DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 15 Ноя 2012 0:00

    Потенциал не исчерпан

    Белорусские компании используют далеко не все возможности в Польше.

    Экономика Польши характеризуется быстрым и стабильным ростом, а среди ее «стратегических» ресурсов – молодые и высокообразованные специалисты. Оптимальное сочетание для вложения инвестиций. Пользуется ли этим белорусский бизнес?

    Ниша для бизнеса

    В прошлом году в Польше работало около 63 тысяч фирм с иностранным капиталом. Это довольно высокий показатель, который доказывает привлекательность польской экономики для инвестирования. В рейтинге ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию) Польша значится на шестой позиции среди наиболее благоприятных для инвесторов стран мира. 

    Эксперты Ernst & Young утверждают, что Польша, действительно, одно из наиболее привлекательных мест для размещения инвестиций в Европе. Страна стартовала, имея стратегическое расположение и 38 миллионов потребителей, а сегодня Польша пришла к стабильной экономической и политической ситуации. Тем не менее, здесь не забывают о необходимости повышения квалификации специалистов и рабочей силы, о развитии  менеджерских способностей персонала. Много внимания уделяется ведению системы инвестиционного стимулирования и упрощению процедуры ведения бизнеса. Без сомнения, прочные основы рыночной экономики вызывают доверие иностранных инвесторов.  

    Однако белорусские инвесторы не стоят в очереди, чтобы вложить свои деньги в многообещающую польскую экономику. «Белорусские компании еще не используют все возможности в Польше,  – считает генеральный директор Польско-белорусской торгово-промышленной палаты Казимеж Здуновски. Частные предприятия пока не проявляют интереса к борьбе за трудный рынок и твердые деньги, так как их приоритет – в странах ЕврАзЭС. Там им проще зарабатывать, чем в Польше или ЕС. Беларусь выиграла в лотерею за одну ночь. Теперь нужно закрепить преимущества путем модернизации предприятий и создания новых».

    По мнению первого советника Посольства Польши в Беларуси, руководителя Отдела содействия торговле и инвестициям Веслава Покладэка, нишу для своего бизнеса в Польше может найти каждый. Все зависит от качества,  цены продукта и… капиталовложений. «Не все белорусские предприятия понимают важность проведения маркетинговых исследований на новом рынке, к тому же на это нужно потратить очень серьезные деньги, – отмечает Веслав Покладэк. – Если российский рынок обжит давно, то в Польше его надо завоевывать».

    Простой пример: сырокопченая колбаса пользуется большим спросом в Беларуси и практически не популярна в Польше. Однако покупателей за рубежом найти  все же можно, только для начала их надо подготовить. Маркетинг требует больших вливаний капитала и терпения,  особенно если на рынок приходится выводить новый продукт. Инвестирование в польскую экономику, где все торгуют в кредит, а обороты сделок достаточно велики, требует серьезного инвестирования. Причем все это даст свои результаты не сразу. Однако, по словам Веслава Покладэка, белорусский малый и средний бизнес в Польше себя нашел и не боится там развиваться.

     

    Помощь лишней не бывает

    Белорусские инвестиции в Польше в 2011 году были достаточно скромны: всего лишь $7 млн, в то время как польское государство предлагает довольно интересную поддержку для бизнеса. Она касается, в том числе, и иностранных предприятий,  созданных на территории Польши.   

    Например, на развитие инновационных проектов планируется потратить около $1 млрд. В Польше уже сложился тренд: инвестиции охотней вливаются не в традиционное производство,  а в высокие технологии. По прогнозам специалистов,  Польшу уже через несколько лет можно будет сравнить со знаменитой Силиконовой Долиной. В 2012 году сразу две крупнейшие корпорации – Intel и Google – выбрали эту страну для строительства новых исследовательских центров. В первую очередь, их привлекли кадровые ресурсы, способные создать уникальные продукты в сфере информационных технологий, а также относительно низкие затраты на оплату труда при высоком уровне квалификации технических специалистов, большинство из которых превосходно владеет английским языком. Помимо всего прочего, Польша получает субсидии на развитие высоких технологий от Европейского союза: до конца 2012 года в рамках такого проекта планируется выделение еще двух миллиардов золотых.

    Помощь Евросоюза ощущается не только в сфере высоких технологий. С 2007 по 2013 Польша получит €70 млрд от ЕС на поднятие уровня жизни, развитие инфраструктуры и производства.  Здесь для получения финансовой поддержки также существуют свои ограничения, однако в конкурсном отборе проекты частных и государственных компаний выступают на равных условиях.

