Delo.by,

    Комментарии 25 Фев 2015 16:46

    Ученье – свет. И конкурентные преимущества

    Белорусский рынок бизнес-образования переживает не лучшие времена. Многие компании – потенциальные заказчики, стремясь снизить издержки, в первую очередь урезают расходы на обучение и развитие персонала. Между тем, в кризис именно дополнительные знания дают конкурентные преимущества и повышают эффективность компании на рынке

     

    Елена Шахлевич, «Дело»

    В последние два года белорусский рынок бизнес-образования развивался довольно активно в основном за счет появившихся новых игроков, в том числе из России. Но даже с учетом«новичков», у рынка был большой потенциал к росту. На данный момент можно выявить несколько трендов, которые начинают определять развитие рынка образовательных услуг в нынешнем году.

    В первую очередь − это переход рынка к сегментированию клиентов и продуктов. Как отмечают эксперты «Дела», в последние годы значительно снизилась популярность обучения по общим программам − все хотят получить узкоспециализированные знания и инструменты. Слушателям уже не интересны привычные тренинги для продавцов, им нужны курсы для продавцов, работающих, к примеру, с премиальными покупателями.

    Еще одна тенденция – акцент на местный опыт. Руководители предприятий хотят, чтобы программы обучения для их сотрудников были максимально приближены к белорусским реалиям. Их не интересует, что происходит в США или Европе, они хотят видеть примеры из практики белорусских предприятий, знать, как конкретные компании выходят из тех или иных ситуаций, какие у них были успешные и ошибочные ходы. Все это позволяет определить «систему координат» и дает возможность понять, где в этой системе находится собственная компания.

    Сферы интересов

    Как считают эксперты, кризис расставит приоритеты и в востребованности образовательных программ. Лидирующие позиции в корпоративном обучении займут активные продажи и программы, повышающие эффективность руководителя.

    Не менее востребованы будут и семинары, позволяющие разобраться с затратами. Это – финансовые программы, например, «Постановка управления учета» и специализированные, такие как «Работа с затратами».

    Особый интерес уже сейчас вызывают программы личностного роста в самых разных вариациях. Правда, как отмечают эксперты «Дела», качество их зачастую оставляет желать лучшего.

    Стабильно востребованы будут самые авторитетные программы бизнес-образования – МВА, что неудивительно, поскольку подготовка по ним ведется в считанных школах и белорусский рынок все еще нуждается в специалистах такого класса.

    Что касается формата, то здесь будет превалировать очное и достаточно краткосрочное корпоративное обучение, «заточенное» под определенные нужды компании, спрос на программы открытого формата, по прогнозам экспертов, немного снизится.

    Не предвидится роста и у популярного на Западе дистанционного образования, которое у нас пока особым спросом не пользуется. Как считают эксперты, в этом «виноваты» небольшие расстояния между городами, когда на обучение проще приехать в командировку, а также отсутствие качественно-разработанных программ на русском языке.

    При этом смешанное обучение − объединение очных занятий и онлайн подготовки – уже сегодня стало трендом в образовании.

    5 правил эффективного выбора

    Понятно, что в кризис у заказчиков образовательных услуг существенно изменятся подходы к выбору курсов и тренингов. Никто не будет обучать сотрудников ради «галочки», как это нередко бывало прежде – важна будет отдача, которая поможет повысить эффективность не только конкретного работника, но и компании в целом.

    По мнению экспертов «Дела», заказчикам необходимо руководствоваться несколькими основными правилами, чтобы их затраты давали отдачу.

    Во-первых, стоит обратить внимание на личность тренера, его заслуги и достижения, наличие у него реального опыта в тех областях, в которых он проводит тренинги.

    Во-вторых, важен опыт и репутация самой бизнес-школы или образовательного центра, о которых можно заранее узнать, изучив отзывы клиентов. С учетом кризиса, важно отметить, что, компаниям с «большим стажем» проще адаптировать свои программы под новые условия работы.

    В-третьих, бизнес-школа должна предложить некую уникальную идею, оригинальный продукт, который значительно отличается от предложений конкурентов. При этом, по словам экспертов, не стоит вестись на «красивые названия» и «модные» темы, которые не решают насущные проблемы предприятия.

    В-четвертых, чтобы образование было эффективным, важна степень мотивации обучаемого. «Ничему научить нельзя, всему можно только научиться», – говорил Станиславский. Если у сотрудника отсутствует конкретная цель обучения, даже самый харизматичный тренер не сможет дать ему необходимые навыки.

