DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 1 Сен 2013 0:00

    Корпоратив «на колесах»

    С развитием корпоративной культуры растет и популярность туризма в деловой сфере. Важной статьей расходов многих компаний стали совместные поездки с целью сплочения коллектива.

    Елена Булдык, «Дело»

    Руководители компаний и HR-службы заинтересованы в том, чтобы корпоративные мероприятия эффективно достигали своих целей: улучшали отношения внутри коллектива, повышали производительность труда и просто оставляли приятные воспоминания. Выездной корпоративный туризм занял достойное место среди способов поощрения  сотрудников. Конечно, для белорусов это сливки, которые еще не распробованы, но наиболее востребованные event-агентства, равняясь на московских коллег, уже активно включают в свои коммерческие предложения графу «корпоративные туры». Именно поэтому возник интерес к нюансам корпоративного туризма и необходимость выделения его в отдельный вид туризма. Корпоративный туризм - достаточно широкое понятие, включающее в себя как стимулирующие поощрительные поездки коллектива фирмы на отдых, так и поездки, организуемые компаниями для посещения различных деловых мероприятий. Деловой же туризм – это поездки, совершаемые из профессионального коммерческого интереса: посещение семинаров, выставок, конференций (30 %), командировки (60%) и, собственно, сами корпоративные мероприятия (10 %). Кстати говоря, за последние годы рынок делового туризма вырос примерно на 30% в год. И, согласно экспертным оценкам, в настоящее время во всем мире совершается 610 млн. деловых поездок в год на сумму от $ 430 млрд. до $600 млрд.

    Муки выбора

    Однако развитие корпоративного туризма в Беларуси сталкивается с трудностями – причем, по оценкам руководителей крупных компаний, проблемы эти не столько в финансовой составляющей, сколько в организаторской. Взвалить на свои плечи ответственность за пребывание в чужой стране большого количества сотрудников часто не готов даже самый современный руководитель. Государственные предприятия и вовсе нацелены на то, чтобы деньги оставались внутри страны, поэтому организовывают за умеренную плату корпоративные поездки в белорусские санатории.

    - В абсолютном большинстве случаев у нас в стране корпоративами пытаются разрешить проблемы, которые должны решаться грамотным управлением, - делится опытом эксперт «Дела» Сергей Колесников, топ-менеджер и консультант в области организационного развития и управления персоналом. - Если между подразделениями существует диссонанс в распределении функций, бизнес-процессы не отлажены и возникают постоянные конфликты, то попытка решить проблемы корпоративом - сущая глупость. А заграничный корпоратив - очень дорогая глупость. Куда уместнее нанять профессионалов, которые смогут убедить собственника все-таки инвестировать финансовые ресурсы и время не в развлечения, а во внутреннюю структуризацию бизнеса. Конечно, разрядка и командообразование сотрудникам просто необходимы, но без излишнего пафоса, с небольшими бюджетами и трудозатратами. Хорош и вариант, когда именно сотрудники, а не крутые event-компании занимаются всем процессом организации. Ведь совместная подготовка к мероприятию - это также элемент командообразования.

     

    А вот другое мнение директора столичного агентства Eventum Globo,специализирующегося на организации корпоративов. Андрей Рудь видит основную проблему организации выездного корпоративного отдыха в нехватке квалифицированных кадров. «В Беларуси существует значительный разрыв между корпоративным и частным туризмом. Так, например, ведущие корпоративные агентства обычно не берут на работу сотрудников из сферы рекреационного туризма, потому что организация корпоративного тура предполагает совершенно иной уровень сервиса».

    В настоящее время ни один белорусский туроператор, в отличие от европейских или японских, не разрабатывает  исключительно корпоративное направление. Продвигать деловой туризм как отдельный вид туристических услуг у нас пока невыгодно. Причина – в недостаточной популяризации подобного вида туризма среди компаний. Разумеется, немногие белорусские предприятия могут позволить себе дорогостоящие корпоративные туры. По данным маркетинговых исследований, расходы  совершающего   деловую   поездку бизнесмена в среднем в три раза превышают затраты туриста, и поэтому гораздо чаще организуются разовые деловые поездки в страны, где работают партнеры компании.

     

    Подобными сложными мероприятиями в крупных компаниях (а остальным подобные виды отдыха сотрудников чаще всего недоступны) занимается HR-отдел. Но HR-менеджеры только зарождаются как штатные единицы, не везде они есть и вопрос, кто должен взять на себя ответственность за подготовку подобного корпоратива часто повисает в воздухе.  «Не уверен, что в принципе эти функции принадлежат HR-специалисту, - считает Сергей Колесников. - Они в большой степени пересекаются с функциями  PR-менеджера компании. И на практике более качественно эту работу делают именно пиарщики».

