Ваши многочисленные компетенции, трудолюбие и завидная производительность – все это хорошие предпосылки, но не ключ к успешной карьере. Ваши таланты и навыки нужно умело продемонстрировать и выгодно продать.
Татьяна Пархоменко, delo.by
Возможно, вы собираетесь сделать очередной шаг по карьерной лестнице или ищете свое место в изменившейся рабочей ситуации. А, может быть, пытаетесь оценить собственное положение и перспективы в компании? Общего «рецепта», который поможет добиться максимального эффекта в любой из этих ситуаций, не существует. Зато есть множество способов и практических приемов, которые помогут вам разобраться в своих желаниях и возможностях.
Чтобы хорошо себя продать, важно точно понимать, что вы собой представляете, определить, что является или может стать вашим уникальным торговым предложением (УТП) и в чем ваши конкурентные преимущества.
Чтобы это выяснить, составьте профиль собственных компетенций. Для этого можно использовать следующую пошаговую схему:
Три шага к бренду «Я».
Шаг 1: определите свои сильные стороны
Составьте «курс акций» вашей профессиональной биографии, и отметьте там все свои взлеты и падения:
Рассматривая верхние позиции, ответьте на следующие вопросы:
· Какие из моих способностей/ возможностей/ компетенций/ навыков привели меня к этому успеху?
· Каковы были мои высшие достижения на этой позиции/ в этой должности?
· Почему выполнение этой работы удавалось мне особенно легко/ лучше, чем другим?
Рассматривая самые неудачные моменты карьеры ответьте на вопросы:
· Как я справлялся с этой ситуацией?
· Какие решения я для себя находил?
· Что бы я сделал сегодня по-другому?
После этого представьте себе, что вы произносите речь на своем 80-летнем юбилее:
На какие
· профессиональные успехи
· награды и поощрения
· виды и формы образования
· достижения
· проекты
вы хотели бы оглянуться в этот день?
Практический совет:
Разрабатывая УТП, не бойтесь креативить и изобретать новые подходы
При разработке привлекательного УТП не ограничивайте свою фантазию никакими рамками. Мозговой штурм увеличит ваши шансы получить множество идей и импульсов, которые помогут найти действительно нестандартные варианты.
Спросите друзей, коллег, которым вы доверяете, близких людей – как вы выглядите в их глазах? Обобщите собранную информацию в бизнес-контексте.
Впоследствии вы сможете использовать эти выводы в самых различных ситуациях: при планировании карьеры, на деловых переговорах с партнерами, при собеседовании при приеме на работу или на переговорах по зарплате.
Шаг 2: определите, чего вы хотите достигнуть
Собираетесь подниматься по карьерной лестнице? Да или нет? Начинать путь к цели нужно с её осознания. Определите, чего вы хотите добиться и где оказаться. Ясность этой установки будет полезна для вашей само-презентации, а, соответственно, и для само-маркетинга. Тут всё как с одеждой: главное выбрать то, что вам идет, и в чем вы чувствуете себя естественно и уверенно.
Опираясь на следующие вопросы, вы сможете сориентировать себя в правильном направлении:
· Что для вас важно в жизни? Что вас мотивирует – например, свобода действий, деньги, гибкость временного графика, престиж или семья.
· Что главным образом влияло те решения, которые вы принимали в прошлом?
· Что вы готовы вложить/ инвестировать и чем пожертвовать?
· Какие профессиональные факторы или рабочие условия были для вас долгосрочной мотивацией раньше?
· Чего конкретно вы хотите добиться?
· Каким критериям должно соответствовать удовлетворяющее вас решение?
· По каким признакам вы поймете, что цель достигнута?
Теперь, когда вы определились с позиционированием – разобрались, в чем ваши сильные стороны, и каковы ключевые цели – значительная часть вашего профиля уже составлена. Следующий шаг – конкретизация целевых аудиторий, на которые вам нужно направить свои дальнейшие действия.
Шаг 3: разработайте стратегию достижения цели
Кто и каким образом может оказать вам содействие/ быть полезным? Разделите «помощников» на группы и распределите эти группы по приоритетам. Затем разберитесь, кто и по каким причинам важен для вашего профессионального само-маркетинга в каждом случае:
Пример: менеджер, который не видит на своем предприятии перспектив для дальнейшего развития, принимает решение установить контакт с другими серьезными компаниями, где у него может быть больше шансов. Можно предположить, что для достижения этой цели ему стоит обратиться к персональным консультантам (приоритет А), которые специализируются на определенных отраслях и кадрах для этих отраслей (это основания для приоритета первого уровня).
В ходе беседы с консультантом он должен найти гармоничное соотношение между своими профессиональными компетенциями, уровнем зарплаты и личными представлениями/ пожеланиями. То есть, консультант поможет ему актуализировать и оптимизировать резюме (это уже третий раздел – «действия»).
Так может выглядеть примерная таблица:
| Целевая группа | Преимущества целевой группы | Действия |
Приоритет А | Отраслевые консультанты по персоналу | - у консультантов большая сеть контактов - консультанты хорошо разбираются в отрасли | - Найти консультанта с хорошими рекомендациями - Актуализировать и дополнить резюме
|
Приоритет В | объявления о вакансиях | - благодаря активному самостоятельному поиску можно найти подходящее место | - посещать интернет-порталы, специализирующиеся на трудоустройстве
|
Приоритет С | друзья и знакомые | - возможно, в их компаниях есть вакантные места | - рассказать о том, что вы ищете новое место |
Подытожим вышесказанное в кратком резюме:
Самомаркетинг-компакт: рекомендации по собственному позиционированию
· Проанализируйте исходную ситуацию, выявите ее сильные и слабые стороны
· Найдите своё уникальное торговое предложение (УТП)
· Определитесь с тем, к чему вы двигаетесь – выработайте четкую цель
· Составьте и обобщите свой профессиональный профиль и изложите его в краткой форме
· Используйте все возможные варианты профессиональных контактов
· Убедительно говорите о том, чем вы профессионально занимаетесь
· Рассматривайте само-маркетинг как долгосрочную инвестицию в свой успех
· Регулярно производите критический анализ своего позиционирования и при необходимости вносите изменения в те аспекты, где это необходимо
По материалам немецкого издательства для предпринимателей «VNRVerlagfuerdieDeutscheWirtschaftAG»