Delo.by,

    Комментарии 25 Июн 2015 15:44

    Лучше голодать, чем моря не видать…

    Белорусы экономят, но от летнего отдыха на море не отказываются

    Елена Шахлевич, «Дело»

     

     

    Спрос на раннее бронирование туров в этом году в зависимости от направления упал на 50-70% относительно 2014-го. Но это пока не повод говорить о «провальном» сезоне.

    «Это лишь свидетельствует о неопределенности в планировании отдыха у потенциальных клиентов и инфляционных ожиданиях, сдерживающих их траты на второстепенные покупки (в том числе и турпоездки),− считает Сергей Загадский, директор турагентства «Вершина». − Очень большое вымывание денег у потенциальных клиентов произошло в конце прошлого года в результате потребительского бума на автомобили, бытовую технику и электронику. Это повлияло на покупательскую способность на туристские услуги как раз в тот период, когда активно стартовали продажи туров по раннему бронированию».

    Сейчас, в условиях экономической нестабильности, потенциальные клиенты занимают выжидательную позицию в надежде на то, что туроператоры и авиакомпании пойдут на снижение стоимости услуг «с поправкой на кризис». Многие, как и 5-7 лет назад, предпочитают дожидаться «горящих туров», нежели выкладывать деньги за 4-6 месяцев заранее.

    Спрос становится бюджетным

    Ключевым трендом нынешнего года, который наметился в раннем бронировании и переходит на основной сезон, стало смещение спроса в сторону бюджетных туров.

    Как отмечают эксперты «Дела», в первую очередь от этого страдают средние по цене и дорогие экскурсионные туры в Европу и страны СНГ. Спад спроса по ним в зависимости от направления составил от 20% до 50%. В зону риска попал экстремальный отдых – горнолыжные туры, дайвинг и т.д. Если продолжится восстановление былого курса евро к доллару, для многих потеряют привлекательность авиатуры в еврозону (Грецию, Кипр, Испанию, Италию, Францию).

    При этом, как отмечают эксперты «Дела», спрос на VIP- и Delux-отдых почти не изменился. Кроме того, кризис почти не затронул недорогой отдых на море в Болгарии, Краснодарском крае и Абхазии.

    Стабильно востребованы также недорогие туры на Балтику (Польшу, Литву, Латвию) и ставшие уже популярными короткие экскурсионные туры выходного дня в соседние страны и шоп-туры в Польшу.

    Туроператоры уверены: белорусы в этом сезоне отдыхать поедут, но при этом большинство будет вынуждено скорректировать свои расходы на отпуск.

    «На всех кризис сказывается по-разному,− говорит О. Маковская, заместитель директора компании «Внешинтурист». − Тот, кто привык отдыхать в пятизвездочных отелях, сейчас едет в четырехзвездочные, кто ездил в четыре звезды − едет в три. Но все равно поедут. Некоторые меняют страну для отдыха, не меняя категории отеля, ведь, всем известно, что отель одной и той же категории в Турции стоит гораздо дешевле, чем в Европе. Для некоторых же кризис станет возможностью открыть для себя неизведанные уголки родного края – Браслав, Нарочь, Голубые озера».

    Ждем гостей из Поднебесной?

    Не меньше выездного пострадал и внутренний туризм, в последние годы ориентированный в первую очередь на россиян. Значительно снизилось количество отдыхающих в белорусских санаториях и домах отдыха, где гости из соседней державы составляли около 60%, также пострадали частные усадьбы и гостиницы.

    Но, как говорится, нет худа без добра.

    Как отмечает С. Загадский, сейчас белорусские отельеры, предчувствуя сложный сезон, все чаще убирают различие тарифов для белорусов и россиян, отходят от привязки тарифов к доллару США, а также активнее идут навстречу белорусским туркомпаниям по реализации своих услуг. Кроме того, многие белорусские отели стали охотнее предоставлять групповые и сезонные скидки, проводить акции и предоставлять бонусы.

    Эксперты рынка не скрывают: есть надежда и на замену россиян… гостями из Китая.

    Палки в колеса

    Кроме кризиса, значительно осложняют работу турагентств другие внутренние и внешние проблемы.

