Delo.by,

    Комментарии 2 Дек 2015 17:45

    Деловые приемы: умеете ли вы пить чай?

    Уже не за горами Рождество, а это лучшее время года для теплого общения. Именно на новогодний и рождественский период выпадает наибольшее количество неформальных встреч, приемов, презентаций новых продуктов, корпоративных торжеств и тим-билдингов.

     

    Все эти мероприятия могут проходить в разном формате. Но экономический и финансовый кризис последних лет вернул в деловую моду чайные приемы, которые были либо позабыты, либо поддерживались лишь время от времени женами высоких чиновников во время международных саммитов и форумов.

    Виды «чая»

    Чай как напиток настолько прочно укоренился в нашей культуре, что, наверное, нет человека, которого нужно учить его пить. Однако давайте разберемся, что под словом “чай” подразумевается в деловом этикете.

    Послеобеденный чай подают по традиции между 15 и 17 часами. Помимо выбора различных видов чая, гостям предлагают еду: сначала сэндвичи, затем булочки с сыром и мармеладом (джемом), а уж потом пирожные и сладкую сдобу. Часто в англосаксонской культуре этот вид приемов называют “low-tea”, или “низкий чай”, так как сервировать его принято за журнальными столиками.

    Основоположницей этой традиции стала Анна Рассел, герцогиня Бэдфорд, еще в XIX веке. Герцогиня испытывала жуткие приступы голода между обедом и ужином и восстанавливала силы легкими закусками в середине дня. К ней стали присоединяться знакомые, а затем привычка графини переросла в традицию всей английской аристократии.

    Случается, что мало просвещенные бизнесмены, стараясь придать больше значимости своему мероприятию, называют его “high tea” - “высокий чай”. Это одно из faux pas («фо-па» - ложный шаг) в деловом этикете. Понятие “high tea” на самом деле существует. Эта традиция также зародилась в XIX веке. Однако ее последователями были промышленные рабочие, которые возвращались ранним вечером домой после тяжелого трудового дня, садились всей семьей за обеденный стол, на котором стояли все блюда, предусмотренные для ужина, включая чай. Данный вид сервировки можно отнести скорее к “шведскому столу” или приему “фуршет”, но не к приему “чай”.

    Если уж вы всерьез задумались о поднятии статуса вашего “чая”, устройте “королевский чай” - “royal tea”. От “low tea” его отличает бокал шампанского или шерри, а также более разнообразный выбор сладостей.

    Существует и облегченная версия послеобеденного чая, которая исключает сервировку бутербродов - “light tea” - “легкий чай”. Тем не менее, сдоба, сладости и несколько сортов чая должны присутствовать.

    Если вы хозяин “чая”

    Существует несколько вариантов, как подавать еду и чай во время приемов такого типа. Самым простым способом, который вы без труда можете применять в офисе даже без помощи секретаря - это использование этажерок.

    Нижний уровень предназначен для бутербродов и канапе. 

    Средний уровень - для булочек. Сыр, масло и джем ставятся в вазочках отдельно. 

    Верхний уровень - для пирожных, кусочков торта, конфет и небольших десертов.

    Обратите внимание, что все угощения должны быть, как принято говорить, «на один укус».

    “Никогда” на чайных приемах:

    Никогда не наливайте чай до края чашки. Оставив четверть объема для сахара, сливок или лимона, вы заодно гарантируете себя от проливания чая на блюдце или, того хуже, на одежду. Нет ничего страшного в том, чтобы, похвалив  хозяина за выбор чая, налить себе позже еще чашечку. Если же чай все-таки разлился на блюдце, попросите его заменить. План “Б” - промокнуть блюдце чистой салфеткой. Но это только для случаев, когда прием не очень официальный.

    Никогда не стучите ложечкой о чашку. Помешивая чай плавными движениями, вы добьетесь прекрасных результатов, особенно если был предложен сахар-рафинад.

    Никогда не взбалтывайте чай в чашке, как вино.

    Никогда не двигайте пакетик в чашке, помогая чаю завариться.

    Никогда не выжимайте воду из чайного пакетика в чашку, обкрутив его вокруг ложки.

    Никогда не ставьте использованную чашку, блюдце или тарелку на стол, где сервированы угощения. Этот столик служит для презентации еды и должен оставаться красивым.

    “Всегда” на чайных приемах:

    Всегда держите чашку и блюдце вместе. Если вы сидите на диване и хотите облокотиться о его спинку, захватите с собой чашку с блюдцем. Если вы общаетесь во время приема стоя, не оставляйте блюдце на столе. Держите оба эти предмета на ладони на уровне талии.

    Разъединять их можно только когда вы подносите чашку ко рту, чтобы сделать глоток. Причем пить чай нужно беззвучно.

    Всегда первым в чашку опускают чайный пакетик, а потом наливают воду. Когда напиток достиг нужной вам крепости, уместно добавить сахар, молоко или лимон, если желаете.

    Всегда опускайте в чашку дольку лимона целиком. Выдавливать сок из лимона руками или ложкой недопустимо.

    Всегда вынимайте ложку из чашки после того, как размешали сахар. Кладите ее на блюдце перед чашкой.

    Всегда используйте отдельное блюдце или специально предусмотренную посуду для использованных чайных пакетиков, оберток конфет, упаковки сахара или салфеток. Оставлять мусор на блюдце, которое вы используете как подставку для чашки, неуместно.

    Всегда отправляйте сообщение по электронной или обычной почте с благодарностью хозяину приема после его окончания.

    Оказывается, пить чай - не такое уж простое дело, даже с нашей сноровкой. К счастью, вооружившись знаниями, можно смело концентрироваться на деловой части встречи. Хотя есть еще один пункт, который может перечеркнуть все остальные достижения в нюансах делового этикета. Никогда! Ну, совершенно никогда не отставляйте мизинец, когда держите чашку.

    Успешной практики!

     

    Другие материалы автора:

    Деловой этикет: как обсудить горячую тему и остаться друзьями

    Удаленная раота. Навигатор хорошего тона

    "Скорая помощь" при выборе делового подарка

    Успех во флаконе. Ольфактивный автограф личности

    Леди в мужском бизнесе   

    __________________________________________________________________________________

    Екатерина Царанок, колумнист delo.by

    Я эксперт по политической коммуникации и аккредитована при Европейском Парламенте. Регулярно провожу тренинги по международному деловому этикету и различным направления политики ЕС.

    В своих статьях я подробнее расскажу о лоббинге в Европейском Союзе, а также о том, что происходит "за кадром" в европейских институтах.

    Вот уже более 13 лет я живу за границей и сменила за это время три страны. Курируя программы по международному образовательному обмену и повышению квалификации молодых специалистов в Европе, я часто встречаю наших соотечественников - успешных деловых людей и топ-менеджеров крупных международных корпораций. Как правило, у них очень интересные истории.

    Таким образом, инновационный и интеллектуальный потенциал Европы, а также участие в нем наших ребят – еще одна тема, о которой мне есть что рассказать. 

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by