Delo.by,

    Комментарии 4 Июн 2015 16:20

    Командная игра

    Сегодня появилось немало компаний, предлагающих под вывеской «тимбилдинг» широкий спектр услуг, далеко не всегда имеющих к нему отношение. Как же выбрать правильного провайдера таких услуг и создать команду, способную решать самые амбициозные задачи?*

    Татьяна Козлова

    Это бизнес, ничего личного

    Командообразование сегодня в тренде, но что это – дань моде или экономическая эффективность? Для тех, кто знает, как это работает, - однозначно последнее. Команда необходима, если компания нацелена на решение сверхзадач или вынуждена оперативно реагировать на внешние вызовы и угрозы. Скорее всего, такие задачи не может «потянуть» каждый сотрудник сам по себе, но за счет синергетического эффекта команда достигает, казалось бы, недостижимого. Опять же, если в организации существуют функциональные пробелы на стыке подразделений, - очень кстати оказывается такое качество команды, как умение найти и распределить ресурсы.

    И, наконец, если необходимо найти выход из кризисной ситуации, то с этой задачей команда справляется гораздо эффективнее, чем просто группа сотрудников. «Мы только приступили к формированию команды, и четко понимаем, что цель этой работы – значительно повысить эффективность работы компании, что приведет к существенному росту бизнеса, - рассказал председатель совета директоров компании «Пиксель Инвестментс» Владимир БЕРЕЗИН. - Мероприятия по командообразованию – это как падение метеорита, как вспышка, которая всех ослепляет, помогает встряхнуть людей, заставить задуматься. Наши сотрудники уже после первых тренингов по-другому стали смотреть на компанию, на свою роль и место в ней, иначе взаимодействуют друг с другом, проявляют больший интерес к собственному профессиональному развитию».

    У команды есть свои ключевые характеристики – это общая цель, единые ценности и ответственность за конечный результат. Но как собственнику и руководителю понять, что именно отсутствие команды становится причиной недостаточно активного развития бизнеса? Чаще всего у первых лиц бизнеса может возникнуть чувство, что в компании «что-то не так» – вроде и стратегические цели вполне достижимые, и процессы налажены, и система мотивации создана, а бизнес идет ни шатко ни валко.

     «Потребность в командообразующих мероприятиях осознается многими управленцами на уровне интуиции, но по некоторым признакам они могут определить, что с командой не все хорошо», – поясняет руководитель проектов Центра активного развития «Абордаж» Александра ЕГОРУШКИНА. Характерные признаки «неполадок» в команде – отсутствие конструктивных конфликтов, как и присутствие деструктивных, обсуждения ради обсуждений, затягивание с решением вопросов, попытки переложить ответственность, сваливание сотрудниками своей вины на других, боязнь высказать свою позицию и т.д.

    С чего начать

    Но искать в командообразующих мероприятиях панацею от всех проблем, ожидая, что придет бизнес-тренер, всех сплотит и «заточит» под нужные цели, не стоит. Должны быть созданы условия.

     «Формированием команды имеет смысл заниматься, когда есть вокруг чего ее формировать, – добавляет Владимир БЕРЕЗИН. – Если есть стратегия, создана успешная бизнес-модель, способная генерировать прибыль, можно заняться вопросами командообразования – чтобы реализовать стратегию, сделать рывок и перейти на новый этап развития компании. Также необходим костяк персоналий – это люди, с которыми мы видим возможность, сформировав команду, дальше развивать свой бизнес».

    Кроме того, формированием команды имеет смысл заниматься только в том случае, когда менеджмент «дорос» до нужного уровня. Собственник или руководитель бизнеса должен четко понимать, какие цели перед собой ставит, а иначе – неправильная постановка задачи и отсутствие необходимого результата.

    Как выбрать компанию, которая сможет оказать качественные услуги по командообразованию? По словам экспертов, это компании, где создана система и где в зависимости от задачи подбирается инструментарий, привлекаются тренеры самых разных специализаций, владеющие этим инструментарием, и только потом составляется план работ, сценарий и т.д. При этом у компании должен быть бизнесовый подход.

    В поиске истинного

    Командообразование складывается из нескольких составляющих. Не всегда обязательно формировать команду – для повышения эффективности компании на определенных этапах достаточно формирования командных навыков, таких как умение давать обратную связь, слушать и слышать, конструктивно критиковать и т.д. Хороший эффект дают мероприятия по формированию командного духа – это лояльность к компании, открытость, энергетическая встряска. Мероприятия по формированию командных навыков и командного духа могут проходить в совершенно разных форматах, начиная от стандартных веревочных курсов до ярких и захватывающих командных приключений.

    Ключевое отличие командообразующего тренинга от обычного корпоративного мероприятия – его наполнение, продуманность содержания. Например, если сценарий готовит студент театрального вуза, все может происходить ярко, красочно и захватывающе, но не работать на цели команды. Если же человек профессионально занимается командообразованием, он продумывает упражнения, их расстановку внутри сценария, может в процессе поменять упражнения местами – то есть давать группе те задания, к которым она уже готовы. И тогда будет эффект.

    Сам рынок услуг по командообразованию некоторые эксперты называют «интимной сферой», настолько он закрытый. Можно найти несколько десятков компаний, заявляющих о своей причастности к этому рынку, но надо учитывать, что термин «командообразование» стал настолько модным, что некоторые игроки необоснованно называют проводимые мероприятия командообразующими. Видимую массовость на рынке создают event-компании, которые в основном копируют уже разработанные тренинги, предлагая заказчикам красивую «обертку» без соответствующей «начинки». По оценкам экспертов, чтобы пересчитать компании на белорусском рынке, которые всерьез занимаются командообразованием, достаточно пальцев одной руки.

    РЕЗЮМЕ

    1. Команда – это группа людей, объединенных общей целью, разделяющих единые ценности, ответственных за конечный результат.

    2. Формирование эффективной команды возможно при наличии стратегических целей, работающей бизнес-модели, зрелого менеджмента в компании.

    3. Команда особенно необходима, если перед компанией стоят сложные, амбициозные цели, а сам процесс их достижения невозможно стандартизировать и описать в виде набора жестких инструкций.

    4. Определить, что с командой не все в порядке, можно по таким признакам, как отсутствие конструктивных конфликтов, затягивание с решение вопросов, сваливание вины, борьба за лидерство, излишний контроль друг над другом и т.п.

    5. При поиске компании, предоставляющей услуги по командообразованию, заказчику важно обратить внимание на системность подхода компании-провайдера, когда под те или иные задачи подбираются соответствующие инструменты, привлекаются тренеры с необходимыми компетенциями, при этом учитывается специфика бизнеса.

    6. Сегодня на рынке часто происходит подмена понятий – командообразующими называют любые развлекательные мероприятия. Поэтому при выборе компании-провайдера заказчику стоит обратить внимание, какая «начинка» предлагается под «оберткой» командообразования.

     

    *По материалам «Аналитического обзора рынка труда и зарплат 1-2015» консалтинговой группы «Здесь и сейчас»

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by