Delo.by,

    Комментарии 28 Янв 2014 12:14

    Корпоративная культура. Как основа успешной компании.

    Лика Мурашова,

    HR-менеджер МТБанка.

    Специально для «Дела»

    Примеры самых эффективных зарубежных компаний показывают, что корпоративная культура помогает выявить потенциальные способности людей, сплотить их и мобилизовать для выполнения миссии компании. Понимая это, западные управленцы стараются поддерживать сложившиеся традиции фирмы, слегка корректируя их, если того требуют веяния нового времени. Мы сами создаем мир взаимоотношений на работе, включающий в себя систему социального поведения, набор правил и процедур. И этот мир бесконечно разнообразен: каждая социальная группа – будь то семья или компания – имеет свою историю, традиции и правила поведения.

    Как часто рекрутеры  слышат от кандидатов пожелания: «я бы хотел работать в компании с развитой корпоративной культурой и расширенным социальным пакетом»; «я настроен на работу в перспективной компании, где мой профессионализм и карьерные амбиции смогут реализоваться»; «я вижу себя в организации, где можно проявить самостоятельность и где я чувствовал бы свою необходимость».  Для осуществления этих вполне понятных желаний необходимо найти компанию, в которой принятая корпоративная культура будет отвечать вашим требованиям.

    Корпоративная культура – важный инструмент, который входит в кадровую политику организации и может использоваться для принятия любых решений: начиная с того, как должен проходить рабочий день и заканчивая тем, как добиться успеха в делах и максимально себя проявить. Корпоративная культура – это совокупность идей, взглядов, ценностей, разделяемых всеми членами одной организации, которая задает сотрудникам ориентиры их поведения и действий. Корпоративная культура направлена на создание чувства преданности и лояльности по отношению к компании, а также – наматериальное и моральное стимулирование и поощрение квалифицированных специалистов. Формирование корпоративной культуры происходит в тесной взаимосвязи с выбранной стратегией организационного развития: целями компании с точки зрения общественной выгоды, видением того, на каком рынке компания развивается и какое место на нем занимает, позиционированием и стилем организации.

    Для разработки и анализа корпоративной культуры необходимо провести предварительные исследования и собрать максимально достоверную информацию о компании. Анализ должен быть комплексным, поэтому существует несколькометодов, позволяющих досконально изучить корпоративную культуру. К ним относят анализ документов, исследование практики управления, интервью, а также анкетный опрос или тестирование. После изучения документов, стоит провести интервью с топ-менеджерами, выявить их стиль управления, количественные и качественные показатели целей, которые они ставят перед компанией. При помощи конфиденциального анкетирования (или тестирования) можно изучить политику руководителей среднего звена и специалистов. Цель исследования – выявить повседневную практику организации, действительные нормы и неписаные законы, сопровождающие ежедневную работу. Если такая диагностика показала разрыв системы шаблонов, то появляется поле для работы HR-а. Необходимо разработать системный и ценностный подход по устранению проблемных зон. Мероприятия должны основываться на зафиксированных и согласованных решениях в распорядительных документах, положениях, стандартах и закреплении нового поведения и способов управления.

    Важно понимать, что эффективная  корпоративная культура несет в себе следующие функции: коммуникационную, адаптивную, воспитательную.

    Коммуникационная – играет важную роль в установлении контактов и связей между людьми. Примером послужит создание внутреннего сайта только для работников, где есть контакты, фото, функционал, новости и подобная полезная информация.  Адаптивная – облегчает взаимное приспособление людей и организации друг к другу и внешней среде. Она реализуется через общие для всех нормы поведения, ритуалы, «обряды». Воспитательная – защита от воздействия внешних факторов, которая реализуется через различные запреты, «табу», ограничивающие нормы.Корпоративная культура призвана объединять людей, формируя у них чувство принадлежности к организации и чувство гордости.

    В свою очередь, рекрутер должен четко понимать и принимать корпоративную культуру компании и на этапе подбора «отсеивать» неподходящих кандидатов. Адаптация персонала должна включать в себя адаптационный тренинг, который будет разъяснять ценности и приоритеты компании. Конечно, его надо проводить именно в первые дни работы. Закрепленный за новым специалистом наставник должен быть лоялен к компании. Сотрудники размещаются на разных площадках: одни специализируются на производстве, другие работают в офисе. В этом случае очень важен эффективный канал коммуникации, который охватывает разные категории сотрудников (площадка, на которой сотрудники могли бы вовремя ознакомиться с новостями компании). 

    Для того, чтобы повысить эффективность управления культурой в организации, необходимо обратить особенное внимание на нематериальные аспекты организационного окружения. Успех в работе и продвижении современной компании зависит от сплоченности персонала, доверительных, гармоничных и взаимовыгодных отношений между руководством и сотрудниками. «Хорошая организация самое выгодное вложение капитала» – гласит один из принципов управления.

    Пристальное внимание к кор­поративной культуре пока, скорее, тенденция, нежели набравший силу процесс. Ориентируясь на максимальную прибыль, руководители рассматривают персонал лишь в качестве рабочей силы, не более. Приоритет экономической борьбы зачастую тормозит процесс развития культуры компании. Миссия организации, фирменный стиль, доверительные методы управления, корпоративные мероприятия  –  все это присуще, в основном, крупным компаниям.

    Примеры мероприятий корпоративной культуры:

    1. Организация корпоративных турниров по различными видами спорта;

    2. организация и проведение корпоративных мероприятий (Новый год для сотрудников и новогодний утренник для их детей, День Святого Валентина, День рождения, 23 февраля и 8 марта и т.д.);

    3. организация и проведение корпоративных профессиональных и творческих конкурсов;

    4. организация корпоративных туристических слетов;

    5. организация и проведение интеллектуальных игр;

    6. организация и проведение корпоративных акций, программ здоровья, благотворительных мероприятий;

    7. выпуск корпоративных газет, пиар в социальных сетях, СМИ.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by