса. На столичном рынке сегодня конкурирует множество компаний, которые в своей работе стараются придерживаться европейских стандартов.

    Но в то же время, как отмечает директор компании INTERRA Дмитрий Барашко, в отличие от зарубежных компаний, отечественные предприятия пока не готовы вкладывать значительные средства в оформление офиса. Причем связано это не столько со стремлением сэкономить, сколько с разницей в мышлении управленцев в Беларуси и в Европе. Так, например, некоторые представители белорусского бизнеса не хотят платить проектировщикам и дизайнерам, считая их услуги лишними затратами, а работу – безвозмездным искусством.

    Но в целом все же прослеживается положительная динамика: на рынок приходят компании из России, Ближнего Востока и Европы, которые во многом становятся образцами для подражания или, по крайней мере, вызывают у белорусских специалистов желание сделать не хуже.

    Строить или арендовать?

    Если компания принимает решение о строительстве офиса «с нуля», то, прежде всего, ей необходим хороший проект. В самом начале долгого пути к идеальному офису заказчик обсуждает со строительной компанией все нюансы проекта, которые должны быть заложены в структуру здания. Таким образом, уже на этапе проектирования прописывается, например, какие помещения будут предназначаться каждому из отделов предприятия.

    «В нашей стране очень распространенной является такая ситуация: так как от момента проектировки до сдачи здания в эксплуатацию проходит несколько лет, компания-заказчик успевает сильно видоизмениться. И к моменту, когда здание готово, требуется пересмотр первоначальных планов и, соответственно, реформирование концепции», – рассказывает генеральный менеджер компании Office Solutions Александр Шалайко.

    Стараясь в условиях кризиса сберечь финансовые ресурсы, белорусские компании предпочитают арендовать под офис уже готовое здание или помещение. По данным АН «Твоя столица», минувший год стал рекордным по количеству введенных в эксплуатацию бизнес-центров: к декабрю 2014 года объем рынка офисных площадей приблизился к 700 тыс. кв.м., что значительно превысило уровень спроса. В сложившейся ситуации как покупатели, так и арендаторы получили возможность диктовать девелоперам свои условия.

    Поэтому, изучив предложения, клиент выбирает сразу несколько наиболее подходящих вариантов: по стоимости аренды, расположению и типу здания, количеству парковочных мест и другим характеристикам. На следующем этапе к процессу подключаются дизайнеры, которые на основании общей концепции проекта предлагают варианты его реализации. Арендаторы, как правило, выбирают открытые пространства, с которыми в дальнейшем проще работать.

    Причем, как говорит Дмитрий Барашко, бизнес «вкладывается» в арендные помещения с гораздо меньшей охотой, чем в собственные. Связано это с постоянными колебаниями цен на рынке коммерческой недвижимости и простым отношением «свое-чужое».

    Делить или не делить?

    Одним из самых популярных вариантов планировки офисного пространства уже много лет остается формат open space.

    Open space – это просторные офисные помещения с минимальным количеством несущих стен, где пространство разделяется перегородками. Сотрудники размещаются группами либо по линейной схеме. Появились такие офисы в Америке еще в 30-х годах, но в Беларусь пришли только в 90-е, причем встретить openspace можно было исключительно в офисах транснациональных компаний. Сегодня «открытые офисы» есть практически в любом бизнес-центре.

    Как отмечают эксперты «Дела», зонирование офиса с помощью стационарных и мобильных перегородок позволяет использовать пространство более эффективно, и, следовательно, уменьшить арендуемую площадь. Кроме того, конструктивные элементы перегородок часто выполняют функцию крепления офисной мебели.

    Помимо экономичности, к преимуществам openspaceможно отнести демократичную атмосферу, которая создается внутри коллектива. Исчезают барьеры в виде стен и закрытых дверей, а общаясь между собой, сотрудники взаимодействуют как единый механизм. Кроме того, увеличивается скорость принятия рабочих решений. Ведь работникам проще найти друг друга и удобнее взаимодействовать между собой.

    В поисках тишины

    Все большую популярность набирают комбинированные офисы, где есть как индивидуальные комнаты, так и общее пространство. Некоторые помещения отделяются от общей зоны прозрачными перегородками, обеспечивающими шумоизоляцию.

    В офисах часто можно встретить уеденные места для работы над сложными проектами, кабинки для телефонных звонков и даже игровые комнаты. Все это доступно для каждого сотрудника в любой момент. Особое внимание уделяется обустройству комнат для ведения переговоров. Как отмечают эксперты «Дела», одной из последних тенденций является отказ от больших переговорных.

    «Просторные помещения для переговоров используются раз в неделю, а то и реже. Все остальное время в них работают несколько сотрудников. И получается, что большое помещение занимают 2-3 человека, а остальные образуют очередь. Использовать пространство более эффективно позволяют раздвижные перегородки, которые разделяют большую комнату на две поменьше», – рассказывает Александр Шалайко.

    Множество компаний имеют отделения в других странах. Для того чтобы обмениваться информацией, вести совместную работу над проектами, сегодня необязательно ехать в командировку: контактировать с зарубежными коллегами позволяет видеосвязь, и компании все чаще устанавливают в переговорных специальное оборудование.

    Интересно, что одной из самых важных зон в офисе становится зона неформального общения, которую раньше сильно недооценивали.  Появился даже так называемый «кофис», синтез кафе и офиса, где можно обсудить и рабочие, и личные вопросы. Расположен «кофис» обычно вблизи рабочей зоны, что позволяет с легкостью переносить рабочий процесс в непринужденную обстановку.

    «Интерьер офиса зависит от многих факторов: философии и стратегии развития компании, ее финансового положения, взглядов владельцев бизнеса и администрации, вида деятельности и позиционирования бренда в целом, – рассказывает Дмитрий Барашко. Если организация публичная – стоит акцентировать внимание посетителя на входной группе, рецепции, комнатах ожидания и переговорных, что позволит выделиться из множества однотипных компаний. Если же речь идет, например, об аутсорсинговой компании, главный капитал которой – специалисты, нужно концентрировать усилия на создании максимально комфортных условий для сотрудников. Эргономичная мебель, естественное, приятное освещение, общее ощущение пространства и воздуха, помещения для отдыха и занятий спортом, места для приема пищи и общения – все это позволяет сотрудникам компании чувствовать себя на работе, как дома. Однако самый лучший вариант – комбинация этих подходов, но, к сожалению, так бывает далеко не всегда».

    В качестве резюме

    В целом ситуация с оформлением офисов белорусских компаний далека от идеальной, но при этом стоит отметить, что дизайнерский рынок развивается достаточно динамично и в правильном направлении. Все больше руководителей понимают, что, если о человеке судят по одежке, то о компании – по офису. Кроме того, сегодня уже недостаточно просто дать сотруднику высокую зарплату – нужно предоставить ему комфортное место работы. Причем, как утверждают специалисты, хорошо, если работник имеет возможность постоянно перемещаться по офису и выбирать для решения разных задач наиболее удобное место.  

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by