Delo.by,

    Комментарии 2 Июн 2014 16:38

    Критика на рабочем месте. Как высказывать и воспринимать претензии правильно?

    В вас опять закипает раздражение из-за безответственности напарника, которому нельзя ничего доверить? Или, может быть, один из сотрудников при всех излил на вас свой гнев, намекнув на ваше несоответствие должности? Если вам приходилось оказаться в одной из подобных ситуаций, или даже в обеих, вы наверняка знаете, как непросто достойно отреагировать на них. Однако этому можно научиться.

    Итак, в какой форме можно и нужно высказывать и принимать критику на рабочем месте?

    Цель и смысл критики

    Для начала разберемся, что действительно является критикой, а что к ней не относится.

    Если вы хотите высказать конструктивную, т.е. обоснованную и полезную критику, вам, как личности, придется «уйти в тень». Вместо себя на первый план нужно выдвинуть суть дела. Речь должна идти не о вашем личном раздражении или демонстрации вашего превосходства, но о том, чтобы помочь коллеге исправить недочеты в работе и в итоге улучшить ваше профессиональное взаимодействие.

    Этот же принцип вам нужно держать в уме и в тех случаях, когда вы оказываетесь объектом критики. Тогда вы сможете понять, критикуют ли вас по существу или это личные нападки. И если окажется, что цели оппонента сомнительны, вы имеете все основания не принимать такую псевдо-критику.

    Высказывайте критику правильно

    При длительной работе в команде вам вряд ли удается полностью избежать трений и недовольства друг другом. Но лучше отвечать на такие обиды или обвинения доброжелательно, видя в них возможность оптимизировать процессы. Тогда вы сами не заметите, как первоначальное раздражение постепенно уйдет.

    Говорить о слабых местах и обсуждать варианты решения проблем необходимо, чтобы рабочие отношения оставались гармоничными и эффективными. Вопрос в том – как о них говорить?

    Критиковать тактично и достигать нужного результата вам помогут следующие подсказки:

    1.     Основной принцип - говорите по существу и старайтесь сохранять объективность. Кроме того, если уж вы критикуете, не нужно валить все в одну кучу. Не стоит высказывать разом все претензии, которые накопились у вас за долгие годы. Лучше сосредоточьтесь на том, что мешает прямо сейчас. Если претензий много – дозируйте их.

    2.     Обычно после выслушанной критики человек переживает широкую палитру эмоций. Сомнения и неуверенность в себе – самые частые из них. И вы должны учесть этот факт и проявить понимание. Постарайтесь высказывать претензии с глазу на глаз. Или, как минимум, без лишних свидетелей.

    3.     «Королевский» метод высказать критику – пошаговый. Сначала попробуйте дать деликатный совет или сделать тонкое замечание. Вполне возможно, что такой намек будет понят и дальнейшие шаги просто не понадобятся. Если же все-таки ваше сдержанное благородство не принесет ожидаемых результатов, придется действовать открыто. В этом случае будьте тверды и выражайтесь максимально точно. Однако помните, что любые обобщения, выраженные такими словами как «всегда» и «никогда» будут в этой ситуации абсолютно не к месту!

    4.     Кроме того, всегда оставляйте своему оппоненту шанс оправдать себя. Ведь, в конце концов, ваша цель – достигнуть взаимопонимания и совместно найти решение, чтобы продолжать работать вместе. Если через какое-то время ваш коллега смог принять вашу критику и исправил свои недостатки, вам следует отреагировать на это, например, похвалой или благодарностью.

    Не менее важно уметь принимать критику

    1.     Вы тоже можете попасть под «обстрел» критики. В этом случае проверьте, действительно ли она конструктивная или все же скорее речь о личных претензиях. Если вы пришли к выводу, что претензии действительно обоснованные и вам предлагают что-то дельное, сохраняйте спокойствие. Постарайтесь прислушаться, и попросите привести конкретные примеры, чтобы вам было легче поставить себя на место оппонента.

    2.     Если вы слышите неожиданные претензии от коллеги, вам может понадобиться какое-то время, чтобы осмыслить и проанализировать ситуацию. Это нормально! Поверьте, это будет воспринято оппонентом не так плохо, как может показаться на первый взгляд. Возьмите паузу – столько времени, сколько вам нужно, чтобы собраться с мыслями и найти конкретный и аргументированный ответ. При этом не важно, произнесете ли вы длинную оправдательную речь или просто принесете извинения.

    3.     Если вы не очень уверены в себе, и слишком боитесь критики в целом, попробуйте специально проверить себя в подобной ситуации. Например, попросите кого-то высказать свое критическое мнение о вас. Преимущество такого метода в том, что вы сможете внутренне подготовиться, и в случае необходимости  вам будет легче реагировать на обвинения.

    И в заключении: не забывайте, что человеку свойственно ошибаться. Поэтому не стоит слишком стесняться своих промахов, если они происходят не часто. Пора уже вырасти из юношеского перфекционизма!

    По материалу немецкого консультативного сайта для предпринимателей Experto.de

    Перевод и адаптация – Т. Пархоменко, delo.by

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by