Delo.by,

    Комментарии 6 Ноя 2014 14:44

    Свето-представление по-белорусски

    Чтобы превратить свою креативную идею в бизнес, белорусскому стартапу, пришлось отвлечься от творчества и заняться решением приземленных задач. В том числе пройти через многие бюрократические процедуры и получить патент на свое изобретение. Однако затраченные усилия себя оправдали – сейчас авторы идеи получают от своей работы не только удовольствие, но и прибыль.

    Екатерина Царанок, колумнист delo.by

    Название «Проектор Перестройки» хоть и созвучно популярному во времена распада СССР «прожектору перестройки», но не имеет с ним ничего общего. Пропер - ПРОектор ПЕРестройки – белорусскийинновационный старт-ап. Его создатели - Константин Черникович и Денис Асташенок - при помощи проекционного оборудования могут «перестраивать» внешний вид зданий, украшая скучные серые стены яркими образами. При помощи света они создают невероятные эффекты! Например, стена старого гаража легким нажатием кнопки “Пуск” превращается в фасад сказочного дворца, а 12-этажное здание становится окном в параллельное измерение.

    - Костя, Ваш проект настолько креативен, что его легко можно отнести как к бизнесу, так и к искусству. Если бы Вам пришлось представить свою идею за 60 секунд, чтобы вы сказали?

    - Мне дали 60 секунд? Я справлюсь! Наша цель – создавать праздник для глаз и для души. И у нас есть масса возможностей делать это при помощи световых эффектов. А также множество идей, которыми мы охотно делимся. При этом мы легки и мобильны. Нашу деятельность можно и нужно отнести к креативному бизнесу.

    - Вы получили патент на свою идею в Беларуси. Все ли складывалось гладко при прохождении этой процедуры? Какой совет Вы могли бы дать предпринимателям, чьи бизнес-концепции основаны на собственных изобретениях?

    - Действительно, патент у нас уже есть. Чтобы его получить, пришлось очень постараться. Процедура затянулась во времени, и к этому надо быть готовым.

    Самая высокая награда для изобретателя – действительно быть первым. А патент - это уже дело времени. Но чтобы подтвердить свое первенство, нужно провести серьезную исследовательскую работу по поиску уже имеющихся подобных изобретений. Мой личный совет начинающим изобретателям: если вы обнаружили, что ваша идея уже запатентована, не расстраивайтесь, а радуйтесь! Радуйтесь тому, что ваш интеллект работает на той частоте, которая приводит к успеху, и продолжайте креативить. Если вы все же расстроились и опустили руки – боюсь, что изобретательство и патентование не ваши сферы деятельности.

    - Вашим пилотным проектом в Беларуси стало световое оформление рекламы спонсоров чемпионата мира по хоккею. Легко ли было вашей компании, которая в то время только появилась на рынке, получить такой престижный заказ? Помогли личные связи, или что-то особенное в вашей идее привлекло чиновников?

    - Действительно, чемпионат мира по хоккею с шайбой 2014 в Минске стал отправной точкой нашего проекта. Идея передвижной проекционной рекламы пришла к нам в январе этого года. После того как мы поэкспериментировали со светом и поняли, что готовы действовать, связались с организаторами чемпионата. Идея была воспринята положительно. Вплоть до мая мы получали разрешения от всевозможных инстанций. К слову, чиновники, с которыми мы договаривались, отнеслись к проекту благосклонно, проявляли заинтересованность и давали нам зеленый свет. Личных знакомств не было. Зато они появились в процессе подготовки к чемпионату. Так, например, управление ГАИ Минска заинтересовалось нашими возможностям и нам предложили участвовать в создании социальной рекламы на тему вождения в нетрезвом виде.

    -  Ваша работа помогала поднять имидж страны на ЧМ 2014, вы участвовали в информационной кампании ГАИ - в вашем проекте явно чувствуется социальная направленность. Как вы понимаете социальную составляющую предпринимательства?

    - Вспомните великих бизнесменов. Возьмем, к примеру, Ротшильда. Не смотря на агрессивное ведение дел и стремление получать прибыль, он всегда отдавал десятую часть своих средств на благотворительность. На его пожертвования было построено не одно учреждение образования. Это было ему по силам, и желание созидать шло изнутри. А нам по силам делать проекционные выставки картин молодых талантливых художников, рассказывать о вреде алкоголя за рулем и о том, что мусорить на улице недопустимо. Пускай такие проекты не приносят нам сверхприбыли, зато мы чувствуем, как мир вокруг нас становится лучше. Я считаю, что функционирование человека  только на уровне желудка, приводит к деградации. Однако, на мой взгляд, каждый человек должен сам прийти к пониманию своей социальной ответственности. Попытки как-то влиять на сознание извне представляется мне неблагодарным занятием. Возможно, для таких вещей нужно просто «дозреть».

    В нашем случае, например, сильным импульсом стал тот же чемпионата мира по хоккею. После него Пропер пригласили поучаствовать в региональном празднике урожая в Пинске. Кстати, местный коллегиум иезуитов мы  подсветили так, что многие снимали видео на мобильные телефоны. Эффект превзошел даже наши собственные ожидания! После этого нами заинтересовался фонд "Наследие Михала Клеофаса Огинского". Мы выполнили несколько проектов в Вильнюсе по линии фонда, а сейчас  готовим поздравление с 70-летним юбилеем для его директора, заслуженного деятеля культуры Беларуси, кавалера ордена Франциска Скорины  Григория Семёновича Сороко. Световое шоу по этому поводу пройдет в помещении Белорусской Государственной Филармонии, а может даже и на стенах самого здания. Если мы получим соответствующее разрешение, то насладиться шоу смогут все желающие.

