DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 21 Авг 2012 16:01

    От конкуренции — к партнерству

    И белорусский,  и российский бизнесы живут и развиваются в схожих, но достаточно разных условиях.  Пришло время их  сблизить на общем экономическом пространстве.

    Кристина Рыбик, «Дело»

    Бизнес, климат, контроль

    Один из основных международных индексов от Всемирного банка — это легкость ведения бизнеса. По модифицированной методологии оценки Беларусь поднялась с 91 места (из 183 стран) в Индексе 2011 года на 69-ое в Индексе-2012 (Россия занимает 120 место).

    В Докладе-2012 Всемирный  банк  отметил целый ряд действий по улучшению делового климата в Беларуси: упрощение процедуры передачи собственности, отмена нескольких налогов, включая оборотные налоги и налог с продаж, упрощение процедуры уплаты подоходного налога и НДС, сокращение числа платежей  по налогам и введение электронной формы уплаты налогов. К тому же Беларусь «усилила права инвесторов, введя требования большей прозрачности корпоративной информации  для  совета директоров и населения».

    Сильные стороны делового климата Беларуси – это процедура  регистрации  собственности (4-ое место  в мире),  открытия бизнеса (9-ое место в мире) и принуждения к исполнению контрактов (14-ое место). Самой слабой остается система уплаты налогов. Несмотря на то, что Беларусь после 8 лет ушла с последнего места в мире, 156-ая позиция по легкости уплаты налогов немногим лучше.  

    Важным  показателем  для  определения  качества  институтов развития бизнеса является Индекс экономической свободы. Под экономической свободой понимается свобода производства, торговли, защита прав собственности, макроэкономическая устойчивость, низкая  коррупция и  ограниченный  размер  государственных  расходов. Исследования указывают на существующую взаимосвязь между уровнем экономической свободы и благосостоянием. В рейтинге 2012 года Беларусь занимает 153-ое место, что говорит об остром дефиците критически важных для полноценного развития бизнеса институтов и механизмов. К  сожалению,  за  последние 10  лет наблюдается стагнация  основных институтов поддержки предпринимательской активности по данному показателю. Россия в этом рейтинге занимает 144-е место.

    Интересные исследования об условиях ведения бизнеса недавно провело Дискуссионно-аналитическое сообщество «Либеральный клуб». Согласно его выводам, Россия продолжает жить  за счет денежных  средств,  которые поступают от продажи энергоресурсов. Экономическая модернизация находится в вяло текущем состоянии. Результат — отток капитала из России за 2011 год составил $80 млрд.  

    К плюсам правовой системы наших соседей можно отнести достаточно низкую налоговую нагрузку и общее количество налоговых платежей по сравнению с Республикой Беларусь; возможность использования электронного документооборота при оформлении лицензии, а также самую свободную систему  ценообразования среди всех стран ЕЭП. При этом отсутствует единый законодательный акт, который содержит перечень социально значимых  товаров,  что  осложняет  применение права.     

    Минусом является самая сложная и затратная система регистрации  бизнеса.  Это можно отнести ко всем административным процедурам,  с которыми сталкивается  предприниматель при  осуществлении коммерческой деятельности. В налоговом законодательстве есть  пробелы и случаи  неоднозначного толкования законов.

    Эксперты «Либерального клуба» констатируют,  что Беларусь остается в летаргическом сне. Несмотря на успехи в сфере регистрации бизнеса и системы лицензирования в целом.   Сложная налоговая система,  практическое отсутствие свободы в ценообразовании отпугивают капитал. Нежелание властей идти на уступки бизнесу может обернуться для экономики Беларуси потерей конкурентоспособности. Множественные риски становятся все более актуальными в свете вступления России в ВТО.

    Относительная простота регистрации бизнеса и системы получения лицензий является сильной стороной законодательства Беларуси.  Страна также лидирует по простоте ведения международной торговли. На фоне сложной системы налогообложения — низкая ставка налога на прибыль,  а также льготы для предприятий,  зарегистрированных на периферии.

    Сложная налоговая система и нестабильность налогового законодательства, ограничение свободного ценообразования и система проверочной деятельности существенно ограничивают конкурентоспособность  в Едином экономическом пространстве.