    В-пятых, отдача от обучения возможна лишь в том случае, если полученные знания, сразу же используются для решения конкретных задач.

           Эффективное обучение должно быть встроено в систему управленческих изменений, направленных на определенный результат. А для этого заказчиком должен быть управленец, который экономически отвечает за закупку программ обучения: решена бизнес-задача, есть рост производительности труда после обучения – управленец должен быть поощрен, нет – управленец должен быть наказан. Тогда и некачественные продукты бизнес-бразования исчезнут с рынка: их просто никто не будет покупать.

    Куда пойти учиться?

    Безусловно, самым известным форматом бизнес-образования в Беларуси, как и во всем мире, являются программы МВА (Master of Business Administration). У нас они представлены программой МBA магистерского уровня (Институт бизнеса и менеджмента технологий БГУ), Executive MBA (ИПМ, бизнес-школа EMAS), дистанционным MBA General в City Business School, Smart MBA (БИЗНЕС-ШКОЛА XXI ВЕК-КОНСАЛТ), а также программой мини-MBA (консалтинговая группа «Здесь и Сейчас», бизнес-школа EMAS).

    У каждой такой программы своя специфика, которую надо учитывать, чтобы максимально эффективно использовать все ее возможности и ресурсы. 

    MBA В БГУ – это магистратура по специальности «Бизнес-администрирование». Она предназначена в первую очередь для руководителей среднего звена и специалистов, нацеленных на повышение своих управленческих компетенций и развитие карьеры. Обучение длится около двух лет и позволяет детально изучить предметы и систематизировать полученные знания и опыт.

    Executive MBA (EMBA) – программа для топ-менеджеров и собственников компаний, имеющих опыт управленческой работы не менее 7-10 лет и желающих перейти на новый профессиональный уровень. Она ориентирована на формирование системного видения того, как быть конкурентоспособными и успешными в современной динамичной среде бизнеса. Продолжительность обучения – полтора года.

    Smart MBA – программа для руководителей высшего звена и собственников бизнеса. Срок обучения – 12 месяцев.

    Ключевая особенность обучения программ MBA General в City Business School заключается в дистанционном формате изучения материала. Программа предназначена для руководителей с опытом работы от двух лет. Обучение длится полтора года.

    Мини-МВА рассчитана на профессионалов, желающих узнать новые подходы в управлении бизнесом. 

     Все программы МВА нацелены на развитие лидерских качеств, ответственности, работы в команде, умения принимать эффективные решения. Однако при всех их достоинствах диплом МВА не гарантирует получения сверхприбыльной должности в известной компании, а лишь дает дополнительные баллы при приеме на работу и является своеобразным показателем качества руководителя или специалиста.

    Обучение на перспективу

    Эксперты «Дела» единодушны – в кризис нет смысла экономить на знаниях, и приводят ряд аргументов в пользу этого мнения.

    Во-первыхв условиях экономической нестабильности образование – пожалуй, единственный беспроигрышный инвестиционный проект, приносящий дивиденды в перспективе. Ведь первое требование в кризис – это эффективность.

    Во-вторых, кризис – это всегда новые вызовыиновые возможности. И под эти возможности необходимо формировать новые компетенции.

    В-третьихне стоит забывать и о мировых экономических тенденциях. Сейчас информация меняется настолько быстро, что стоит пропустить 1-2 года без дополнительного обучения – и специалист или управленец уже «за бортом» жизни и бизнеса.

    В-четвертыхпомимо знаний и навыков в хорошей бизнес-школе можно приобрести большой круг деловых контактов, которые в будущем могут очень пригодиться.

    В-пятых, именно дополнительное образованиево время кризисастановитсятем «маячком надежды», который вселяет веру в завтрашний день и, конечно, повышает уровень лояльности сотрудников к компании, что приводит к большей эффективности и результативности их работы.

    Вместо резюме

    По самым благоприятным прогнозам экспертов «Дела», рынок бизнес-образованияв этом году упадет на 30-40%. Особенно сложно придется компаниям, которые не смогут адаптировать свои образовательные программы под нужды конкретного заказчика. Стабильно будут востребованы программы личностного развития, потому что в кризисных ситуациях частные лица начинают инвестировать в себя.

     

    Материалы автора:

    Уволить нельзя оставить

    Найти и удержать!

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by