DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 1 Фев 2013 11:19

    Онлайн-бронирование квартир. Белорусский стартап удержался на высоко конкурентном рынке

    Как мы уже писали в прошлых материалах «бизнес-идей», одна из отрадных тенденций последних лет состоит в том, что в Беларуси появляется всё больше молодых предприятий. Но, к сожалению, выживают на рынке далеко не все. Многие, столкнувшись с трудностями, сходят с дистанции. А между тем иногда достаточно переосмыслить полученный опыт и сделать правильные выводы – например, видоизменить бизнес-модель или перейти на новую схему – и предприятие получит ещё один шанс для дальнейшего развития. Опытом преодоления критического периода делится руководитель сервиса онлайн-бронирования квартир Dom2.by Виктор Немчук.

    Суть идеи онлайн-бронирования:

    Отправляясь на несколько дней в другой город или страну, сегодня многие предпочитают остановиться в уютной квартире, а не в чопорной гостинице. И на первый взгляд, казалось бы, всё просто  – предложений квартир в Интернете масса. Однако на практике оказывается, что потратив на поиск временного жилья несколько часов, а то и несколько дней, Вы рискуете не получить того, что было обещано.

    Но  проблемы возникают не только у квартиросъёмщиков. Не меньшая лотерея ждёт и арендодателей. В большинстве случаев бронирование по телефону ничем не заканчивается  - не имея никаких обязательств, клиент может передумать, найти другой вариант или забыть предупредить о том, что командировка отменилась. После нескольких месяцев работы с  убытком арендодатели  перестают давать какие-либо гарантии до момента фактической передачи денег.

    Именно на решении этой обоюдной проблемы и построена концепция  стартап-предприятия  Dom2.by, не так давно появившегося на нашем рынке. В первую очередь, сервис  работает именно для арендодателей:  за приемлемую абонентскую плату они гарантированно получают клиентов, а соответственно и возможность планирования графика занятости. А квартиросъёмщики в свою очередь, внеся 15-процентную предоплату,  могут не беспокоиться о месте пребывания. «Оплату можно произвести любым из десятка способов. Процесс поиска и бронирования занимает не более 15 минут», поясняет предприниматель.

    Однако нынешняя концепция предприятия сформировалась не сразу:

    «В 2010-м году, когда разрабатывался сайт, планировалось, что это будет полный портал по недвижимости, где можно найти квартиру в долгосрочную аренду, купить жилье – квартиру или коттедж, просмотреть актуальный список новостроек, а также найти квартиру в Минске на несколько дней. Мы проделали значительную работу для предоставления всей этой информации в действительно удобном, понятном виде, возможности быстро зарегистрироваться, добавить объявление, отследить его популярность. Но через какое-то время после начала работы, мы просто сели и посчитали количество сайтов, на которых можно купить или снять квартиру. Потом критически оценили себя со стороны, и честно признали, что удобство поиска информации  - очень скромное  конкурентное преимущество и тягаться с сайтами-лидерами рынка нам будет трудно. Стало понятно, что без раздутого рекламного бюджета мы не сможем конкурировать в локальных нишах.  А вложить в раскрутку и рекламу огромное количество денег -  это достаточно рискованный путь. Затратив на рекламу намного больше, чем  другие аналогичные сайты, вы проиграете конкурентную борьбу. Если сами пользователи не рекомендуют ваш продукт, то шансов на успех мало», говорит  Виктор Немчук.  

    Смена бизнес-модели – это нормальное состояние для стартапа

    «Читая статьи по стартапам  и общаясь по поводу своего проекта с компетентными людьми, я часто слышал о том, что в первую очередь важно  точно определить  - о чем твой сайт, но не понимал, зачем. Ведь можно предложить несколько услуг и черпать трафик в разных местах – в сумме ведь это больше. Только со временем понимаешь, что чем больше сегментов, на которые нацеливается проект, тем больше опасность, что усилия просто распылятся, и в итоге ни на одном из фронтов не будет успеха.

    Второй урок, который мы получили из своего опыта - нужно четко понимать, на чем ты собираешься зарабатывать деньги, и сколько на этом рынке уже есть конкурентов. Есть вещи, которые уже просто бесполезно делать  – например, второй  Google.  Аналогично и в недвижимости: в каждом из ее сегментов, в каждой стране уже есть сотни аналогичных проектов. И делать еще один – это пустая трата времени и денег.

    Именно тогда картина полностью сложилась – лучше делать что-то одно, но попасть в цель – четко охарактеризовать свою целевую аудиторию и решить ее проблему, если хотите -  открыть новую нишу на рынке. Мы предложили он-лайн бронирование – услугу,  которой раньше не хватало в Беларуси. Так весной 2012-го года наш сайт по недвижимости перевоплотился в сервис по сдаче жилья в краткосрочную аренду  www.dom2.by

    Но нельзя сказать, что всё, что мы делали раньше, было напрасно. В нынешней модели мы используем наработанную в прошлом базу арендодателей, благодаря чему имеем обширный каталог квартир.  И это полностью решает нашу задачу с одной стороны. А что касается другой, то есть обеспечения арендодателей квартиросъёмщиками, то перед  тем, как запустить сервис в работу, мы заключили партнёрские договора с десятком крупных платформ по недвижимости, таких как Realt.by и Kvartirant.by, на которых люди уже привыкли искать квартиры. Но если раньше эти сайты давали только информацию о сдаче квартир  и телефоны хозяев, то благодаря кооперации с  Dom2.by у них появилась возможность  бронирования онлайн. Мы – механизм, который позволяет оказывать качественную  услугу. С точки зрения долгосрочной перспективы, нам выгоднее работать в одной команде с сильными игроками,  чем бороться с ними за клиентов.  Да и им намного проще внедрить нашу систему (это занимает неделю), чем тратить десятки тысяч долларов и месяцы на разработку.

    Из опыта нашего предприятия я усвоил очень важный урок: смена бизнес-модели – это нормальное состояние для стартапа. Но чтобы достичь результата с наименьшими потерями, важно сделать это вовремя».

    Опыт этого молодого предприятия может быть полезен в любой отрасли, даже самой далёкой от недвижимости. Он показывает, что не всегда нужно отказываться от вяло текущего бизнеса.  Анализируя причины неудач, одновременно можно искать новые возможности. Если Ваше кафе не приносит дохода, стоит задуматься – не реорганизовать ли его в кейтеринговое предприятие, например? Или, может быть, достаточно купить франшизу и сменить вывеску? Тогда то, что было наработано, станет не балластом, который тянет ко дну, а преимуществом – готовой базой для нового старта.  Умение видеть возможности там, где их не видят другие, и разрабатывать новые интересные схемы поможет Вам найти свою нишу даже на устоявшемся рынке.

    Если  Вы тоже хотите поделиться опробованными на практике стратегиями  выживания  – это можно сделать любым удобным способом: оставить комментарий к этому материалу или на нашей странице «Коллекция бизнес-идей» в  Facebook  www.facebook.com/startup.by  , либо отправить по адресу  startup@delo.by  (с Вашего почтового ящика).

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by