Delo.by,

    Комментарии 26 Мар 2014 9:57

    Особенности национальной «охоты». За головами

    В Беларуси спрос на хедхантинг растет медленнее, чем на западных рынках. Из-за потребительского отношения к услуге и неполноценного ее предложения 

    Кристина Рыбик, «Дело»

    За прошедший год число заказов, полученных хедхантерами, заметно снизилось, – это мировая тенденция. Белорусских «охотников за головами» коснулся и другой мировой тренд – рост оплаты труда. Однако, по сравнению с западными коллегами, отечественные хедхантеры  все также зарабатывают в 3-6 раз меньше. Справедливости ради заметим, что и «охота» у нас имеет свои национальные особенности.   

    Немного теории

    Профессиональных хедхантеров в Беларуси немного. Сразу договоримся о понятиях: специалист,  который занимается наймом персонала, – это еще не хедхантер. В международной практике headhunting  (дословный перевод с англ. – охота за головами) – это одно из направлений поиска и подбора персонала ключевых и редких как по квалификации, так и по уровню профессионализма специалистов. 

    Хедхантеры занимаются «точечным» подбором персонала, что само по себе – большая наука. В белорусских компаниях в основном работают  HR-менеджеры, одна из функций которых – подбор кадров. Они размещают информацию о вакансии и ждут откликов соискателей, изучают базу резюме, подбирают кандидатов – и это нормальная практика. А вот есликомпания заинтересована в «точечном» подборе персонала, то в таком случае она обращается в кадровое агентство или к своему «продвинутому» HR-менеджеру, который становится хедхантером.   

    Но все еще немного сложнее. Часто понятие «хедхантинг» путают с услугой ExecutiveSearch(поиск руководителей высшего звена). При хедхантинге заказчик обычно оговаривает, кого конкретно он хотел бы видеть у себя в штате. Задача хедхантера – выйти на этих людей, понять их мотивацию и совместимость с интересами организации. Работа может строиться и в другой последовательности: клиент знает компании, которые ему интересны, и предполагает, что там работают нужные люди. Хедхантеру необходимо выяснить, соответствуют ли определенные кандидаты тем задачам, которые стоят перед работодателем.

    ExecutiveSearch– более структурированная методика, она подразумевает исследование рынка, составление лонг- и шорт-листа кандидатов, их презентацию перед работодателем, помощь в проведении переговоров. Услугу ExecutiveSearchеще называют проектным рекрутингом. «Я бы сказала, что хедхантинг – это одна из технологий ExecutiveSearch, потому что в нем не хватает одного этапа – аналитического, или исследования рынка потенциальных кандидатов, – объясняет руководитель департамента рекрутинга консалтинговой группы «Здесь и сейчас», консультант по подбору персонала международной группы «Friisberg & Partners International» Ольга Надточаева. – Мы специализируемся на работе по технологии ExecutiveSearchи подборе руководителей высшего и среднего звена, поэтому постоянно имеем дело с запросами как на хедхантинг, так и на эксклюзивный поиск».

    И если четкую границу между хедхантингом и ExecutiveSearchвидят в основном профессионалы, то отличить эти два направления от стандартных функций рекрутера не сложно – это поиск лучших на рынке, а не тех, кто сам находится в активном поиске.

    Кто под прицелом?

    Кого же в Беларуси ищут хедхантеры? Как правило, это эксклюзивные специалисты или маститые профессионалы в своей области, 80% из которых не находятся в активном поиске работы. Это может быть главный бухгалтер со знанием ВЭД, стандартов МСФО и владением английским языком. Или  заместитель директора по производству в пищевой промышленности с опытом использования современных инструментов управления (1C, CRM, ERP, MS Project) и знанием методик бережливого производства.

    «Основные сложности, с которыми сталкиваются хедхантеры, –  найти необходимого кандидата, придумать «легенду», чтобы «выйти» на него и определить, чем его можно заинтересовать и мотивировать, – отмечает Светлана Шапорова, директор HeadHunterБеларусь, проект RABOTA.TUT.BY, – Наиболее сложным является вариант, когда заказчик называет конкретного человека, которого желает привлечь в свою компанию. Хедхантеру необходимо «выйти» на нужного человека и определить, какая мотивация будет для него наиболее эффективной. К такой встрече «охотник за головами» готовится тщательнейшим образом: изучает биографию кандидата, послужной список и ожидания от работы, ведь права на ошибку у него нет».