    - Есть ли в других странах (в том числе в Европе), компании, которых вы считаете конкурентами?

    - Это интересный вопрос. Все дело в том, что нам не с кем себя сравнивать. Существуют проекционные организации, которые точечно проводят очень дорогие и серьезные мероприятия. Мы же за вечер можем побывать во многих "жарких" точках города и показать шоу, рекламу, объявления, или поздравления гораздо большему количеству людей. У нас нет прямых конкурентов, так как наше изобретение защищено патентом. Но, думаю, мы как раз стоим у истока интересного нового течения, которое будет иметь место в будущем - не только в Европе, но и во многих других уголках мира.

    - У вас есть опыт общения, как с европейскими, так и с белорусскими партнерами и клиентами. Они чем-то отличаются?

    - Разница между европейскими партнерами и нашими, конечно, есть. Нам приходится общаться с разными клиентами, и мы видим их отношение к делу и к деньгам. Белорусам нравится поговорить о чем-то новом, необычном. Но когда дело доходит до реализации проекта, то у них находится масса других, более "насущных" проблем. Я заметил, что зачастую наши соотечественники просто бояться воплотить свои мечты в жизнь. Платить за услуги белорусы тоже не всегда готовы. Европейцы, по моим наблюдениям, более открыто ведут себя на переговорах. Если им что-то не подходит, они прямо об этом скажут. Но если проект их зацепил и они дали согласие, то «сюрпризов» не будет - доведут дело до конца. Люди из Европы на многие вещи смотрят проще и реагируют быстрее.

    Мы можем работать в любой стране, потому что мы мобильны. Раз - и мы у вас! Прямо слоган получается. Наша технология позволяет проецировать что угодно, где угодно и когда угодно. В этом наше преимущество. Правда, нельзя забывать, что только в темное время суток. Однако в зданиях проецировать можно и днем.

    Конечно, есть у нас и трудности. Наши возможности и амбиции пока значительно больше, чем финансирование, которым мы располагаем. Мы сейчас изучаем вопрос открытия представительства в Европейском Союзе, от лица которого будет осуществляться деятельность там. Дополнительным препятствием тут является недостаточная практика повседневного общения на иностранном языке. Но, как вы понимаете, все эти проблемы решаемы. Я сам не раз замечал, что при твердом намерении идти вперед и развиваться, средства и возможности каким-то образом всегда находятся. На самом деле это закономерно.

    - Любая бизнес-идея, особенно креативная, трансформируется и видоизменяется. Как вы видите развитие своего проекта? Если у вас появится такой шанс, сделаете ли вы его исключительно европейским или все же останетесь в Беларуси?

    - Действительно, проект продолжает расти. На основе патента мы подготовили чертежи новых мощных передвижных установок. То, что сейчас создается на бумаге, может на несколько уровней увеличить масштаб нашей деятельности. Однако, всему свое время. В 2015 году пройдет празднование 250-летия Михала Клеофаса Огинского, который некоторое время жил и работал в Беларуси. Это очень серьезное событие для нас, так как мир должен узнать, что музыка Огинского - это часть и белорусского культурного наследия. В канун дня рождения этого великого композитора 25 сентября 2015-го во Флоренции состоится симфонический концерт под руководством Григория Семёновича Сороко. Праздничные мероприятия пройдут и в других европейских городах. Мы примем участие в этих событиях и готовим для них специальную проекционную программу. Это планы на ближайшее время. Однако ради развития проекта мы готовы идти и дальше. Не исключаю, что нам придется переехать в другую страну, но связь с Беларусью терять мы не собираемся. Наивысшее удовлетворение для нас – видеть восхищенные глаза людей. А в какой стране они проживают  – не играет определяющей роли.

    Глядя на Константина после завершения нашего разговора, я интуитивно понимаю - что-то недосказано! Мне не пришлось прибегать к хитрым уловкам, чтобы узнать о самых дерзких планах. Ребята мечтают создать световое шоу с воздухоплавательных шаров, какого еще никто не делал.

    Пытаюсь представить себе массовый вечерний  open air,  во время которого с неба на землю сыплются миллиарды «светлячков», переливаясь всеми цветами радуги и играя разнообразными световыми эффектами. Наверняка впечатления будут незабываемыми! Во всяком случае, я с нетерпением жду возможности побывать на этом празднике.


    Екатерина Царанок, колумнист "Дела"

    Я эксперт по политической коммуникации и аккредитована при Европейском Парламенте. В отдельных статьях я расскажу подробнее о лоббинге в Европейском Союзе, а также о том, что происходит "за кадром" в европейских институтах.

    Вот уже более 12 лет я живу за границей и сменила за это время три страны. Курируя программы по международному образовательному обмену и повышению квалификации молодых специалистов в Европе, я часто встречаю наших соотечественников - успешных деловых людей и высоких менеджеров крупных международных корпораций. У них, как правило, очень интересные истории.

    Таким образом, инновационный и интеллектуальный потенциал Европы, а также участие в нем наших ребят - еще одна тема, о которой мне есть, что рассказать.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by