Delo.by,

    Комментарии 18 Янв 2016 7:57

    Как управлять женским коллективом

    Простые правила, знание которых поможет вам быть эффективным руководителем

    Сергей Колесников, специально для «Дела»

     

     

    Один мой знакомый – руководитель компании, обращаясь к девушкам в офисе, любил повторять: «Вы не женщины, вы сотрудницы». Но как бы ни хотелось избегать темы гендерных отличий, разница в управлении мужчинами и женщинами все-таки есть. И самая большая ошибка, когда руководители-мужчины думают, что их подчиненные-женщины будут действовать так же, как они сами.

    Так что если вы хотите решать рабочие вопросы эффективно и «без лишней крови», стоит разобраться в особенностях поведения женщины в коллективе. В современном мире границы между «мужским» и «женским» становятся все более размытыми. Поэтому я буду говорить только о наиболее типичных проявлениях женского рабочего поведения, тогда как на практике встречается очень много исключений.

    Ближний свет фар

    Мужчины объективно лучше проявляют себя в роли стратега, а женщинам прекрасно дается оперативное планирование. Мне нравится аналогия с ближним и дальним светом фар: дальний – показывает путь, тогда как ближний позволяет, например, не попасть колесом в яму. Поэтому на должность руководителя правильнее назначать мужчину, а вот роль его заместителя отлично подойдет для женщины.

    У мужчин так называемый туннельный способ мышления. Они собирают информацию, которая относится исключительно к достижению конкретной цели и не отвлекается на посторонние задачи. При равных условиях женщина достигнет цели чуть позже, так как будет зачастую работать с побочной информацией, выполнять второстепенные задачи. У женщин – веерное мышление.

    В этой связи также можно сказать, что мужчины более ориентированы на результат, тогда как женщины увлекаются процессом работы.

    Управляя сотрудниками женского пола, следует помнить, что им свойственно зацикливается на второстепенном. В таких ситуациях правильным будет расставлять приоритеты и контролировать процесс, чтобы сначала решались стратегически важные задачи и только в оставшееся время руки доходили до текучки.

    Рабочие «инстинкты»

    Если двое мужчин придут на работу в одинаковых рубашках, они этого не заметят. А если и обратят внимание, то трагедии для них в этом не будет. С женщинами ситуация обстоит иначе…

    Поведенческая индивидуальность мужчины формируется во время полового созревания, когда мальчик определяет свою линию поведения «в борьбе за выживание». Девочки в этом возрасте заняты «энергетикой» – желаниями, чувствами, эмоциями. Именно поэтому, уже во взрослом возрасте мужчины (если мы говорим о настоящих мужчинах) четко знают, чего они хотят и как этого достичь. А у женщин отлично сформирована эмоциональная сфера: они сентиментальны, склонны близко к сердцу принимать чужие проблемы, но в то же время – зачастую излишне обидчивы и даже скандальны.

    В офисе это проявляется очень наглядно. Мужчины уверенно защищают свою индивидуальность. Нередко можно наблюдать, как на совещаниях взрослые и солидные бизнесмены начинают выяснять, кто из них главный. Женщины, напротив, редко вступают в открытую конфронтацию по защите своей индивидуальности (своей стратегии поведения).

    Собственную индивидуальность мужчины создают для главной своей функции – «выживания». У женщины другая крайне важная роль – «продление жизни». Только «продлевать жизнь» она будет под руководством того мужчины, которого она выбрала сама. Это правило, которое работает не только в семейных отношениях, но и в рабочих. Руководители должны понимать: если «завоевать сердце» своей подчиненной, то она будет готова на многое именно ради вас, а не ради компании.

    Логика vsинтуиция

    Женская логика стала предметом множества шуток. Однако в отличие от большинства мужчин у женщин отлично развита интуиция, а поэтому логикой они просто «забывают» пользоваться. Подарив женщине радость материнства, природа наделила ее особой способностью – чувствовать опасность. Обладая небольшой физической силой, женщина не борется с проблемами, а старается предотвратить. Неудивительно, что лучшие финансовые директора – это, как правило, женщины. Способность предвидеть проблемы и оперативно их предотвращать позволяет им интуитивно оценивать риски и не давать более «горячим» мужчинам принимать опасные решения. Это качество женского пола можно использовать с пользой для бизнеса.

    Однако интуиция может подвести представительниц прекрасного пола. И если женщина-сотрудник настаивает на аргументе «Я так чувствую», а факты доказывают вам обратное – объясните ей все с помощью рациональных доводов. Выстраивайте перед женщиной логические цепочки, обосновывая тем самым ваше мнение. Таким образом, вы сможете достаточно быстро переубедить своего прекрасного оппонента. В моей практике недавно был случай, когда женщина – собственник компании, категорически не хотела рассматривать одного из кандидатов на позицию топ-менеджера. Я понимал, что для фирмы этот человек может быть очень полезен, но никак не мог совладать с ее единственным аргументом: «У меня интуиция, а она меня никогда не подводила». В итоге я расписал на листике все требования к компетенциям и провел анализ компетенций в соответствии с профилем должности. Кое-как удалось уговорить взять на работу именно этого человека. И в результате новый топ-менеджер работает до сих пор и компания им очень довольна.

