DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 16 Окт 2011 14:42

    Рабочее место… дороже денег?

    Зарплаты в бюджетной сфере отреагировали на кризис. Чем ответит частный сектор?

    По данным Национального статистического комитета, в прошлом году номинальная начисленная среднемесячная зарплата в стране составляла порядка $400 в эквиваленте. Сегодня официальная статистика также фиксирует ее номинальный рост, и это могло бы показаться правдой, если… не переводить зарплаты в привычные «у.е». После серии девальваций зарплаты в стране рухнули на уровень 2004-2005 годов. И только сейчас, когда ситуация с валютными курсами начинает понемногу проясняться, некоторые белорусские компании начинают повышать зарплаты своим работникам. И если этот тренд не изменится, остальные участники рынка будут вынуждены сделать то же самое.

     

    Рука помощи

    от государства

    В апреле 2011-го Всемирный банк опубликовал «Доклад о мировом развитии-2011», согласно которому, Беларусь принадлежит к группе государств с уровнем доходов населения выше среднего. А это значит, что еще менее года назад среднегодовая зарплата белорусов находилась в границах от $3946 до $12195. Однако кризис и девальвация рубля не могли не оказать своего влияния на рынок труда, в частности, на уровень заработной платы. Несмотря на постепенное увеличение рублевых доходов, их эквивалент в твердой валюте для подавляющего большинства белорусов все еще значительно не дотягивает до докризисного уровня. Более того, согласно недавнему прогнозу Международного валютного фонда в рамках доклада «Перспективы развития мировой экономики» (World Economic Outlook), инфляция в стране в 2011 году составит 65,3%.

    Это значит, что зарплатные показатели в Беларуси потребуют значительной корректировки. Бюджетная сфера уже начала предпринимать меры по компенсации работникам финансовых потерь. Так, Министерство труда и социальной защиты объявило об индексации минимальной заработной платы госслужащих и приравненных к ним лиц. В июле она составила 37,5%, а в августе – 55,1%. Сейчас решается вопрос о повышении с 1 октября тарифной ставки первого разряда, что, в свою очередь, повлечет прекращение индексационных выплат, однако увеличит номинальную заработную плату.

    Что касается частного сектора, то здесь ситуация далеко не однозначна. Степень отклика бизнеса на этот тренд варьируется в зависимости от внутренней политики и возможностей каждой отдельной компании. Как правило, наниматель сам регулирует уровень оплаты персонала, при этом компенсация сотрудникам инфляционных потерь не является обязательным, законодательно закрепленным требованием.

     

    Размер

    имеет значение

    Специалисты в области кадрового консалтинга утверждают: индексация зарплат в коммерческих организациях сегодня находится в прямой зависимости от сферы их деятельности и структуры. По словам директора Кадрового центра «Статус» Натальи Чайлытко, можно разделить такие предприятия на две категории.

    Первая включает в себя банки и крупные компании – как с иностранным капиталом, так и без. Для них характерны хорошо выстроенная структура, свой отдел персонала, специально разработанная система адаптации и мотивации, которая, в свою очередь, тесно связана с зарплатными показателями. В качестве примера здесь можно привести, например, крупные IT компании – такие как «Epam Systems» и «Belhard», разветвленные холдинги – «Алютех», «Атлант М», «Астра» и др., а также строительные компании. В большинстве случаев такие организации смогли обеспечить индексацию зарплат персонала в размере 30-40%, а в ряде случаев – даже до 100% в белорусских рублях.

    Вторая группа состоит из импортеров, а также средних и мелких фирм с недостаточно развитой внутренней организацией и отсутствием собственного отдела персонала. Здесь, по утверждению экспертов, индексация зарплат если и произошла, то минимальная – в пределах 5-15%. Особенно существенные потери в долларовом эквиваленте понесли сотрудники предприятий общепита, небольшие строительные компании и импортеры. Значительно потеряли в зарплате также менеджеры по продажам, журналисты, сотрудники рекламных агентств и фирм по оказанию всевозможных услуг. Почти в такой же степени кризис зарплат ударил и по автомобильному рынку: плачевная ситуация с продажами новых авто не позволяет руководству таких компаний предложить своим сотрудникам серьезную денежную компенсацию.

    Эту информацию подтверждает и директор кадрового агентства «АНКОР» Нелли Михайловская. По ее словам, представительства западных фирм и крупные белорусские компании на изменения на валютном рынке отреагировали сразу. Они начали искать способы поднять заработную плату своим работникам, ориентируясь при этом на рыночный курс доллара.

    – Ряд крупных западных компаний не смогли оперативно отрегулировать зарплату своего персонала в связи с тем, что просто не смогли объяснить своей штаб-квартире, почему в Минске расходы на персонал должны быть увеличены в три раза, – поясняет Нелли Михайловская. – Ведь головные офисы иностранных компаний обычно ориентируются на единственный источник информации – Национальный банк. А самой возможности существования альтернативного обменного курса они в принципе часто не представляют. После официальной девальвации и установления курса на уровне Br5 тыс. за доллар процесс индексации у них шел автоматически.

    На белорусском рынке успешно работает немало крупных международных компаний. Но, независимо от их финансовой стабильности и желания проиндексировать зарплату своему персоналу, возмещение девальвационных и инфляционных потерь они вынуждены проводить поэтапно, прекрасно понимая, что одномоментного увеличения зарплат в два-три раза их бюджет просто не выдержит.

