Delo.by,

    Комментарии 18 Авг 2014 10:05

    Бизнес-идея. От байкерского жилета до дамской сумочки

    Главный вопрос, который хочется выяснить при знакомстве c Еленой Протько  – как эта милая женщина в одиночку решилась начать бизнес на таком «трудном» рынке? Ведь проблема сумок у нас не стоит – предложений достаточно на любой вкус и кошелек. Но в случае Елены, творческие идеи требовали выхода независимо от внешних факторов. И, как оказалось, такая  решимость оправдана - коммерческий успех не заставил себя ждать. Для тех, кто пока не решается бросить вызов развитой мировой индустрии, более подробно о том, что для этого нужно.

    Татьяна Пархоменко, delo.by

    По сути дела

    Основа бизнеса Елены Протько - изготовление сумок под заказ. «Но кроме этого клиенты могут заказать у меня ремни, косметички, кошельки, футляры, чехлы, обложки и т.д., в общем, все нестандартное и эксклюзивное, чего не приобрести в магазинах», - объясняет Елена. Для своих изделий мастер использует натуральную кожу, мех, а также кожу экзотических животных - страуса, крокодил, змеи. Но главная особенность идеи в том, что Елена Протько готова воплощать в своих работах любые фантазии заказчика.

    Путь к собственному делу был достаточно длинным и начинался во времена зарождения байкерского движения в Беларуси. Шестнадцать лет назад Елена начала работать в мастерской своего брата, где они шили кожаные куртки, брюки, жилетки – всю байкерскую атрибутику, раздобыть которую в то время было непросто. «Там я осваивала азы работы с кожей, училась ее понимать и чувствовать. Каждая вещь была уникальна и эксклюзивна. И это были колоссальная практика и опыт. Тогда же я начала делать свои первые сумки - для себя и для заказчиков», - вспоминает Елена Протько.

    Вскоре успехи Елены были замечены, и ее пригласили работать в компанию, где она занималась разработкой дизайна и изготовлением индивидуальных заказов. «Так я окончательно влюбилась в один из самых важных женских аксессуаров - сумку. Я уверена, что именно авторская работа может подчеркнуть в женщине ее неповторимость», - говорит мастер.

    В 2012-м году Елена поняла, что готова выйти в «самостоятельное плаванье» - мастерство было уже в руках, да и «клуб фанатов» клиентов, ценивших ее работы – к этому времени уже существовал. Поэтому изучать рынок по большому счету необходимости не было: с течением времени ниша сформировалась естественным путем.

    «Я просто делала то, что просила душа, и к тому же на опыте прошлых своих работ я поняла, что есть определенная прослойка мужчин и женщин, которых не удовлетворят тот ассортимент и качество, которое присутствует на рынке», - таковы были основные аргументы в пользу своего дела.

    Стартовые расходы

    Елена начала с того, что зарегистрировалась как индивидуальный предприниматель. Затем нужно было найти и арендовать небольшое помещение под мастерскую, сделать там ремонт и закупить все необходимое оборудование, ручной инструмент и материалы. На это ушло около  $1500 - 2000 личных средств.  Кроме того, Елена воспользовалась безвозмездной государственной субсидией на открытие своего бизнеса. «Я предоставила бизнес план, технико-экономическое обоснование и получила от государства небольшую субсидию – около  $1000». С написанием бизнес-плана Елена справилась самостоятельно. Помогло образование - будущая предпринимательница закончила БГУИР как инженер-экономист. Примерно через год ее бизнес начал приносить доход.

    Как это работает?

    Прежде чем приступить к выполнению заказа мастер внимательно выслушивает все пожелания и предпочтения клиента: обсуждаются форма, цвет и назначение сумки, а так же любые, даже самые смелые идеи. «Поняв, чего хочет человек, я могу предложить ему несколько вариантов воплощения идеи». Но есть и категория постоянных клиентов, которые доверяют Елене настолько, что оформляют заказ по телефону, коротко описав свои задумки.

    Кожу для своих изделий Елена покупает в основном у белорусских поставщиков, которые привозят ее из Италии и Турции. «Кое-что покупаю в Москве, экзотику привозят из Китая», - рассказывает мастер.

    В среднем на выполнения заказа уходит 2-3 дня, но в принципе все зависит от сложности изделия. «Клатч можно сделать и за 12 часов, а на навороченную сумку может уйти до 4-х дней», - поясняет Елена. Работать ей приходится  много - по 8-12 часов в сутки. «Мое ремесло, это мой основной заработок, так что как поработаю, так и покушаю, -  смеется она. - Конечно, при необходимости я могу устроить себе выходной среди недели, но  и поработать в воскресенье тоже приходится. Так что график у меня гибкий, но без самодисциплины тут никак», - признается предпринимательница.

    Среди заказчиков Протько есть и мужчины. Они заказывают сумки, чехлы для оружия и спортинвентаря, ежедневники, визитницы, ремни и т.д. «Мужчины, пожалуй, даже покруче женщин в своих задумках и фантазиях!» - отмечает Елена.

    Сумка от мастера Елены Протько может стоить от $140 до $260. Цена зависит от расхода кожи, ее стоимости и сложности работы. Примерно 20-25 % от этой суммы составляет прибыль, остальная часть расходуется на сырье, материалы, страхование, налоги, аренду и заработную плату.