    «В штыки» восприняли представители турбизнеса запрет на оплату туров в иностранной валюте с 1 марта нынешнего года. Было много обращений к представителям власти, однако это не возымело действия. Не помогли и аргументы в пользу того, что оплата с зарубежными партнерами ведется в иностранной валюте.

    Как отмечают наши эксперты, на деле запрет оказался не таким страшным, каким казался изначально.

    «Многие туроператоры пересчитывают стоимость туров, выраженную в иностранной валюте, в белорусские рубли по курсу Национально банка, − говорит С. Загадский. − Некоторые добавляют к этому курсу от 1% до 2%. И те и другие ничего не теряют. Просто те, кто работает по курсу Нацбанка, уже предусмотрели возможные потери на конвертацию в своей ценовой надбавке. Добавлять или не добавлять процент к курсу Нацбанка при расчете стоимости туров в белорусских рублях – это лишь вопрос маркетинга, бухгалтерского учета и планирования».

    В большей степени эта ситуация затронула клиентов, традиционно хранящих сбережения на туры в валюте. Сейчас они теряют некоторую сумму на обмене валюты в белорусские рубли при расчете за туры.

    Еще одна проблема, усложняющая жизнь турагентов в нынешнем сезоне,− большое количество предложений на рынке туруслуг, что в первую очередь вызвано приходом на отечественный рынок новых российских, прибалтийских и чешских туроператоров, уверенных в финансовом благополучии белорусов относительно соседних стран.

    Не радует отечественных туроператоров и постоянно растущее количество самостоятельных туристов. Уход потенциальных клиентов в «свободное плавание» эксперты рынка связывают как с желанием сэкономить на турпакете (около 30%), так и с наличием у белорусов большого количества шенгенских виз: только в прошлом году, согласно данным Еврокомиссии, их было выдано 880 тыс., причем около половины из них – многократные. Кроме того, эксперты «Дела» отмечают «продвинутость» наших пользователей в работе с современными платежными системами расчета и бронирования в Интернете, что позволяет отечественным туристам без особых проблем подбирать себе варианты размещения, проезда (перелета) и оплачивать их по оптимальным тарифам.

    Чтобы не потерять клиентов, туроператоры сейчас ведут активные переговоры с иностранными партнерами о снижении стоимости гостиничных номеров и трансферов.

    Однако европейские и турецкие представители турбизнеса пока идут навстречу с большой неохотой: предоставляют незначительные скидки лишь на некоторые отели и в определенные периоды, которые больше относятся к «низкому» сезону.

    Что касается авиакомпаний, то бонусы и скидки у них в большей степени зависят не от кризисных явлений в экономике, а от того, насколько рано был выкуплен билет, или сколько вылетов было совершенно в тот или иной период. Как отмечают эксперты, пока скидки идут в основном по тем направлениям, которые на данном этапе плохо продаются.

    Таким образом, не дождавшись антикризисных мер от зарубежных партнеров, белорусские турагентства сами вынуждены пойти на финансовые уступки для поддержания отечественного потребителя.

    Чем порадует летний сезон?

    Смирившись со свершившимся фактом снижения спроса на раннее бронирование, турагентства надеются на оживление рынка в начале сезона.

    «Летний сезон предвещает продажу туров с колес,− говорит С. Загадский. − То есть, основные продажи будут накануне выездов. Это очень затрудняет планирование продаж туроператоров и повышает их коммерческие риски. По крайней мере, об этом свидетельствуют более вялые продажи по раннему бронированию».

    При этом туроператоров не оставляет надежда, что ближе к «высокому» сезону у многих наших соотечественников, привыкших к ежегодным вояжам за рубеж, сработает отложенный спрос на турпоездки.

    «Я не думаю, что это будет «провальный» сезон, потому что уже куплено большое количество путевок, − говорит О. Маковская.− Кризис– у нас первый год. У людей еще остались запасы. Конечно, все познается в сравнении, и на фоне прошлого года, который был очень хорошим для туристического бизнеса, 2015-й будет менее успешным. В любом случае делать какие-то серьезные выводы, мы будем в конце сезона».

    Полный вариант статьи читайте в номере журнала "Дело", главная тема которого "Финансовые услуги. Инвестиции"

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by