Delo.by,

    Комментарии 21 Апр 2014 14:05

    Мотивируем сотрудников без премий и бонусов

    С ускорением развития технологий и обострением конкурентной борьбы, кризисы на отдельных предприятиях становятся практически нормой жизни. Но вместе с тем появляются и новые стратегии выхода из сложных ситуаций.

    Татьяна Пархоменко, delo.by

    Кризисы всегда осложняют жизнь предприятия. Но в трудные времена люди мобилизуют все свои силы, а их мозг работает активнее, что позволяет найти новые возможности для маневра. Опыт многих преуспевающих компаний показывает, что кризис - это не только трудности, но и новый шанс, который нужно использовать. В том числе и для укрепления коллектива.

    Несколько рекомендаций, которые помогут вам мотивировать сотрудников и поддержать их корпоративный дух, когда вы не можете поощрить их материально:

    1.     Взгляните на ситуацию с позиции сотрудников

    Вместе с сотрудниками разработайте новые варианты возможных решений для своего предприятия. Обсудите в личных беседах, какие возможности может открыть кризис для каждого из вас.

    Совет:рассказывайте людям даже о самых мелких успехах компании. Сфокусируйте их внимание на том, что дает хорошие результаты в данный момент. Двигайтесь вперед, к новым разработкам, под девизом: «Мы будем продолжать, но в этот раз сделаем по-другому». Такая установка усилит заинтересованность людей и будет стимулом не опускать руки. Кроме того, новые перспективы снижают страх потерять работу.

    2.     Всегда будьте готовы выслушать все предложения, которые поступают от подчиненных

    Не поддавайтесь искушению сразу блокировать все идеи, которые вам предлагают преданные компании сотрудники. Даже если условия кризиса требуют временно ужесточить стиль руководства, креативные идеи членов команды по-прежнему остаются важным ресурсом, который можно и нужно использовать.

    Совет: именно в трудные для компании моменты сотрудники должны свободно высказывать свои аргументы и мысли, и обсуждать их с руководством. Дав им право участвовать в принятии решений, вы укрепите их самооценку и повысите мотивацию. Если у них  будет реальная возможность влиять на ситуацию, они не будут чувствовать себя бессильными.

    3.     Добейтесь эмоциональной стабильности в коллективе. Призовите вашу команду к сознательно ответственному отношению

    Скажите людям четко и ясно, что вы на них рассчитываете. Попросите у них понимания и поддержки. Скажите примерно следующее: «Мы все находимся в одной лодке и только вместе можем справиться с трудностями». Если вам удастся дать каждому сотруднику ощущение, что он важен для общего успеха компании, что его помощь будет востребована, вы добьетесь сплоченности, доверия и надежности в команде. А это лучшая основа для преодоления кризиса.

    Совет: определите ваших сотрудников по их квалификациям и типам: разберитесь, кто из них рабочая пчелка, кто стратег, кто обладает интуицией, кто провидец, а кто поддерживает боевой дух команды.  В нужный момент воспользуйтесь всеми выявленными возможностями каждого и мобилизуйте всех на совершение прорыва.

    4.     В периоды кризисов особое значение приобретает уважительное отношение друг к другу и эффективное взаимодействие

    Из-за страха потерять место, в коллективе может возникнуть нездоровая конкурентная борьба. В таких условиях люди не редко пытаются «давить» друг друга. Вы не должны этого терпеть. Взаимное уважение коллег при работе над общими проектами – один из основных факторов мотивации. Пресекайте грубость и высокомерие между сотрудниками. Вмешивайтесь, когда слышите уничижительный тон в общении.

    Совет: будьте хорошим примером. Воспринимайте людей серьезно и проявляйте искренний интерес к их мнению. Признавайте достижения ваших сотрудников, давайте им возможность брать ответственность на себя и самостоятельно решать серьезные задачи. Если критикуете, то делайте это аргументировано и конструктивно. Даже в эти трудные времена показывайте своё уважение к успехам сотрудников, принимайте во внимание их предпочтения и антипатии, проявляйте понимание к их слабостям. Внимание! Не обольщайтесь, думая, что вы можете симулировать интерес и уважение. Вас быстро разоблачат, и это приведет к внутренней замкнутости ваших подчиненных.

