DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 9 Окт 2012 13:11

    Интернациональная концепция на белорусском рынке: Blacksocks.by – носки на год

    Рассказывая об успешно работающих предприятиях, приятно говорить о том, что есть они и у нас. Пока скептики подсчитывают, на сколько мы отстаём в развитии от «продвинутого» Запада, находятся предприниматели, которые не боятся переносить на белорусский рынок даже  неординарные для нашей страны бизнес-концепции. И делают это не безуспешно. Пример предприятия Blacksocks.by доказывает, что белорусские бизнесмены умеют улавливать тенденции и видеть перспективу, а потребители уже научились считать не только деньги, но и время, которое они экономят, пользуясь хорошим сервисом и качественным продуктом. Опыт предпринимателя Андрея Головнёва будет полезен тем, кто собирается открыть бизнес в Беларуси:

    - Андрей, почему Вас заинтересовала такая необычная в нашем понимании бизнес-концепция, как годовой абонемент носков?

    - Причин несколько. Во-первых, стремление к новаторству и желание быть первым -ведь такого сервиса как подписка на носки в Беларуси еще не было.

    Ещё одной причиной стал собственный жизненный опыт: надо признаться, что я никогда не любил стирать носки. Но надеть утром новую пару и знать, что на завтра есть еще одна– всегда приятно. И я понял, что не одному мне это нравится.

    Вообще этот сервис имеет много преимуществ. Я постарался максимально подробно представить их на сайте www.blacksocks.by.

    - Расскажите, как возникла идея, и как Вы начали её реализовывать? 

    - В 2005 году наткнулся на статью, в которой рассказывалось о швейцарской компании, занимающейся доставкой носков по почте. Мне понравилась эта идея, но в то время у меня не возникло мысли сделать что-то подобное в Беларуси. Я просто закрыл статью. А в январе 2011-го как-то вспомнил о той самой статье (наверное, тогда у меня были какие-то проблемы с носками), и спустя год, 21 февраля 2012 появился на свет сервис blacksocks.by.

    Я зарегистрировался как индивидуальный предприниматель. Реализация сервиса с нуля заняла 5 месяцев. Вложения были небольшие, $2500 хватило для старта. Эти деньги  ушли на тест носков, разработку дизайна, фирменных коробок, пакетов, визиток и первую закупку товара. Приятно было в первый день работы сервиса получить 5 заказов. Это придало уверенности, которая тогда была так необходима.

    - Какие у Вас отношения с Blacksocks.com?

    - С Blacksocks.com у нас нет ничего общего, кроме названия. Они работают в США и Европе, включая Россию, кстати. На территорию Беларуси их торговый знак не распространяется.

    Документы на регистрацию торгового знака на территории РБ я уже подал.

    - Сложно ли было адаптировать идею к местным условиям? Как преодолевали сложности?

    - Концепция сервиса менялась несколько раз во время разработки. Только сайт переделывался 4 раза.

    Первые полгода работы сервиса я активно продвигал «подписку на носки» - это когда в течение года каждые 3 месяца вам привозят коробку из 10 пар черных носков. Как годовая подписка на журнал. Но подписка на носки продавалась с трудом. Тогда я сам стал доставлять носки клиентам и спрашивать у них, что не так в подписке. Они все единогласно заявили, что это интересно, но привычнее сразу получить то, за что ты платишь деньги.То есть, подписка - это удобно, но у нас эта идея пока не работает.Зато коробки по 10 и по 30 пар носков белорусскому потребителю пришлись по вкусу. 

    В США сейчас пик популярности сервисов подписки на всевозможные товары - это и трусы, и лезвия для бритвы, и моющие средства, и корм для животных. В России тоже начинают появляться подобные услуги. Значит, скоро это дойдет и до нас. Поэтому от подписки мы не отказались, но сейчас сконцентрировались на продаже коробок. Кроме того, ввели пробную доставку 3-х пар носков, чтобы клиент мог сделать тест-драйв и убедиться в их качестве, прежде чем купить коробку из 10 или 30 пар.

     - Пользовались ли Вы чьей-то помощью при создании предприятия или достаточно было собственных  навыков и опыта?

    - Пользовался советами близких и друзей. С2006 года я профессионально занимаюсь веб-разработкой, поэтому свой сайт разрабатывал сам, только дизайн заказывал у профессионального дизайнера. Второе высшее образование у меня по специальности финансы. Это помогло первое время вести бухгалтерскую отчетность самому.

    Кстати, нехватка бизнес-опыта дала жизнь еще одному проекту - раз в 3 недели мы устраиваем бизнес-ужин в компании 8-10 предпринимателей и владельцев бизнеса. Общаемся, делимся опытом, обсуждаем новые идеи, помогаем друг другу.

    - По какой схеме работает Ваше предприятие? Как Вы со всем справляетесь?

    - Вначале я всем занимался сам. Теперь все автоматизировано и практически не требует моего участия. Доставками занимается курьерская служба. Звонки обслуживает call-центр. За бухгалтерией следит бухгалтер. Заказы пока обрабатываю сам, но вот-вот делегирую и это. Девочка-студентка обеспечивает обратную связь с клиентами после поступления заказа. В общем, максимально использую возможности аутсорсинга.

