DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 5 Июн 2012 0:00

    Скованные одной цепью

     

    Если управленческие проблемы организации становятся заметны невооруженным глазом – значит, болезнь запущена и нуждается в хирургическом лечении.

    Савелий Штоль, специально для «Дела»

    Независимо от масштаба бизнеса, его основу составляют в сущности одни и те же процессы. Одним из важнейших является организация взаимодействия всех звеньев компании – создание своего рода «ДНК бизнеса». От того, насколько плодотворно и четко все звенья компании координируют свою работу, зависит ее эффективность и успешная работа на рынке. Но иногда эта цепочка рвется. Почему это происходит, как обнаружить признаки этой «болезни» и каким образом можно восстановить поврежденную ДНК вашего бизнеса?

    Опасные симптомы

    В деловом мире не принято сентиментальничать и поддаваться эмоциям, но когда на стол руководителя ложится заявление об увольнении очередного ценного сотрудника, впору забеспокоиться. В нынешних непростых экономических условиях легко поддаться соблазну и списать кадровые проблемы на кризис. Вот только проблемы это не решит. Наоборот, по мнению бизнес-консультантов, она лишь усугубится, особенно, если причина – в неэффективности менеджмента и его неумении реагировать на ситуацию.

    Как же поставить точный диагноз? Специалисты советуют начать с определения признаков «болезни». Перефразируя классика, можно сказать, что все счастливые компании счастливы одинаково, а все несчастные – по-разному. Тем не менее, деструктивные процессы в бизнесе имеют свои характерные проявления, которые можно обнаружить. И чем раньше вы это сделаете и начнете лечение, тем больше шансов на то, что вам удастся преодолеть сложный период с минимальными потерями.

    «Расстроенность» управленческого аппарата довольно быстро сказывается на действиях исполнителей. Так что, ее результаты становятся видны даже невооруженным взглядом. Подобно лебедю, раку и щуке, один сотрудник – стремится взлететь выше, другой – пятится назад, третий – проявляет ненужную инициативу. В делах начинается неразбериха: менеджеры спорят о том, за какой именно участок работы они ответственны, приказы – не исполняются, сроки – срываются, а если директор отправляется в отпуск, то в компании наступает летаргический сон, или наоборот – аврал.

    Это и есть признаки «болезни». Ведь правильно отлаженный механизм должен работать без сбоев, как под руководством «шефа», так и в его отсутствие! Что делать в этой ситуации? Как говорят консультанты, прежде всего, наладить коммуникационную составляющую. Она обеспечит четкость работы структуры, быстрое прохождение информации и скорость выполнения заданий. Необходимо прописать производственный цикл компании и ее организационную структуру, наладить управление, основанное на контроле показателей эффективности, например, роста доходов, увеличения количества клиентов или расширения рынков сбыта.

    Однако «разрыв» между руководящим и исполняющим звеном может быть связан и с недостатком квалифицированных кадров. Зачастую этот фактор играет ключевую роль в развитии кризиса в компании. Наверняка вопрос – где взять толковых помощников, хотя бы раз в жизни задавал себе каждый руководитель. Тех, кто будет нести ответственность за результат и организует свои команды, где каждый будет заниматься своим делом. Задача объединения хороших менеджеров, работающих на разных «фронтах», в одну упряжку – очень сложная, но сделать это необходимо. Поскольку это – самая действенная антикризисная мера.

    Еще один сигнал о том, что компания переживает кризис – финансовые проблемы: дефицит оборотных средств, ресурсов на закупку сырья и комплектующих, а также на оплату труда персонала. Это становится заметным, если компания начинает периодически сокращать статьи расходов, урезать премии и доплаты, отменять корпоративы, забывать о социальной помощи сотрудникам, и, наконец, – выплачивать зарплату с опозданием.

    Как говорят эксперты «Дела», в этом случае главный антикризисный принцип состоит в том, что компания должна сама выступать источником прибыли, какие бы внешние раздражители ее не беспокоили. А самое правильное управленческое решение – выстроить реалистичную систему финансового планирования, которая будет обеспечивать платежеспособность компании в любой ситуации.

    Подводные камни

    Все вышеперечисленное – это, так сказать, видимая часть айсберга, признаки кризиса. В их основе лежат проблемы, которые и вызывают разрушение вашей корпоративной ДНК. Часть из них – явные, которые грамотный руководитель в состоянии выявить самостоятельно, а часть – скрытые, которые порой незаметны, или пока не доставляют особого дискомфорта, но, тем не менее, таят в себе самую большую опасность. Потому что именно с них часто все и начинается.

    К ним можно отнести, например, постепенные изменения в потребительских предпочтениях и стиле жизни вашей целевой аудитории. Если вы ориентировались на сегмент потребителей, чувствительных к цене, то по мере роста уровня доходов населения вы можете потерять часть клиентов. Последние исследования, проведенные аналитиками Центра управленческих решений SARMONT, свидетельствуют, что все большее количество людей ставят ценовой фактор далеко не на первое место. В зависимости от категории товара, начинают превалировать другие ценности продукта, например, для продуктов питания – натуральность, вкусовые качества, отсутствие консервантов, или оригинальность дизайна, индивидуальный подход к проектированию – для мебели. То есть, сегодня покупатель хочет приобрести не просто диван, он хочет купить ощущение комфорта возле телевизора. Поэтому компании, которые во главу угла ставят цену и пытаются произвести дешевый продукт, в близкой перспективе столкнутся со значительным оттоком клиентов. А это – падение доходов компании и источник будущих «внутренних» проблем. Потому нужно держать руку на пульсе и постоянно мониторить рынок и потребителей, чтобы понимать, что нужно Вашему клиентусегодня, и за что он будет готов платить завтра.

