DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 7 Апр 2013 0:00

    Время перемен. Как его «почувствовать»?

    Хороший руководитель должен быть готов к изменениям на рынке и в своем бизнесе

    Ольга Томашевская, специально для «Дела»

    Успех каждого предприятия тесно связан с личностью его руководителя. Решения человека, который вырабатывает стратегию развития и направления деятельности, подбирает команду, во многом определяют успех или неудачу предприятия.

    Это наблюдение подтверждают бизнесмены-практики.

    «Я уверен, что компания является в своем роде отражением взглядов и личности собственника», – считает владелец агентства стратегического интернет-маркетинга «Джей лаб» Евгений Лахманов. Если собственник хочет, чтобы предприятие агрессивно завоевывало рынок, он соответствующим образом налаживает бизнес-процессы и нанимает людей, которые готовы работать в условиях постоянного давления. Есть и другой подход к бизнесу, дающий людям больше свободы для творчества и поиска новых идей. «Люди, которые работают в компании, во многом похожи на владельца бизнеса. У них те же ценности, они даже используют в разговоре ту же терминологию, что и босс. Если для владельца важны деньги любой ценой, то и у его сотрудников аналогичные ценности. Другим собственникам, а, следовательно, и компаниям важно, чтобы клиент был доволен. Они радуются, что бизнес приносит пользу, и считают, что деньги придут в любом случае, если делать дело с любовью», – говорит Евгений Лахманов.

    Такая взаимосвязь между компанией и ее лидером позволяет предположить, что для процветания и развития бизнеса важен личностный рост собственников и руководителей. «Возможности роста и развития компании могут быть доступны благодаря потенциалу мышления руководителя. Либо – этим потенциалом ограничены. Опыт показывает, что компания развивается до тех пор, пока она не начинает перерастать личностные возможности своего лидера. Ведь именно руководитель или собственник получает информацию от рынка и принимает решения. Если его поле зрения становится узким, он невольно отфильтровывает информацию, которая могла бы быть для него полезной», – отмечает руководитель проекта Бизнес-Академия собственника Бизнес-школы ИПМ Максим Поклонский.

    Эксперт поясняет это на ряде примеров, связанных с историей бизнеса в нашей стране. В частности, в начале 1990-х белорусский рынок был низкоконкурентным. Наиболее энергичные и предприимчивые бизнесмены сравнительно легко захватывали свободные ниши на рынке. Однако уже к началу 2000-х ситуация начала меняться. Конкуренция стала возрастать, и стратегии, которые хорошо работали десять лет назад, в новых условиях становятся неэффективными. Сейчас рынок требует от руководителя ускорить темпы изменений в компании, искать уникальность и свежие идеи, чтобы оставаться успешным в более конкурентной среде.

    «Сегодня умение захватывать незанятые ниши на рынке, как и способность работать в кризисных условиях, менее востребованы. Теперь нужно учиться работать в конкурентной среде. К сожалению, людям, которые в прошлом имели положительный опыт, часто сложно отказаться от своих старых победных рецептов и осознать, что в новых условиях нужны совершенно иные решения», – считает Максим Поклонский.

    Необходимость постоянно адаптироваться к меняющимся условиям связана и с особенностью современного рынка, где события развиваются быстро, а иногда – стремительно. Появление новых технологий вытесняет товары и услуги, совсем недавно имевшие прекрасную репутацию и спрос у клиентов. Одним из таких примеров является компания Kodak, которая перестала быть лидером рынка после появления цифровой фотографии.

    Новые технологии, которые появляются внезапно и за короткое время захватывают рынок, часто называют «подрывными». «Если руководитель не заметит вовремя появления этих технологий и не отреагирует на них, его налаженный бизнес может упасть за считанные месяцы», – говорит генеральный директор Бизнес-школы ИПМ Павел Данейко. Лидеру необходимо постоянно реагировать и на другие вызовы, для чего важно быть в курсе информации о развитии рынка и экономических трендах. Эти знания помогают принять верное решение в сложных ситуациях. «В качестве примера можно привести недавний кризис. Бизнесы, которые внимательно следили за изменением внешней среды, успевали адаптироваться к меняющимся условиям», – отмечает Павел Данейко.

    Изменения в стиле руководства могут быть связаны не только с событиями во внешней среде. Не менее серьезным вызовом могут оказаться и внутренние изменения в компании, вызванные естественным процессом ее развития. «На разных стадиях развития компании требуется разный стиль управления. Руководить молодым предприятием – совсем не то же самое, что управлять зрелым бизнесом. Каждая стадия развития бизнеса предъявляет свои требования к руководителю», – говорит директор Бизнес-школы ИПМ.

    Конечно, все это не означает, что изменение условий работы требует смены топ-менеджмента компании. Опыт показывает, что практически любой человек может адаптировать свой стиль руководства к происходящим переменам. Но для этого очень важно определить время, когда возникла необходимость что-то менять. «Самый яркий симптом – это снижение темпов роста компании по отношению к темпам роста рынка, – считает Максим Поклонский. – Если рынок в целом не растет, а бизнес растет на 20% в год, это хорошо. Но если рынок растет на 30%, а моя фирма – на 20%, то это уже не рост: значит, кто-то меня обгоняет, а я снижаю темпы роста по отношению к своему сектору.  Это значит, что изменения в компании назрели».

    Потребность в переменах и необходимость развития руководитель может оценить и проанализировав структуру своего рабочего дня. Если все время тратится на решение текущих операционных вопросов, на «тушение пожаров», значит, пора сделать паузу и подумать об изменении приоритетов. 

    Чтобы перемены к лучшему в компании все-таки произошли, потребуются новые знания и опыт. Их можно получить не только из книг и лекций, но и из общения с коллегами. «Когда мы общаемся, то расширяем свой кругозор. Поля мышления разных людей на какое-то время объединяются. Это расширяет горизонты и помогает рождать новые идеи. Но нужно иметь в виду, что когда собственник компании разговаривает с наемными работниками, они, как правило, соглашаются со всем, что он скажет. Поэтому важно окружать себя «свежими» людьми, достаточно авторитетными и опытными. И лучше, если они не связаны с нами рабочими, партнерскими или семейными отношениями. Именно из разнообразия мнений рождается лучшая стратегия», – уверен Максим Поклонский. При этом особенную важность приобретает общение в рамках бизнес-клубов, конференций, форумов, образовательных программ. Как отмечают эксперты «Дела», участвовать в них нужно если не постоянно, то периодически. Ведь умение менять стратегические позиции – это искусство, которое необходимо постоянно совершенствовать.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by