    Распределением средств занимается Польское агентство развития предпринимательства, которое и определяет размеры дотаций. Они могут зависеть от двух факторов. Во-первых, это область, в которой планируется производство. В Варшаве поддержка самая низкая,      т. к. в городе сосредоточены все крупные предприятия. В то же время, например, в Белостоке можно рассчитывать на финансирование проекта на 60-70%. Во-вторых, учитывается отрасль экономики, куда планируется вливание инвестиций. В числе приоритетов IT-сфера, автомобилестроение и машиностроение. Если же предприятие, получившее финансирование, в течение шести лет будет работать на высоком уровне, то все средства,  полученные в виде поддержки, становятся безвозмездными.

    Не стоит упускать из виду, что Польша – это не просто большой рынок, который находится рядом с Беларусью, но еще и выход на рынки ЕС. А это 500 млн потенциальных потребителей против 170 млн потребителей в странах Таможенного союза.

    Potencja? nie jest wyczerpany

    Polska gospodarka charakteryzuje si? szybkim i stabilnym wzrostem, a w?ród swoich "strategicznych" zasobów - pracownikami m?odymi i dobrze wyszkolonymi. Optymalne po??czenie dla inwestycji. Czy wykorzysta to bia?oruski ?wiat biznesu?

    W ubieg?ym roku w Polsce pracowa?o oko?o 63 tysi?cy firm z udzia?em kapita?u zagranicznego. Jest to imponuj?ca liczba, co ?wiadczy o inwestycyjnej atrakcyjno?ci polskiej gospodarki . W rankingu UNCTAD (Konferencja Narodów Zjednoczonych ds Handlu i Rozwoju) Polska jest wymieniona na szóstej pozycji w?ród krajów przyjaznych dla inwestorów. Eksperci Ernst & Young twierdz?, ?e Polska jest rzeczywi?cie jedn? z najbardziej atrakcyjnych lokalizacji inwestycyjnych w Europie. Kraj ten rozpoczyna?, maj?c strategiczn? lokalizacj?  i 38 milionów konsumentów, a dzisiaj Polska dotar?a do stabilnej sytuacji gospodarczej i politycznej. Jednak?e, polacy nie zapominaj? o konieczno?ci poprawy poziomu wyszkolenia specjalistów i pracowników, o rozwoju umiej?tno?ci kadry. Du?o uwagi po?wi?ca si? utrzymaniu systemu zach?t inwestycyjnych i uproszczeniu procedur biznesowych. Bez w?tpienia, solidne podstawy gospodarki rynkowej powoduje wzrost zaufania zagranicznych inwestorów.

    Jednak bia?oruscy inwestorzy nie stoj? w kolejce aby ulokowa? swoje pieni?dze w obiecuj?cej polskiej gospodarce. "Bia?oruskie przedsi?biorstwa nadal nie wykorzystuj? wszystkich mo?liwo?ci w Polsce, - uwa?a dyrektor generalny Polsko-Bia?oruskiej Izby Handlowej Kazimierz Zdunowski. - Przedsi?biorstwa prywatne, nie wykazuj? zainteresowania w walce o trudny rynek i twarde pieni?dze, dla tego ?e ich pryorytet - krajeWNP. Jest to ?atwiejsze ni? zarabianie w Polsce lub UE. Bia?oru? wygra?a na loterii w ci?gu jednej nocy. Teraz trzeba wzmocni? przewag? poprzez modernizacj? przedsi?biorstw i stworzenie nowych firm.

    Bia?oruskie inwestycje w Polsce w 2011 r. by?y do?? skromne: tylko 7 milionów dolarów, podczas gdy polski rz?d oferuje interesuj?ce wsparcie dla biznesu. Dotyczy to w szczególno?ci, i zagraniczne przedsi?biorstwa powsta?e na terytorium Polski.

    Od 2007 do 2013 Polska otrzyma 70 mld euro z UE, aby podnie?? standard ?ycia, infrastruktury i produkcji. W Polsce dla otrzymania wsparcia finansowego równie? istniej? swoje ograniczenia, a projekty firm prywatnych i pa?stwowych traktowane s? jednakowo. Priorytetowe obszary - Sektor IT, motoryzacyjny i budowa maszyn.

     

     

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by