    Многие компании считают наиболее практичным вариантом обращение в event-агентства, полагая, что лучше один раз заплатить профессионалу, чем впоследствии разориться на своих же ошибках.   «Действительно, опытному event-организатору доступны многие тонкости и национальные особенности страны, которую вы выбрали в качестве проведения своего корпоратива, - продолжает Андрей Рудь, -  он же поможет выбрать страну пребывания. Чем большее количество людей отправляется в поездку, тем сложнее будет сделать визы, поэтому для крупных корпоративов лучше выбрать безвизовую странуНаиболее популярные страны для белорусов в плане корпоративного отдыха – это Турция, Египет, Россия, Украина, Польша, Литва, Латвия, Чехия. Беларусь – одна из топовых стран для проведения корпоративов москвичей и питерцев».

     

    Сегодня крупные белорусские предприятия для организации корпоративного обслуживания привлекают и туристические агентства, которые, исходя из пожеланий, возможностей и внутрикорпоративных правил компании, связанных с заказом туристических услуг, предоставляют оптимальный пакет услуг, необходимые рекомендации, а также возможность детально планировать и полностью контролировать бюджет и программу командировок сотрудников.

    - Очевидно, что без кропотливой работы с клиентом, понимания специфики его деятельности и деловых целей поездки не обойтись, - отмечает учредитель туристической компании "Топ-Тур" Иван Чура. -Ведь корпоративное  обслуживание – это не только визы, билеты, гостиница. Это еще и высококлассная организация перелета (с учетом наиболее комфортных стыковок и выгодных билетов), трансфер, организация мероприятий на месте, полное сопровождение корпоративных клиентов в стране пребывания. Специалисты туристического агентства заранее решают вопросы аккредитации на выставку, покупки входных билетов, оплаты услуг гидов, переводчиков, дополнительных переездов или аренды автомобиля и многое другое. Клиентам предлагаются специальные тарифы на перелеты, организация VIP-обслуживания в аэропортах, проведение квестов * и тимбилдингов **.

     

    Среди явных преимуществ организации корпоративного тура с помощью специалистов, эксперты называют возможность получить многообразие предложений. Например,турфирма, владеющая собственным авиаагентством, предоставит клиенту несколько различных вариантов билетов, в том числе и авиакомпаний, представительств которых нет в Минске, а значит, предоставит ему широкий ценовой выбор. Это же касается и предварительного бронирования отелей, авто, организации трансфера. Популярная интернет-услуга Booking.com не заменит работу агентов туристических компаний и event-агентств, так как не предоставляет круглосуточную поддержку и гарантию выполнения заказа. Более того, бронь Booking.com не дает права на получение визы.

    Местная специфика

    До недавнего времени нашего корпоративного клиента отличало незнание того, что ему может предложить индустрия корпоративного туризма, но на сегодняшний день перечень предложений по выездному корпоративному туризму значительно расширился. Помимо традиционных корпоративных поездок с целью отдыха, особую популярность приобрели конгрессные поездки (посещение выставок и презентаций) и инсентив-программы (с целью поощрения самых лучших сотрудников фирмы, по усмотрению администрации предприятия). Вознаграждение поездкой получает все большее распространение. Рейтинг инсентив-направлений у европейских туристов возглавляют Франция, Испания, Швейцария, Австрия, Кипр и США. Практика показывает, что инсентив-туры являются лучшим стимулятором к труду по сравнению с любым потребительским товаром, но, учитывая, что этот вид делового туризма обходится дорого, в чистом виде доля инсентива очень незначительна, и в секторе делового туризма составляет всего 8 %. В Беларуси также не отмечается повышенный спрос на данную категорию корпоративных поездок. Чего не скажешь о популярном в Европе MICE***- направлении, стремительно набирающем обороты и в Беларуси.  Компании ищут новые рынки, стремятся к новым контактам, учатся, обсуждают проблемы, поощряют своих сотрудников.

     - Из всего многообразия предложений, в Беларуси пользуются популярность далеко не все, - отмечает Иван Чура. - Среди традиционных заказов я отмечу экскурсионные и специализированные туры с целью повышения квалификации. Достаточно интересным я нахожу вариант, когда корпоративный заказчик отправляет своих сотрудников в поездку не группами, а индивидуально. Т.е., администрация или профсоюзный комитет выделяет для каждого сотрудника определенную сумму – дотацию, которой он может воспользоваться при обращении в туристическое агентство, с которым компания заключила договор. Таким образом, компания частично оплачивает отдых своему сотруднику – в рамках социального пакета существующего в  компании. В этом случае каждый вправе выбрать себе индивидуальную поездку, но с доплатой из своего кармана.