    На вопрос о том, какие трудности возникают в процессе работы, Елена отвечает так: «Проблемы возникают редко. В какой-то момент может не оказаться под рукой подходящей кожи или фурнитуры. Иногда клиент долго мучается при выборе модели и фасона. Но все эти вопросы решаемые. Клиенты всегда проявляют понимание, если приходится, например, пару дней подождать нужный материал».

    Маркетинг и работа с клиентами

    Елена считает, что удерживать свое место на высоко конкурентном рынке ей удается благодаря тому, что она предлагает продукт, который нельзя получить в другом месте. Основная особенность  изделий Протько в их эксклюзивности – ее модели практически не повторяются. В этом основное отличие от тех немногих конкурентов, которые берутся у нас за индивидуальный пошив сумок: «Обычно предлагают всего лишь несколько базовых моделей, в которых по желанию клиента можно изменить только некоторые детали – например, цвет или фурнитуру», - поясняет ситуацию Елена.

    Для бизнеса Протько, как и для любого другого предприятия, жизненно важно, чтобы заказчики были довольны результатом. Поэтому помимо официальной гарантии в 30 дней она готова устранить возникшую проблему в любое время.

    Рекламой как таковой Елена не занимается, хотя не исключает, что при расширении бизнеса придется вкладывать деньги в контекстную и баннерную рекламу в Интернете. «Пока я просто выкладываю свои работы в соцсетях, в основном в Фейсбуке, иногда принимаю участие в фешн маркетах», - поясняет Елена. Она считает, что на данном этапе самая продуктивная реклама для ее бизнеса - «сарафанное радио».

    Когда заходишь на страницу Елены в Фейсбуке, отмечаешь один трогательный нюанс, который показывает отношение мастера к любимому делу - к каждому из своих изделий Елена сочиняет или подбирает несколько подходящих стихотворных строк. «А как иначе? – удивляется она, - ведь в каждое изделие вкладываешь частицу своей души. Да и просто я люблю то, что делаю».

    Сейчас клиентов у предпринимательницы хватает, и даже образовалась очередь - заказа приходится ждать около трех недель. Кроме того, она сотрудничает с владельцами шоу-румов в Минске и Москве, где может выставить свои изделия на продажу. «Кроме материальной стороны дела, это еще и отличная возможность показать свою работу. Ведь даже если человек не купил что-то прямо сейчас, он может сделать мне заказ в следующий раз», - объясняет Елена. Большинство ее клиентов живут в Беларуси и в российской столице. «Но некоторые мои сумки гуляют даже по Америке, Канаде, Германии, Испании, Португалии», - делится успехами Елена.

    Что есть - что будет?

    Сейчас Елена работает одна. В месяц она может изготовить не более 15 сумок. «Со временем я планирую увеличить объем производства, но для этого потребуется расширить штат. У меня есть огромное желание найти себе достойного подмастерье, но пока с этим сложно. Не исключаю, что придется «вырастить» его самой», - смеется она.

    В ближайшее время Протько и ее единомышленники - мастера, работающие с кожей в различных направлениях и стилях - планируют создать общий Интернет-сайт, где будут представлены работы лучших белорусских кожевенников и дизайнеров. В более далеких планах предпринимательницы есть и создание офлайн-магазина.

    Есть у Елены и прекрасная мечта: «Я бы очень хотела попасть на стажировку в модный дом  Hermes!» Но общаясь с Еленой, начинаешь верить в осуществление мечты любого уровня. Поэтому нам остается просто ждать сообщений в прессе об успехе ее работ в Париже. А пока можно начать реализовывать собственные идеи.

    Выводы: ремесленный малый бизнес все более активно развивается в Беларуси. Происходит это вполне закономерно, поскольку отвечает одной из самых актуальных тенденций последних лет – индивидуализации продукта.

    Из опыта Елены Протько можно сделать несколько выводов:

    1. Ремесло, в котором вы достигли высокого уровня мастерства, вполне может стать основой собственного дела. Если при этом действовать постепенно, риски будут минимальными.

    2.Вам не стоит бояться высоко конкурентных рынков. Чтобы «удержаться на плаву» достаточно использовать хотя бы  несколько из следующих факторов:

    - нестандартный подход

    - оригинальные идеи

    - индивидуализация продукта

    - гибкость в работе с клиентами, которую не могут предложить крупные производители.

    Зная особенности своего дела, вы можете продолжить и конкретизировать этот список сами.

    3. На первых порах «сарафанное радио» может с успехом заменить ремесленнику пиар-акции, а личная страница в соцсетях – собственный сайт. Во многих случаях это приносит хорошие результаты, не требуя материальных затрат.

    4. Еще одно немаловажное преимущество - спрос на ремесленные изделия мало подвержен сезонным колебаниям. В случае Елены Протько он практически равномерный в течение всего года.

    Факторы риска:

    Говоря о «плюсах» малого ремесленного бизнеса, нужно упомянуть и о его особенностях, которые надо учесть тем, кто собирается поставить свое хобби на коммерческие рельсы.

    От вас потребуется:

    - высокий уровень мастерства и креативности

    - желание общаться с людьми, умение слышать их пожелания и идти им навстречу

    - готовность к гибкому графику работы

    - желательно иметь опыт и/или образование в коммерческой/ экономической сфере

    Но, пожалуй, главное – это любовь к своему делу. Ведь только при этом условии вы сможете много работать и получать от этого процесса положительные эмоции.

    *Материал по теме: Бизнес ради удовольствия!

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by