    Хедхантеров не зря еще называют «агентами 007»: в этой работе ценится умение применять нестандартные методы, добывать необходимую информацию, а также коммуникабельность, дипломатичность и даже азартность. Кроме этого, для ExecutiveSearch необходимо глубокое знание и понимание бизнеса. Например, при поиске кандидата для компании-производителя химической продукции хедхантер может даже изучать технологию производства, чтобы говорить с кандидатом на одном языке и определить, соответствует ли он запросу.

    «Если судить по нашему опыту, то на переговоры обычно соглашаются практически все выявленные кандидаты, – отмечает Ольга Надточаева. – Далее примерно 30% отсеивается, потому что работодатель ничего не может им предложить. На следующем этапе еще 40% исключаются из списка, потому что они не подходят компании. Оставшиеся 30% выходят на финишную прямую, и с ними уже ведутся финальные переговоры».

    Даже опытные хедхантеры перед началом работы не могут точно сказать, найдется ли специалист, соответствующий заявленным критериям. Можно найти лучшего на рынке, но это еще не значит, что он подойдет компании-заказчику. С другой стороны, если рынок не предложил кандидата – это тоже результат. Работодатель может сделать вывод о том,  что ему, вероятно, стоит изменить свою стратегию либо пересмотреть функционал открытой вакансии.

    Хедхантинг по-белорусски

    Согласно недавнему исследованию, около 49% оборота услуг в крупнейших российских рекрутинговых компаниях приходится на подбор простых специалистов. Около 20% занимает услуга по поиску руководителей среднего звена и ключевых специалистов. И только 17% оборота – это ExecutiveSearch, причем в этом объеме около 10% – непосредственно хедхантинг.

    По мнению экспертов «Дела», эти же цифры характерны и для Беларуси, но ввиду совершенно других размеров рынка труда, спрос на хедхантинг в нашей стране далек от таких масштабов, как в странах ЕС или в России. Есть для этого и другие причины.

    Во-первых, потребительское отношение к услуге. По словам экспертов, проблема в том, что заказчик не всегда понимает разницу между обычным  рекрутингом и эксклюзивным поиском. «Клиент ожидает или требует, чтобы в самые краткие сроки («неделя – не больше», а чаще «уже вчера») ему предоставили как минимум 5 топов, специалистов в своей области, сильно мотивированных рассматривать вакансию, – отмечает Ольга Надточаева.– И работодателю останется только устроить кастинг и выбрать достойного, который к тому же немедленно выйдет на новую работу. Так не бывает. Любой прямой поиск, а тем более эксклюзивный, требует основательной подготовки и времени. Даже для того, чтобы просто встретиться за чашкой кофе с топовым специалистом, может понадобиться немало времени по причине его занятости».

    Часто хедхантеры сталкиваются с тем, что компания заказывает ExecutiveSearch, но при этом не настроена быть гибкой в отношении  предлагаемых условий. И в этом ошибка: когда нужен редкий специалист, который пока не собирается менять работу, необходимы веские доводы, чтобы он согласился на перемены. И мотивация в таком случае должна быть мощной – интересные задачи, карьерный рост и материальное вознаграждение. Если же компания никаким из этих козырей воспользоваться не может, то такой поиск не стоило и затевать. Тем более, учитывая нынешнее состояние рынка труда, когда остро чувствуется дефицит высококвалифицированных кадров. Впрочем, как говорит один известный российский бизнес-тренер: не бывает плохих рынков – бывает сильная конкуренция, в которой надо выигрывать.

    Втораяпричина не такого масштабного спроса на хедхантинг в Беларуси – это «неполноценное» предложение. Многие рекрутинговые агентства говорят о том, что оказывают услугу ExecutiveSearch, но не у всех есть квалифицированные ресурсы. Кроме того, если следовать  международным стандартам,  то одни и те же специалисты не могут сегодня заниматься рутинным подбором, а завтра – эксклюзивным поиском. Это абсолютно разные услуги, которые требуют использования разных технологий. В одном случае задача – отсеять лишних, в другом – найти и привлечь лучших.

