Delo.by,

    Комментарии 12 Мар 2016 15:28

    «Зеленое» питание: полезно и… выгодно!

    В Беларуси, как и во всем мире, растет количество вегетарианцев, сыроедов и веганов, а вот кормить их берутся не многие. Возможно, познакомившись с опытом коллег, рботающих в эко-секторе, у наших предпринимателей появится желание создать собственный бизнес.

     

    Татьяна Пархоменко, delo.by

    Рынок продуктов растительного происхождения в Беларуси уже начал формироваться. Лучшее тому подтверждение - деловая концепция Евгении Орловой из Минска. Примерно год назад она решила организовать интернет-гипремаркет эко-продуктов ecostore.by – сервис, который помогает рядовому пользователю разобраться в большом количестве вегетарианских, веганских и сыроедческих продуктов, предлагаемых на нашем рынке, а предприятиям – найти своих клиентов.

    «Сейчас я с уверенностью могу сказать, что интерес белорусов к здоровому образу жизни, вегетарианству и веганству, а особенно – к сыроедению, очень высок. Только за этот год в Минске открылось не менее пяти заведений и кулинарных проектов в этой сфере», говорит Евгения.

    На первом эко-маркете «Пастернак», который организовала команда Евгении, чтобы протестировать рынок, ей удалось собрать неожиданно много участников. «Правила участия в «Пастернаке» были очень строгие, и многие говорили мне, что такой подход очень сужает аудиторию, – вспоминает Евгения. – И действительно, мы не были уверены, что сможем найти в Беларуси вегетарианскую еду, да еще и без консервантов! А как отыскать органическую косметику, которая кроме того еще и не тестировалась на животных»?

    Однако, несмотря на то, что Евгения не стала снижать планку, на втором "Пастернаке" удалось собрать около 50 официальных участников, 30% из которых представляли косметику, 30% – продукты питания и кулинарию, оставшиеся 40% – услуги для здорового образа жизни, некоммерческие организации и непродовольственные товары. «Оказалось, что популярное сейчас понятие «эко» и «вегетарианство» идут рядом, и нам с легкостью удалось собрать около 50 поставщиков на одной площадке. Я уверена, что это не потолок, и что у эко-инфраструктуры Беларуси большие перспективы развития», – говорит Евгения Орлова. 

    Магазины

    Вегетарианцы, как и все остальные, чаще всего покупают продукты в супермаркетах, тем более что по предписанию Минторга каждый магазин теперь обязан иметь отдел здорового питания. Но для строгих вегетарианцев и сыроедов, которые хотят на 100% быть уверенными в том, что они едят пироги без сахара, глютена и химии, в Сети появляется все больше специализированных магазинов. Через Интернет в Беларуси можно заказать практически все – от вегетарианской колбасы, сиропа без сахара или сыроедческого тортика до натурального шампуня и качественной декоративной косметики. Однако Евгения Орлова предупреждает, что нужно быть внимательным:

    «Слово «органический» стало очень трендовым, и на каждой полке можно увидеть эко-линейку популярного бренда. Но не всегда можно доверять упаковке и названию. Все равно надо обращать внимание на состав и международные сертификаты».

    Общественное питание для "инакоедящих"

    Что касается заведений общественного питания, полноценный обед белорусский вегетарианец может сегодня получить в баре «Битл Джус» или в кафе быстрого обслуживания Curry Time. Помимо этих заведений среди минских сыроедов популярно RawCafe, которое предлагает блюда, приготовленные без термообработки и с использованием только натуральных ингредиентов. Любимое блюдо вегетарианцев – фалафель – можно попробовать в баре «Таки-да» или заказать доставку из Monkeyfood. В Гродно открылся веганский бар «Нестерка». Вегетарианское меню есть в обычных заведениях общепита – в «Планета суши», «Патио пицца», баре «Хулиган». Выпить латте на рисовом молоке можно в кофейне Wakeupcoffee. Даже сеть АЗС UnitedCompanyстала проявлять заботу о вегетарианцах – там предлагают капучино на соевом молоке. Если говорить о заведениях более высокого класса, вегетарианское меню есть в индийском ресторане Taj. 

    Однако, отвечая на вопрос, достаточно ли у нас предприятий, специализирующихся на натуральных растительных продуктах, Евгения Орлова категорически говорит – нет:

    «Достаточно их будет тогда, когда такие магазины будут в шаговой доступности от дома, т.е. в спальных районах и больших торговых центрах. Кроме того, Минску явно не хватает вегетарианских, веганских и сыроедческих бистро, куда можно ходить на обед хоть каждый день и получать полноценные порции по доступным ценам. Такие заведения всегда пользуются спросом, так как рассчитаны на средний класс. В Европе очень популярны заведения здорового питания, где полноценно может поесть спортсмен или человек, постоянно контролирующий количество белков и углеводов. Поверьте, таких людей много, а предложений – нет! Детский общепит в Минске вообще не развит, а кормить ребенка полуфабрикатами от транснациональных корпораций не хочется. Вот вам и бизнес-идея».

    Как открыть своё дело

    По словам предпринимательницы, в плане организации к предприятию вегетарианского общепита предъявляются те же требования, что и к любому другому, но при этом есть и свои особенности:

    «Как и в любом деле, тут нужно быстро улавливать настроение общества, следить за трендами, быть открытым всему новому, а главное – знать в лицо свою целевую аудиторию и ее потребности. Тем, кто хочет зарабатывать на этом рынке, важно помнить: один маленький обман или попытка дезинформировать клиента относительно состава или происхождения продукта, резко сократит кредит доверия к вашему предприятию».

    Несмотря на то, что этот рынок у нас уже начал формироваться, многие предприятия еще находятся в стадии формирования, а некоторые быстро закрываются. Скорее всего, причина неудач здесь в том, что за этот бизнес часто берутся люди, желающие пропагандировать свои взгляды, но не имеющие достаточного опыта в предпринимательстве и сфере общепита.

    «На моих глазах быстро открывалось и закрывалось много таких заведений. Я считаю, что основные причины неудач – недостаточные ресурсы финансирования и сильный бюрократический пресс. Не каждый молодой предприниматель с этим справится. Но это относится именно к общепиту, что касается торговли, здесь меньше препятствий», – считает Евгения Орлова.

    Вывод: предприятия вегетарианского, веганского и сыроедческого общепита в Беларуси уже появляются, но их пока не хватает. "Я думаю, в этом направлении еще очень много чистых горизонтов: бистро, полезные фаст-фуды, уличная еда, питание в зонах спортивных активностей, детские закедения", - таково резюме Евгении. 

    Для успеха в таком бизнесе изначально необходимы как минимум две предпосылки. Во-первых, сам предприниматель должен разделять вегетарианские взгляды и вести соответствующий образ жизни. Иначе завоевать доверие клиентов вряд ли удастся. Кроме того, понадобится предпринимательский опыт и знание специфики работы в отрасли. Однако всё это можно приобрести – было бы время и желание.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      тел: +375 (17) 203-52-09

      факс: +375 (17) 203-09-67

      email: delo@delo.by