    В рамках корпоративного договора туристическая компания может предоставить и специальные цены  плюс скидку  на отдых для сотрудников компании и их семей -  очень часто такое предложение включается в социальный пакет компании для своих сотрудников.

    От слов к делу

     

    Несмотря на популяризацию корпоративного туризма, создается впечатление, что въездной корпоративный туризм развивается у нас гораздо интенсивнее. Показательный пример: не так давно в Витебске состоялся корпоративный фестиваль  самодеятельных творческих коллективов и исполнителей дочерних обществ и организаций ОАО «Газпром» - «Факел». В ходе подготовки к фестивалю в городе провели масштабные реконструкции дорог, концертных площадок, гостиниц. Неудивительно, ведь город посетили  2500 «высоких» гостей.

    В целом в создании инфраструктуры въездного корпоративного туризма в нашей стране в последние годы есть серьезные подвижки: в Минске и областных центрах строятся новые отели и бизнес-центры, расширяется список конгрессов, форумов и деловых мероприятий. Эта тенденция легко объяснима - за последние годы въездной туризм превращается в одну из самых высокодоходных отраслей мировой туристической индустрии.

    - Опять же, делать ставку пока можно только на соседей, так как нехватка бизнес-переводчиков и квалифицированного обслуживающего персонала не позволяют нам выйти на европейский уровень. Решить эти проблемы в ближайшее время вряд ли удастся. Поэтому мы и работаем в основном с  отечественным корпоративным туристом, подразумевая под отечественным и ближайших  соседей, -  говорит Андрей Рудь.

    На сегодняшний день перспектива для выведения выездного корпоративного туризма на достойный уровень в Беларуси существует. Прежде всего, приходит понимание того, что организацией подобных мероприятий должны заниматься именно профессионалы. «Компании, которые имеют корпоративные договора с туристическими компаниями, - экономят время и деньги, получают сервис и поддержку в любой точке мира, сделав один лишь звонок», - отмечает Иван Чура.  

    Очевидно, что отрасль корпоративного туризма пытаются развивать одновременно специалисты многих направлений. Можно сказать, образовался «микс» из компаний, занимающихся разработкой культуры выездного корпоративного туризма: туристические фирмы, создающие специальные корпоративные отделы, агентства, занимающиеся корпоративным и инсентив-туризмом, консалтинговые компании, ориентированные на организацию деловых презентаций и конференций, а также сотрудники самих предприятий-заказчиков услуги «корпоративный туризм». У этого бизнеса всегда есть перспектива. Ведь как показывают маркетинговые исследования, в отличие от  других  видов туристических поездок, в периоды любых экономических спадов и  кризисов  сфера  корпоративного делового туризма страдает меньше всего, а порой даже увеличивает свои объемы.

    * Квест – (с англ., поиск) - инициативная командная приключенческая игра, включающая в себя цепь «точек», которые участникам необходимо посетить в ходе игры

    * * Тимбилдинг – (с англ., командообразование) -  широкий диапазон действий для создания и повышения эффективности работы команды

    ***MICE(Meetings-Incentive-Conferences-Events) – (с англ., встречи-инсентив-конференции-события) – комплекс мероприятий, направленных на развитие, мотивацию, обучение персонала, партнеров и клиентов компании

    Дельный совет:

    При организации корпоративного тура необходимо обратить внимание на штрафы, предусмотренные в договоре с отелем и авиакомпанией в случае отказа от бронирования.  Обычно эта сумма составляет 15 - 20 % от всей стоимости мероприятия. 

    Некоторые риски связаны со здоровьем выезжающих. Многие из них действительно не знают либо умышленно не упоминают о некоторых аллергических реакциях или хронических заболеваниях при заполнении анкеты (анкеты обязательно должны быть заполнены и взяты с собой в поездку, наравне с медицинской страховкой и паспортом). В любом случае, от форс-мажоров никто не застрахован, поэтому не помешает иметь в резерве некоторую сумму на случай подобных обстоятельств.

     

    Инфографика 1

    Страны-лидеры по проведению выездных корпоративов (в процентах от общего количества поездок)

    31% - США

    18% -Австралия

    15 % - Германия

    13% - Япония

    12% -Великобритания

    7 % - Китай

    4% - Россия

    Инфографика 2

    Соотношение делового и рекреационного туризма.

    51 % - поездки с целью отдыха

    33 % - иные цели

    16% - деловой туризм

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by