    По  данным  опроса  малого  и  среднего  бизнеса  Беларуси, проведенного Исследовательским центром ИПМ,  самым большим препятствием для развития бизнеса в Беларуси является налоговое регулирование: 21,6% опрошенных считает ее «очень большой» и «большой» проблемой. Вторая и третья проблемы связаны с качеством рабочей силы и отношением к труду. На неэффективное государственное управление

    жалуются 19,9% бизнеса, неадекватное предложение инфраструктуры– 19,2%,    инфляцию – 19,2%.

    В России самой большой проблемой, по опросу бизнеса, является коррупция (22,8%). В пятерку основных проблем входят  также неэффективное государственное  управление (13,3%), преступность и воровство (10,1%), налоговые ставки (9,1%) и доступ к финансам (7,6%).

    Что впереди

    Сейчас обе страны стоят накануне изменений,  которые отразятся и на ведении бизнеса. Причины понятны: Единое экономическое пространство работает с начала года,  совсем скоро Россия станет  членом ВТО. Это значит,  что и Беларусь в качестве партнера по ЕЭП должна будет выполнять  принципы и обязательства,  которые на себя берет Россия. Это стандарты,  тарифы,  невозможность ставить ограничения на вхождение на рынок.  Многие вопросы придется унифицировать, а  это переговоры  по сотням пунктов.  Возникнут, например, и новые общие технические условия.  Согласно одному из них, стеклянные бутылки в России перерабатываться не будут. Это выгодно российским производителям  стеклотары.  Но не белорусским.  По словам председателя Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимира Карягина, «производителям ушки надо держать на макушке» и четко отслеживать ситуацию по отдельным рынкам и товарам. «Нужно серьезно готовиться  к вступлению России в  ВТО, —  говорит Владимир Карягин. —   Причем готовиться нужно институционально.  Сейчас в Беларуси не хватает  многих структур,  например, антимонопольного  законодательства.  Проект закона только готовится. И на рынке идем вслепую, без исследований.   У нас есть банки,  кредитный союз, страховые компании и — все. Нет перестраховочных обществ, инвестиционных организаций и фондов.  В России для малого и среднего бизнеса их несколько десятков, причем,  с деньгами по €400-500 млн . Государству придется принимать во внимание мнение бизнеса».

    В общем, сложности ожидаются, но разрешимые.

    Как бы ни хотелось двум странам двигаться дальше «в ногу» и на равных, партнеры Беларуси по ЕЭП имеют одно неоспоримое преимущество — доступ к дешевым энергоресурсам.  Для того  чтобы  белорусскому бизнесу конкурировать  с российским,  необходимо быть  на шаг впереди в создании благоприятных  условий для ведения бизнеса.  Пока этот процесс находится в замороженном состоянии.   

    Мнение эксперта

    Владимир Карягин, председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей

    Уже сегодня надо  мыслить категориями единого экономического пространства.  Если в Беларуси НДС составляет 20 %,  то в России — 18%. Российские предприятия на нашем рынке работают именно с 18 %. На общем пространстве нужно создать условия,  чтобы они были выгодны и российскому, и белорусскому бизнесу на равных. Мы предлагаем национальную платформу,  где  национальная конкурентоспособность повышается. Тогда в России  можно будет увидеть не только конкурента, но и партнера. В свою очередь,  общие усилия повысят конкурентоспособность  в мировом масштабе. 

    Характеристика государственного ограничения ценообразования

    Ограничение ценообразования

    Страны/условия

    Республика Беларусь

    Российская Федерация

    Количество потребительских  товаров и услуг, цены на которые регулируются государством

    44

    15

    Применение ограничительных  максимальных торговых надбавок (в каких  сферах применяются и %).

    Применяются как временные меры

    Различные виды транспортных услуг, лекарственные средства,  детское питание

     

    Краткая характеристика налоговых  систем

     

    Республика Беларусь

    Российская Федерация

     

    Налоговая система

     

    Общее количество налоговых выплат

    18

    9

     

    Время на налоговый учет

    654 часа

    290 часов

     

    Общая налоговая ставка в % от прибыли

    62,8 %

    46,9 %

     

    Подоходный налог

    12%

    13%

     

    Налог на прибыль

    18%

    20%

     

    НДС

    Общая ставка 20%

    Льготная ставка от 0% до 10%

    Общая ставка 18%

    Льготная ставка от 0% до 10%

     

     

     

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by