    Моя цель сейчас–сделать из этого систему и «подружить» все процессы между собой.

    - Откуда носки? Кто Ваши поставщики?

    - Прежде чем открыть сервис я купил по паре всех носков, которые можно найти у нас в Беларуси,и на себе лично их проверял. Носки тех производителей, чьё качество меня устроило, сейчас и предлагает сервис blacksocks.by. Все они белорусского производства. Наши носки на порядок лучше российских и украинских, и не уступают по качеству носкам из Европы.

    - Есть ли у Вас конкуренты? Какими методами удерживаете клиентов?

    - Вы, наверное, заметили, что blacksocks.by–это сервис, а не интернет-магазин. И это не случайность. Уже прошло время, когда конкурировать можно было только ценой. Сейчас это не эффективно. Я не продаю клиентам товар, я стараюсь решить их проблемы с носками, и решить их так, чтобы они остались довольны. Поэтому доставка осуществляется в день заказа и в любое удобное для клиента время. Мы единственный сервис, который в течение14 дней гарантирует возврат полной стоимости носков без объяснения причин. Вам достаточно сказать «я хочу вернуть деньги» - и в этот же день приедет курьер, и без лишних слов вернет деньги обратно.

    Мы даем клиенту обратную связь на всех этапах. Даже после получения заказа.

    Исходя из всего этого,я не считаю конкурентами интернет-магазины, которые просто продают носки.

    Но, кстати, на этапе создания предприятия отсутствие конкуренции меня настораживало. Ведь наличие конкурентов говорит о том, что в нише есть деньги.

    - На какие факторы риска Вы рекомендуете обращать внимание молодым предпринимателям, которые выходят на белорусский рынок с неординарными идеями?

    - Как правило, неординарная идея для белорусского рынка уже работает либо в Европе, либо в России. Перенимайте опыт, копируйте бизнес-модель, но учитывайте местные особенности. Если бы я сам в самом начале последовал этому своему совету, то не потратил бы столько времени на продвижение подписки на носки. Тут метод копирования не подошёл. Пока ещё не всё, что хорошо в Европе, работает у нас. Но со временем будет работать. И это надо предвидеть и учитывать.

    - Каковы факторы успеха Вашего предприятия?

    - Я сделал ставку на качество обслуживания и не ошибся. Клиент уже не хочет просто покупать, он хочет получить из одних рук и товар, и сервис.

    И, наверное, ещё один фактор успеха – оригинальность. Все кто впервые слышит о blacksocks.by считают его интересным и оригинальным.Тем более что заказ может доставить самый настоящий Супермен в красно-синем костюме.

    - Blacksocks – это основной или дополнительный заработок? Сколько времени Вы тратите на предприятие?

    - Я работаю программистом в одной минской IT-компании. Дорабатываю распределение. По вечерам занимаюсь сервисом Blacksocks.by. Это редко отнимает у меня более 10 часов в неделю.

    Blacksocks.by - это дополнительный заработок. Разрабатывая сервис,я не ставил цели сделать его основным. Это пассивный источник дохода, который вот-вот станет автономным.

    - Кто Ваши клиенты? Как Вы их находите? Как они Вас находят?

    - Вы, наверное, удивитесь, но 70% заказов приходит от женщин. Ведь у нас принято, что за наличием у мужа чистых носков следит его супруга. Я сам вначале этого не учел, поэтому позже пришлось переписывать все текстына сайте, оптимизируя их под женщин.

    Если говорить о портрете покупателя, то чаще всего это предприниматель, владелец бизнеса или менеджер среднего и высшего звена в возрасте 30-45 лет,или точнее - его жена. Кстати около 30% заказов уходит по областным городам. У нас работает доставка по всей Беларуси.

    Клиентов привлекаем через рекламу в социальных сетях. Таргетинг дает возможность 100% попадания в целевую аудиторию, используем форумы, узкоспециализированные площадки, контекстную рекламу, часть клиентов приходит из поисковых систем.

    - Как развивается предприятие? Расскажите о планах?

    - Каждый месяц количество заказов увеличивается приблизительно в 2 раза. Сейчас уже идут повторные заказы.

    По запросам клиентов добавили в ассортимент мужские получулки. Уже с ноября вместе с носками в сервисе Blacksocks.by можно будет заказать трусы и майки. К Новому Году планирую рождественские распродажи.Так что, когда будете выбирать подарки – добро пожаловать на www.blacksocks.by!

    Итак, сервис по доставке мужских носков уже работает в Беларуси. Но это далеко не единственный продукт, который логично предлагать по подписке. Почему бы, например, не  зубные щётки для всей семьи, которые рекомендуется менять каждые три месяца? Ведь большинство людей забывают это делать, а визит к стоматологу – дело малоприятное, да ещё и затратное! 

    А что предложите Вы?

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      тел: +375 (17) 203-52-09

      факс: +375 (17) 203-09-67

      email: delo@delo.by