    Борьба за внимание

    Мужчины, управляющие женским коллективом, неизбежно сталкиваются с конкуренцией за их внимание. Выражаться она может по-разному: в физическом желании понравиться (одежда, внешний вид), в излишней разговорчивости (хочется показаться знающей и опытной), в отказе от выполнения задач (привлечение внимания непокорностью) и т.д. Ловкие руководители отлично пользуются этим качеством противоположного пола. Однако стоит отметить, что как только женщина к вам охладеет, тут же снизятся и результаты ее работы. Апатия придет на смену энтузиазму, и вы будете вынуждены искать иные мотиваторы, кроме собственного личного обаяния.

    Когда за ваше внимание началась настоящая война, то первым делом четко разграничьте зоны ответственности своих сотрудниц. И не позволяйте одной заходить на территорию другой. В такой ситуации прием «внутренняя конкуренция» может навредить, так как усугубляется и без того стрессовая ситуация. Уделяйте каждой из ваших сотрудниц внимание. Помните, что если хоть одна из них почувствует себя обделенной, конфликтов не избежать.

    Болтун – враг компании

    Ну как же женщины могут прожить без разговоров друг с другом на самые разные темы. Если в кабинете работают одни дамы, то избежать сплетен и болтовни не по рабочим темам вам не удастся. Запрещать разговоры на свободные темы конечно можно, но это ни к чему не приведет. Но есть один прием – называется «подсадная утка». Посадите в кабинет, где работают дамы, мужчину, и вы обнаружите, как быстро поменяется их поведение. Вообще, если сфера деятельности позволяет, то лучше всего избегать однородных коллективов. Смешение полов в этом случае будет работать во благо компании.

    Экспериментально доказано, что из-за разговоров не по делу в женских коллективах возникает «синдром оглупления мышления». Сплоченный женский коллектив, как единый механизм, начинает генерировать мысли и идеи, не имеющие ничего общего с реальной картиной мира.

    Ну и, конечно же, лучшее средство от праздной болтовни – максимальная загрузка. Несмотря на то, что с виду женщины – нежные и хрупкие создания, по трудоспособности они дадут фору особям противоположного пола. Так что, спасайте их от «синдрома оглупления мышления» большими объемами работы.

    Кто прав, а кто виноват

    Женщина всегда права! Мужчины, которым пришлось управлять женским коллективом, согласятся с тем, что от женщины достаточно трудно добиться признания собственных ошибок. В разговоре с подчиненной сотрудницей часто можно получить целый список фамилий виноватых, из-за которых она не выполнила задачу в срок. Сотрудница чувствует себя обиженной, но не чувствует своей вины в проблеме. Смещение центра ответственности, как отмечают психологи, это тоже одна из особенностей женской психики. По-другому это называют «склонность к деструктивной обиде». Эта особенность сотрудниц прекрасного пола, с которой можно отлично управляться. До тех пор, пока обида не становится корпоративной нормой.

    Как-то один директор фирмы, который до этого был полковником ВВС, сказал мне фразу, навсегда засевшую памяти: «Моя фирма обабилась». Мы с ним долго говорили на эту тему, и я понял, что нарекания у него вызывает поведение обоих полов, а в особенности – мужчин.

    Давайте с этим разберемся чуть подробнее. Есть на первый взгляд, два похожих, но в корне отличающихся термина: обида и досада. Досада – это когда что-то не получилось, и мы констатируем факт случившегося. Далее включается логика, и определяются причины проблемы, разрабатывается тактика – как в следующий раз сделать так, чтобы этого больше не произошло. Женщинам свойственна иная модель. В случае неудовольствия чем-то или кем-то, они обижаются. Обида – это всегда перенос ответственности: «У меня это не получилось, так как ты …». Состояние обиды очень быстро гасится в чисто мужском коллективе. Обижаться и жаловаться в мужском коллективе не принято. Как показывают исследования, в женских коллективах, наоборот, состояние обиды встречается очень часто: виноваты все, кроме меня! В результате проблема усугубляется, и это происходит до тех пор, пока не найдется женщина-вожак с сильно развитым логическим мышлением. Она решает вопрос «по мужски»: ищет причины, определяет правила, как должны все себя вести, чтобы это больше не повторилось.

    Проводя диагностику персонала, я все чаще сталкиваюсь именно с моделями поведения «обида», а не «досада». И обижаются далеко не только женщины, но и мужчины. Именно такие коллективы мой знакомый назвал «обабившимися». Решение проблемы достаточно простое: расставляйте ловушки для обид! Как только сотрудник смещает центр ответственности со своей персоны, возвращайте его назад, категорически запрещая «указывать пальцем» на кого-то.

    Женщины сильнее мужчин

    То, что женщины выносливее мужчин, проверено на практике. Часто в рабочих задачах мужчины имеют много энергии в самом начале пути, но она быстро гаснет и их производительность падает. Женщины могут с одной и той же производительностью работать в разы дольше. Вывод простой – если есть рутинные длинные задачи, то поручайте их женщинам. При этом важно, чтобы им было интересно эту задачу выполнять. Поэтому помните, что комплимент повышает производительность женщины вдвое.

    Если вдруг этот материал попался на глаза женщинам, то для успокоения могу сказать: управлять мужским коллективом не менее сложно, чем женским. Однако это совсем другая история, о которой я расcкажу в следующем номере журнала «Дело».


    Сергей Колесников,

    топ-менеджер, консультант

    в области организационного развития

    и управления персоналом.

    www.kolesnikov.by

     

     

     

    Другие материалы автора:

    Жизнь по правилам. «Военного времени»

    Между кнутом и пряником

    Штатная «чистка»

    С наименьшими потерями

    Да здравствует король!

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by