     

    Некуда бежать

    До недавнего времени компенсация некоторых расходов персонала была обычной практикой. Руководители с легкостью оплачивали амортизацию личных автомобилей сотрудников, спортивные абонементы или услуги мобильной связи. Рекрутеры констатируют: сейчас средние и мелкие компании предпочитают избавляться от лишних трат, сводя к минимуму также и премиальную часть доходов персонала, экономя на бонусах и поощрениях.

    Вместе с тем, по словам рекрутеров, все избегают шагов по массовому сокращению персонала.

    – Кризис – это очень веский аргумент для компании, решившей расстаться с сотрудником. И такие случаи имели место два года назад, – отмечает консультант агентства «АНКОР» Анна Волчек. – Тогда многие частные предприятия урезали штаты, избавляясь, прежде всего, от ненужного балласта. Грамотные и профессиональные сотрудники остались на своих местах. Сейчас же ничего подобного почти не наблюдается.

    На фоне сложной рыночной ситуации частично сократить штаты решились лишь мелкие импортеры, которые из-за ограниченного доступа  к валюте просто не имели возможности работать. Зато остальные участники рынка постарались повысить рублевые зарплаты хотя бы на 30-40%. Кроме того, многие компании начали практиковать новые мотивационные программы, подчас – довольно удивительные. Так, еще несколько месяцев назад большинство руководителей относились к желанию сотрудника подзаработать «на стороне» однозначно негативно и нередко штрафовали за опоздания. Сегодня, как признают рекрутеры, ситуация изменилась: директора мелких и средних предприятий все чаще утверждают гибкий график работы для своих сотрудников и соглашаются на совместительство. Стали модными внутренние тренинги для «укрепления корпоративного духа», а также долговременные проекты, которые руководство старается предложить наиболее ценным работникам в расчете на то, что «ответственность мотивирует лучше денег». Впрочем, у самих работников сейчас вполне достаточная самомотивация, которая не позволяет принимать опрометчивых решений. Она обусловлена элементарной потребностью в безопасности, желании сохранить работу и перспективу – как говорится, не потерять то, что уже имеешь. В результате поток соискателей в кадровых агентствах не возрос, несмотря на значительное снижение уровня оплаты труда. 

    Как констатируют рекрутеры, зарплатные ожидания соискателей тоже в целом снизились. И хотя идеальным вариантом для них все еще видится докризисный уровень или, как минимум, перспектива вернуться к нему в кратчайшие сроки, практические все признают, что претендовать на повышение существующей зарплаты в три раза – сегодня просто нереально.

    – Кандидаты прекрасно понимают, что происходит в стране, – говорит Наталья Чайлытко. – И они готовы, меняя место работы, рассматривать уровень заработной платы на новом месте уже по результатам собеседования. Они с легкостью идут на компромисс, и уже не заявляют о том, что если их зарплата на предыдущем месте работы была равна, например, тысяче долларов, то и новая работа должны быть оценена не меньше. Общая тенденция такова, что люди готовы договариваться, зачастую соглашаясь на меньшие зарплаты в долларовом эквиваленте.

     

    Советы профессионалов

    Рынок труда, как лакмусовая бумага, реагирует на все, что происходит в экономике. Ряд компаний смогли адаптироваться к новым условиям, однако подавляющему большинству участников рынка необходимо время для восстановления доходов. Соответственно, и рекомендации экспертов по мотивации персонала в условиях кризиса разнятся в зависимости от ситуации в каждой конкретной компании. Тем не менее, есть общие тренды, которые наниматели должны учитывать.

    Во-первых, в вопросе повышать или не повышать зарплату исходить нужно из того, о каком сотруднике идет речь. Менеджеры высшего и среднего звена обладают большим пониманием происходящего в экономике и на рынке труда. Они могут видеть перспективы предприятия на несколько лет вперед, и в случае наличия таких перспектив готовы «ужаться» и некоторое время подождать повышения заработных плат. В свою очередь, у рабочих специальностей уровень понимания ситуации намного ниже. Им лучше выплатить компенсацию, чтобы они не ушли в другую компанию.

    Во-вторых, очень полезно поощрять ключевых сотрудников премиями и доплатами, например, за высокое качество или оперативность выполненной работы, а при приеме новых сотрудников – снижать требования. Например, не требовать наличия длительного стажа работы по специальности, либо устанавливать меньше функциональных обязанностей.

    В-третьих, необходимо помнить о том, что денежный фактор, как правило, является для наемного работника основным. Поэтому предприятиям, если у них есть финансовая возможность, имеет смысл постепенно повышать зарплаты сотрудников, приближая их к докризисному уровню. По мнению рекрутеров, ежемесячно повышая зарплату на 10-15%, можно поддерживать у работников лояльность и требовать эффективного выполнения своих обязанностей.

    – Сотрудники, остающиеся со своими компаниями в такие сложные времена, не без оснований рассчитывают, что начало следующего года ознаменуется существенным пересмотром расценок и заработных плат, – отмечает Владимир Серко, управляющий ООО «Сэрмар». – И для руководителя предприятия жизненно важно – суметь объяснить персоналу, что у фирмы достаточно ресурсов, связей и запасов для того, чтобы уже в ближайшем будущем коллектив ощутил изменения к лучшему. Тем более что это неизбежно. Если ситуация радикально не изменится, то, скорее всего, с начала нового финансового года рынок персонала будет жить уже по новым расценкам. Отправной точкой для которых, конечно же, будет рыночный курс доллара.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by