    5.     Не бойтесь возлагать ответственность на сотрудников

    Не впадайте в заблуждение, считая, что если вы всё будете делать сами, вы избежите риска ошибиться. Наоборот, сейчас самое время освободить себя от балласта лишних обязанностей. Покажите свое доверие сотрудникам: разрешите им принимать решения и нести за них ответственность. Не контролируйте каждый их шаг и не требуйте, чтобы они оговаривали с вами каждую мелочь. Ваше дело - наметить в общих чертах ключевые направления, распределить полномочия и совместно определить цели для каждой из поставленных задач.

    Совет: ваши сотрудники будут находиться в лучшей профессиональной форме, если у них есть возможность доказать, на что они способны. Они постараются оправдать ваше доверие и будут с азартом сражаться за общий успех компании. Кроме того, делегируя полномочия, вы снимите с себя часть работ, которых у неопытного руководителя бывает слишком много.

    6.     Последовательно избавляйтесь от эгоизма в коллективе

    В условиях неопределенности и страха перед будущим в некоторых людях развивается антисоциальное поведение, которое может граничить с моббингом -  когда один из сотрудников или группа из нескольких человек начинает при любой возможности устраивать травлю другого или нескольких других членов коллектива. Такое поведение полностью разрушает командный дух. Искореняйте эти отношения в зародыше. Иначе вы рано или поздно потеряете не только свою команду, но и возможность найти выход из кризиса.

    Совет: тех, кто пытается оказывать давление и издеваться над другими, одергивайте тут же. Для этого может идти в ход официальное предупреждение, смещение с должности и даже преждевременное увольнение. Также полезно критически взглянуть на собственный стиль руководства. Может быть, вы сами неосознанно способствовали тому, что в коллективе сложились нездоровые отношения? Подумайте, позаботились ли вы, как руководитель, о четком распределении рабочих обязанностей и зон ответственности среди ваших подчиненных?

                  7. Несмотря на кризис, обеспечьте вашим сотрудникам возможности профессионального развития и роста

    Поддерживайте стремление ваших сотрудников получать дополнительное образование. Попросите каждого из членов команды рассказать о своих профессиональные планах, и о том, как они видят свое будущее с точки зрения карьеры. Ни для кого не секрет, что во времена кризисов руководители стараются сократить штат. Но помните и о том, что когда дела снова пойдут в гору, вам больше, чем когда либо, понадобятся толковые мотивированные люди.

    Совет: Вас добьетесь большего уважения как руководитель, если даже в трудные времена не будете ставить сотрудникам палки в колеса, но позволите им постоянно совершенствовать навыки и расширять компетенции. В этом случае ваши подчиненные будут видеть в вас справедливого лидера, и их преданность коллективу будет со временем только возрастать.

                   8. Мотивируйте индивидуально

    Для каждого из ваших сотрудников мотивирующие факторы могут быть различными. И, конечно же, вы должны их знать. Например, для семейного человека, который долго добирается на работу, возможность один-два раза в неделю работать из дома может быть важнее, чем деньги. А мама малолетнего ребенка будет рада помощи в поиске хорошего детского сада или оплате няни. Кого-то другого вы можете мотивировать предоставлением гибкого рабочего графика.

    Совет: как мотивировать каждого из своих сотрудников, вы поймете, только поговорив с ними лично. Лучше всего сделать это в неформальных ситуациях, когда вы общаетесь в непринужденной обстановке. Например, в столовой во время обеда, в коллективной загородной поездке или на корпоративном торжестве. Ваши старания окупятся повышенной производительностью и эффективностью работы всей команды.

    По материалам немецкого консультативного сайта для предпринимателей Komma-net.de

     
     
     
     
     
     

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by