Delo.by,

    Комментарии 28 Сен 2015 17:27

    Деловой этикет: как обсудить горячую тему и остаться друзьями

    Нас всегда учили, что обсуждение политики и религии - табу в социальном и деловом общении. Действительно, когда в разговоре затрагиваются спорные темы, надо быть особо осторожным. Горячая дискуссия в офисе может испортить репутацию среди коллег и навредить карьерному росту. При споре с партнерами, возникает угроза разрушить даже устоявшиеся отношения.

    Екатерина Царанок, колумнист delo.by

    На самом деле обсуждение острых тем – от экономических до политических - может быть весьма поучительным и захватывающим, но только до тех пор, пока это делается с уважением. Как раз отсутствие уважения и является камнем преткновения в подобных дебатах: люди, которые вступают в разговор с лучшими намерениями, часто в пылу спора выбирают оборонительную, а затем и наступательную стратегию.

    Нужно всегда помнить, что тирадами, громкими словами и оскорблениями нельзя завоевать расположение оппонента. Это может помочь почувствовать себя на высоте, но лишь на мгновение. Как правило, впоследствии мы сожалеем о том, что сказали сгоряча.

    Деловой человек не может себе позволить безразлично относиться к тому, что подумают о нем окружающие. Поэтому нужно учиться высказывать свои убеждения корректно:

    1. Знайте, на что вы способны. Если у вас крепкая нервная система и холодный рассудок, вы можете себе позволить вступить в острую дискуссию. Но если вы легко ранимы, или вас можно быстро вывести из равновесия критикой ваших взглядов, не позволяйте разговору идти в этом направлении. Нет смысла портить здоровые отношения ради перепалки, которая вызовет только обиды и раздражение.

    2. Умейте слушать. Я знаю, что очень трудно не перебивать, когда вы не согласны с чьей-то точкой зрения, но этому надо научиться: дайте своему оппоненту возможность высказаться до конца прежде, чем вы вступите в разговор с ответной речью.

    3. Избегайте обвинений. Если дискуссия все-таки началась, старайтесь не повышать тон и не обвинять собеседника в чем бы то ни было отрицательном - глупости, непросвещенности, аморальности взглядов, или в чем-то ином, что может накалить обстановку.

    4. Не унижайте достоинство оппонента. Когда один человек использует унизительные слова в отношении другого,  разговор принимает опасный поворот. Не допускайте этого!

    5. Задавайте вопросы. Вне зависимости от того, согласны вы с оппонентом или нет, задавайте ему уточняющие вопросы. Ответы могут вас удивить: возможно, вы увидите ситуацию с другой стороны или откроете для себя что-то новое.

    6. Не принимайте всё на свой счет. Оппонент может полностью отвергать ваши убеждения. Но если вы знаете, что это ваш партнер или друг, не переносите спор на отношения в целом, и не принимайте сказанное как личное оскорбление. 

    7. Не допускайте нецензурных слов и выражений. Никогда не опускайтесь до ненормативной лексики в отношении тех, кто поддерживает оппонента, даже если их нет рядом. Это только вобьет клин между вами, и восстановить отношения в будущем будет крайне сложно.

    Твердое, но корректное выражение своей позиции, напротив, подчеркнет ваши хорошие качества - лояльность и самообладание, а так же поможет удержать участников беседы в разговоре.

    8. Изучите факты. Перед тем, как выдвинуть аргумент, изучите детали. Ваша позиция не будет стоить ломаного гроша, если вы неверно цитируете заявления политиков или искажаете факты. Всегда большую настороженность вызывают фразы типа "я где-то читал". Хотелось бы узнать поподробнее, где вы это читали, и кто это написал.

    9. Найдите точки соприкосновения. То, что вы придерживаетесь разных взглядов, еще не значит, что вы не согласны со своим оппонентом абсолютно во всем. Даже враждующие политические партии умудряются создавать коалиции. Вы почти всегда сможете найти что-то общее со своим собеседником, если выслушаете его от начала до конца.

    10. Отдавайте своему сопернику должное. Когда ваш собеседник выдвигает конструктивный аргумент, отдайте ему должное, например, сказав: "В этом вы, безусловно, правы, но…", или "Теперь, когда вы все объяснили, я лучше понимаю вашу позицию, но тем не менее…". Таким образом, вы показываете, что слушаете и уважаете мнение другого человека, даже если вы не согласны с его общей концепцией.


    Екатерина Царанок, колумнист «Дела»

    Я эксперт по политической коммуникации и аккредитована при Европейском Парламенте.

    В отдельных статьях я расскажу подробнее о лоббинге в Европейском Союзе, а также о том, что происходит "за кадром" в европейских институтах.

    Вот уже более 12 лет я живу за границей и сменила за это время три страны. Курируя программы по международному образовательному обмену и повышению квалификации молодых специалистов в Европе, я часто встречаю наших соотечественников - успешных деловых людей и высоких менеджеров крупных международных корпораций. У них, как правило, очень интересные истории.

    Таким образом, инновационный и интеллектуальный потенциал Европы, а также участие в нем наших ребят – еще одна тема, о которой мне есть, что рассказать.

    Статьи автора: 

    "Леди в мужском бизнесе" 
    "Успех во флаконе" 
    "Свето-представление по-белорусски"
    «Скорая помощь» при выборе делового подарка

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by