    Есть отличия и в «портрете» белорусского и западного рекрутера. На отечественном рынке в основном это молодые люди, часто с гуманитарным образованием, которые верхом своей карьеры видят кресло директора по персоналу.  Специалисты ExecutiveSearchв европейской практике – зрелые, состоятельные и презентабельные люди, которые либо построили карьеру, занимаясь подбором персонала, либо первоначально были директорами по персоналу в крупных и уважаемых компаниях, и только потом стали бизнес-консультантами. Вероятнее всего, у них будет своя специализация, например, банковская сфера или даже конкретнее – подбор исключительно председателей правления банков.

    В общемировом тренде

    Несмотря на различия белорусской и западной «охоты», мировые тенденции в сфере рекрутинга нашу страну стороной не обходят.

    Так, в международной ассоциации AESC (Association of Executive Search Consultants) подсчитали, что количество заказов, полученных международными компаниями, работающими в области Executive Search за прошедший год сократилось на 11,2%. А вот суммарная выручка компаний, работающих в отрасли, за год выросла на 11,7%.
    Подобных данных по белорусскому рынку нет, однако отечественные специалисты отмечают, что эти тренды характерны и для нашей страны. «Основная причина снижения числа заказов, полученных хедхантерами – постоянно возрастающий уровень проникновения Интернета, в том числе и в регионы. Профессионалы стали более публичными, информация о них –  более доступной, – говорит Светлана Шапорова. – Сегодня уже не составляет труда получить сведенияо хедлайнерах и спикерах, выступающих на отраслевых конференциях, форумах и фестивалях. Кроме того, РАБОТА.TUT.BYпредоставляет доступ к базе резюме кандидатов. В соответсвии с этим  первый этап подбора редких специалистов упростился.Хедхантерам же остались только наиболее сложные случаи, которые требуют особого мастерствава и профессионализма. В связи с эти процесс хедхантинга постоянно развивается и усложняется, применяются новые методы и подходы. А цены на услуги «охотников за головами»соответсвенно  растут».

    Традиционно услуги хедхантеров стоят дорого, однако «цена» таких специалистов в Беларуси приблизительно в 3-6 раз ниже, чем в странах ЕС или в России. Во-первых, белорусские топовые специалисты зарабатывают не столько, как западные коллеги, а «гонорар» хедхантера напрямую зависит от дохода того, кого ищет заказчик. Например, на российском рынке квалифицированных юристов большинство работодателей – юридических фирм – знают практически всех потенциальных кандидатов. Но даже в этом случае заказчики готовы платить хедхантеру 25-30% годового дохода кандидата. Во-вторых, наши отечественные компании не имеют рекрутинговых бюджетов.

    Тем не менее, рост оплаты услуг хедхантеров заметен и в Беларуси, объясняется он просто: растут доходы кандидатов. С другой стороны, повышение стоимости услуги подогревает еще один общемировой тренд, который в последние год-два стал болевой точкой белорусского рынка труда, – это снижение профессиональных качеств кандидатов. Вне всякого сомнения, это повышает востребованность и ценность хедхантинга.  

    Резюмируя

    Сейчас бизнес-среда в Беларуси развивается активнее, чем 5-7 лет назад, – и это усиливает конкуренцию на совершенно различных рынках, а потому растет спрос на ключевых менеджеров. С другой стороны, очевиден дефицит квалифицированных специалистов. По оценкам экспертов, на активный рынок сейчас выходят кандидаты либо с не очень высокими компетенциями, либо те, которые часто меняют работу, – в шутку их называют «попрыгунчиками». И те, и другие рынку не очень интересны. Поэтому все больше в основу привлечения персонала кладется прямой поиск. И хедхантинг – это одна из технологий такого поиска.

    Все это делает хедхантинг более востребованным и ценным. И если количество запросов на данную услугу не растет в геометрической прогрессии, то ее стоимость – возрастает. Вероятно, этот тренд сохранится. Все-таки постепенно в нашей стране формируется правильное понимание хедхантинга.

     

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by