    Еще один скрытый источник возможных проблем – снижение эффективности работы сотрудников (опоздания на работу, увеличение количества времени, проведенного ими в курилках, разногласия в коллективе, невыполнение задач, поставленных руководителем и др.). Бизнес-консультанты советуют: если вы заметили, что ваши сотрудники стали чаще, чем обычно, курить или разговаривать на нерабочие темы, обратите на это пристальное внимание. Это может значить, что:

    1. у них достаточно свободный график работы, и есть возможность сделать ее более эффективной и продуктивной, поставив перед ними дополнительные задачи либо делегировав им решение каких-то новых вопросов;
    2. в коллективе назревают проблемы, т.к. в курилках зачастую обсуждают ошибки руководителя, личные обиды и т.п., что впоследствии приводит к «бунту на корабле».

    Побеседуйте со своими сотрудниками те-а-тет и постарайтесь узнать – есть ли у них какие-то нерешенные вопросы, которые мешают им эффективно работать. Поверьте, вы сможете услышать много интересной информации. Главное – своевременно принять грамотные управленческие решения.

    Снежный ком

    К явным проблемам можно отнести падение продаж, текучесть кадров, отток клиентов, снижение качества производимого продукта/услуги, сокращение рыночной доли предприятия и др. Их появление свидетельствует о том, что болезнь уже запущена и носит системный характер. И если своевременно не найти ее первопричину и не начать лечение, компания может столкнуться с необратимыми последствиями – эффектом маховика, когда проблемы начнут нарастать, как снежный ком.

    Задача руководителя в данном случае – экстренно провести диагностику бизнес-процессов, выявить проблемные зоны, определить первопричину и разработать план по выходу компании из кризиса. Как правило, в таких ситуациях требуется помощь сторонних независимых консультантов. Если проблемы достаточно глубоки и серьезны, потребуется свежий «незамыленный» взгляд со стороны, чтобы системно подойти к решению вопроса. А оно может оказаться самым неожиданным: например, первопричиной может оказаться… очень узкая специализация компании. Порой выявить источник болезни и наметить пути лечения может только профильный специалист. Именно поэтому многие компании обращаются в консалтинговые структуры, в штате которых есть специалисты самых различных профилей (маркетологи, экономисты, финансисты, логисты и др.).

    Простой пример: компания столкнулась с проблемой оттока клиентов. Ее причинами могут быть совершенно разные факторы: некомпетентность торгового персонала, действия конкурентов, которые сделали более интересное ценовое предложение, появление на рынке товара-заменителя. А, может быть, изменились структура потребительского спроса или законодательство? Или вы работаете не с тем клиентом? В этих случаях консультанты начинают с проверки… социальных сетей, чтобы выяснить – не получила ли ваша компания негативных отзывов в Интернете? Затем мониторятся ваши издержки, что позволяет установить: насколько конкурентоспособную цену вы можете предложить? Оцениваются ваши контрагенты: верны ли они вам или работают в пользу конкурентов, продвигая в первую очередь их товар?

    Вариантов выхода из кризиса может быть много. Но принцип один – чтобы решить проблему, надо идентифицировать ее источник. Порой только профессиональные консультанты могут помочь руководителю провести более глубокую и детальную диагностику проблемных зон, используя современные методы анализа и наиболее рациональные и эффективные в данной ситуации инструменты, чтобы не навредить компании. Например, в случае с оттоком клиентов не надо запускать масштабные рекламные кампании с огромными бюджетами, если причина проблемы в том, что ваш менеджер по продажам просто не умеет здороваться и расположить к себе клиента.

     

    Дмитрий Гмыза, директор Международного социально-экономического фонда «Идея»

    Мне кажется, мы слишком часто стали говорить об оптимизации бизнес-процессов. Почти все собственники и топ-менеджеры когда-то обучались искусству описывать, регламентировать и улучшать. Я также в свое время «подсел» на эти новомодные штучки. Но во всей этой круговерти мы забываем о специалисте, рассматривая его просто как еще один ресурс. Появилось множество консультантов и консалтинговых компаний, готовых решить проблему оптимизации бизнес-процессов. Но много ли мы знаем успешных внедрений процессного подхода на предприятиях Беларуси? Я более чем уверен: на сегодня теория процессного подхода – всего лишь новомодный тренд. На мой взгляд, собственникам и топ-менеджерам необходимо осторожно подходить к так называемой оптимизации и регламентации и минимально отдавать этот процесс на откуп консультантам со стороны. Лучше уделить максимальное внимание развитию существующих бизнес-процессов, делегируя соответствующие полномочия своим сотрудникам. Дайте им возможность участвовать в процессе оптимизации бизнеса, ведь ни один консультант не сделает это лучше их самих!  

     

    Дарья Попова, директор Центра управленческих решений SARMONT, член Правления ОО Гильдия маркетологов, член Координационного Совета делового сотрудничества Беларусь-Литва

    Только комплексный, системный и профессиональный подход может помочь предприятию сохранить свои позиции и вывести из кризиса на новый уровень развития. Примеров можно приводить очень много. Наверняка у каждого руководителя есть свой собственный опыт и рецепт борьбы с проблемами, которые в той или иной степени захватывают любую компанию. Главное – своевременно отслеживать и определять, неявные, скрытые факторы возможного риска, чтобы они не переродились в системные ошибки, решение которых требует намного более значительных временных, финансовых, умственных затрат и большого терпения.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by